ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2982/19 от 27.11.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Дело №2-2982/2019

24RS0035-01-2018-003471-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2019 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Минкиной М.Т. при секретаре Кийкове Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ТСН «Родники» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ТСН «Родники» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений, мотивируя тем, что согласно договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Родники» является арендатором лесного участка из состава земель лесного фонда, общей площадью 0,305 га, расположенного: <адрес> с номером в государственном лесном реестре предоставленные для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. В соответствии с пп. «е» п.13 договора, арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов в соответствии с законодательством РФ на основании проекта освоения лесов. Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов. В соответствии с проектом освоения лесов ТСН «Родники» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке. ДД.ММ.ГГГГ сотрудником КГБУ «Минусинское лесничество» составлен отчет о выполнении объема противопожарных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ согласно которому не выполнены следующие противопожарные мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м.)- 1,504 км.; прочистка противопожарных минерализованных полос (шириной не мене 1,4 м.)- 1,504 км.; утверждение маршрута наземного патрулирования- 1/5 шт/км.; разработка оперативного тушения пожара- 1 шт.; создание резервного запаса ГСМ- 1 т.; создание добровольной пожарной дружины- 1/10 кол/чел; обучение руководителя тушению лесных пожаров- 1 чел.; обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок- 10 чел. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. Просит суд обязать ТСН «Родники» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следующие противопожарные мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м.)- 1,504 км.; прочистка противопожарных минерализованных полос (шириной не мене 1,4 м.)- 1,504 км.; утверждение маршрута наземного патрулирования- 1/5 шт/км.; разработка оперативного тушения пожара- 1 шт.; создание резервного запаса ГСМ- 1 т.; создание добровольной пожарной дружины- 1/10 кол/чел; обучение руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел.; обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок- 10 чел. Приостановить деятельность ТСН «Родники» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства. Запретить ТСН «Родники» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность (л.д.3-6).

В судебное заседание представитель истца, представитель ответчика, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д.39,43-45), заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.51,59-60), ответчик не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что ТСН «Родники» фактически деятельность не ведет более года (л.д.47), в связи с чем, суд полагает, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включает в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичное положение об осуществлении лицами, использующими леса на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, мер пожарной безопасности, содержится в п.5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ; Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417).

Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014 N 33456, начало действия документа 05.10.2014 года).

Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.05.2014 года №99-ФЗ, организационно правовая форма арендатора ДНТ Родники» лесного участка по договору от ДД.ММ.ГГГГ изменена на ТСН «Родники» (л.д.18).

Между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ДНТ «Родники» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-28). По настоящему договору арендодатель в соответствии со ст.21,45,71 Лесного кодекса РФ обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, сроком на 49 лет, находящийся в государственной собственности, определенный п.2 настоящего договора (п.1.1 договора). Лесной участок (л.д. 41-42) из состава земель лесного фонда, общей площадью 0,305 га защитных лесов, расположенный: <адрес> с номером в государственном лесном реестре , предоставляемый в аренду для выполнения работ в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство и эксплуатация <данные изъяты>) (п.1.2). Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложения , являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (п.1.3). Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению (п.1.4). К обязанностям арендатора, в т.ч. договором отнесено осуществление мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по не допущению распространения лесного пожара, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в нормативных, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пп. «е» п.12 договора).

Согласно проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду СНТ «Родники» (л.д.9-17), территория арендуемого лесного участка подлежит охране от пожаров, от загрязнений и иного негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов обязаны, в том числе соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Исходя из вида использования лесного участка, арендуемой площади, протяженности линейного объекта (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, 0,305 га- указана в договоре) необходимо выполнить следующие противопожарные мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м.)- 1,504 км.; прочистка противопожарных минерализованных полос (шириной не мене 1,4 м.)- 1,504 км.; утверждение маршрута наземного патрулирования- 1/5 шт/км.; разработка оперативного тушения пожара- 1 шт.; создание резервного запаса ГСМ- 1 т.; создание добровольной пожарной дружины- 1/10 кол/чел; обучение руководителя тушению лесных пожаров- 1 чел.; обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок- 10 чел. (л.д.16-17).

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) по договору аренды лесного участка с ДД.ММ.ГГГГ ДНТ «Родники» не выполнены следующие противопожарные мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м.)- 1,504 км.; прочистка противопожарных минерализованных полос (шириной не мене 1,4 м.)- 1,504 км.; утверждение маршрута наземного патрулирования- 1/5 шт/км.; разработка оперативного тушения пожара- 1 шт.; создание резервного запаса ГСМ- 1 т.; создание добровольной пожарной дружины- 1/10 кол/чел; обучение руководителя тушению лесных пожаров- 1 чел.; обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок- 10 чел.

Из сообщения Межрайонной ИФНС №10 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСН «Родники» было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ процедура исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ прекращена, в связи с поступлением заявлений от заинтересованных лиц. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Родники» является действующим юридическим лицом (л.д.29,51-54,56-58).

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд принимает во внимание, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт не выполнения ответчиком противопожарных мероприятий по: устройству противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м.)- 1,504 км.; прочистки противопожарных минерализованных полос (шириной не мене 1,4 м.)- 1,504 км.; утверждению маршрута наземного патрулирования- 1/5 шт/км.; разработки оперативного тушения пожара- 1 шт.; созданию резервного запаса ГСМ- 1 т.; созданию добровольной пожарной дружины- 1/10 кол/чел; обучению руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел.; обучению работников тушению лесных пожаров, проведению тактических учений и тренировок- 10 чел.

Согласно п.15 (2) Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.

Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду доказательств соблюдения в полном объеме требований лесного законодательства в части выполнения противопожарных мероприятий.

При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности на ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарных мероприятий по: устройству противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м.)- 1,504 км.; прочистки противопожарных минерализованных полос (шириной не мене 1,4 м.)- 1,504 км.; утверждению маршрута наземного патрулирования- 1/5 шт/км.; разработки оперативного тушения пожара- 1 шт.; созданию резервного запаса ГСМ- 1 т.; созданию добровольной пожарной дружины- 1/10 кол/чел; обучению руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел.; обучению работников тушению лесных пожаров, проведению тактических учений и тренировок- 10 чел. в соответствии с требованиями действующего законодательства, подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.24,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст. 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды). Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер.

В связи с изложенным, приостановление деятельности ответчика по договору аренды лесного участка должно обеспечить не наступление вредных последствий, связанных с деятельностью, осуществляемой с нарушением законодательства.

Таким образом, приостановление деятельности ТСН «Родники» ввиду не устранения нарушений сроком до выполнения ответчиком противопожарных мероприятий, является обоснованным.

Требование о запрете передачи прав и обязанностей по договору иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря суд также находит правомерным, поскольку они направлены на обеспечение исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности на используемых лесных участках.

По правилам ст.ст.103, 98 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ТСН «Родники» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений- удовлетворить.

Обязать ТСН «Родники» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следующие противопожарные мероприятия:

- устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м.)- 1,504 км.;

- прочистка противопожарных минерализованных полос (шириной не мене 1,4 м.)- 1,504 км.;

- утверждение маршрута наземного патрулирования- 1/5 шт/км.;

- разработка оперативного тушения пожара- 1 шт.;

- создание резервного запаса ГСМ- 1 т.;

- создание добровольной пожарной дружины- 1/10 кол/чел;

- обучение руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел.;

- обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок- 10 чел.

Приостановить деятельность ТСН «Родники» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства.

Запретить ТСН «Родники» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность.

Взыскать с ТСН «Родники» в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ