ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2012г. г.Красноярск
Центральный районный суд г.Красноярска
В составе: председательствующего судьи Жуля А.В.
С участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя третьего лица МКУ г<данные изъяты>» ФИО3.,
при секретаре Санниковой О.Н.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 Л,В к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и обязывании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2 к Администрации <адрес> о возложении обязанности по обеспечению безопасными и благоприятными условиями проживания и о включении жилого дома в программу по переселению на 2012<адрес> требования мотивировал тем, что решением межведомственной комиссии от 26.12.2008г. № 92 многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Бездействие органов местного самоуправления (администрации <адрес>), выразившееся в непринятии в течении трех лет мер по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, является незаконным, создающим угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан и иных лиц, свидетельствует о нарушении конституционных и жилищных прав граждан (неопределенного круга лиц). Кроме того на территории <адрес> реализуется программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>. Согласно информации, предоставленной Департаментом градостроительства администрации <адрес>, в октябре текущего года Департаментом в адрес Министерства строительства и архитектуры <адрес> направлено предложение для включения многоквартирного жилого <адрес> в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в <адрес>» на 2012 год. В настоящее время Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства лимит средств и процент софинансирования для <адрес> на 2012 год не установлен. Таким образом, вопрос о включении многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу в программу переселения в настоящее время, остается не разрешенным. Вместе с тем, поскольку многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежит сносу уже само нахождение граждан внутри указанного жилого дома представляет опасность и для их проживания и вопрос длительного не включения дома в программу сноса может повлечь наступление последствий различной степени тяжести. Переселение жителей <адрес> до настоящего времени не произведено. Таким образом, все разумные сроки переселения граждан прошли, администрацией <адрес>, должным образом не исполняются обязанности по переселению граждан из аварийного и подлежащего сносу дома на основании заключений межведомственной комиссии от 26.12.2008г. № 92, чем нарушает жилищные права граждан, в том числе гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище, по которым понимается пригодное для постоянного проживания жилое помещение (ст. 15 ЖК РФ). В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 05.11.2002 года ФИО4 является нанимателем жилого помещения № по <адрес>, ФИО5 в соответствии с договором социального найма от 25.05.2009 № 1794 является нанимателем жилого помещения № по <адрес>. 317. ФИО2 является членом семьи нанимателя. ФИО1 является в соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения № по <адрес>. Просит признать бездействие Администрации <адрес> незаконными, обязать администрацию <адрес> включить многоквартирный жилой <адрес> в программу по переселению граждан на 2012 год и обязать администрацию <адрес> обеспечить жильцов многоквартирного жилого лома № по <адрес> безопасными и благоприятными условиями проживания.
В дальнейшем процессуальный истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в непредоставлении благоустроенных жилых помещений по договору социального найма ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО7 в связи с тем, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> подлежит сносу, а также обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО1 по договору социального найма изолированные благоустроенные жилые помещения в пределах <адрес>, равнозначные по общей площади и по жилой площади ранее занимаемым жилым помещениям в связи с тем, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> подлежит сносу.
В судебном заседании истцы ФИО7, ФИО2 заявление поддержали по выше изложенным основаниям с учетом поступивших уточнений.
Истцы ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Процессуальный истец – прокурор <адрес> в судебное заседание не явился.
Представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причине отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Третье лицо ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, Сумба Э.С., Сумба Т.Э., Сумба Т.С.,Сумба К.С. в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица МКУ г<данные изъяты>» ФИО3 пояснила, что разработка программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда входит в функции Департамента градостроительства администрации <адрес>, срок переселения жителей <адрес> в <адрес> будет определен в соответствии с принятой программой, при условии включения данного дома в программу.
Представитель третьего лица Департамента <адрес>, Министерство <данные изъяты> в зал суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причине отсутствия суд не уведомили.
Принимая во внимание, что ответчик не исполнил процессуальную обязанность по извещению суда об уважительности причин отсутствия, согласие стороны истца на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и принять по делу заочное решение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1,2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заключением от 26.12.2008г. № 92 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации <адрес> от 06.07.2006г. №612, износ конструктивных элементов жилого <адрес> в <адрес> составил более 66%, и в соответствии с п.33 Постановления Правительства от 28.01.2006г. №47 многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу. Заключение принято, в том числе на основании технического отчета ООО «<данные изъяты>», ссылка на которое имеется в заключениях.
Согласно ответу Департамента <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> включен в проект программы сноса на 2011-2012 г.г.
В соответствии с письмом Департамента <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство <адрес> направлено предложение о включении в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2012г. 14 аварийных жилых домов, в том числе многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. Сведений о включении Министерством строительства и архитектуры <адрес> в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2012г. многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> до настоящего времени не имеется.
В соответствии с письмом МКУ <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> срок переселения жителей <адрес> в <адрес> будет определен в соответствии с принятой программой, при условии включения данного дома в программу, целевых программ по переселению граждан их аварийного жилищного фонда на 2012г. не принималось.
Согласно информации Министерства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не установил лимит средств и процент софинансирования для <адрес> на 2012г., после установления лимита средств краю будет сформирована Программа в пределах выделенного лимита, в дальнейшем Администрация <адрес>, исходя из степени аварийности и вероятности обрушения домов, самостоятельно определяет какие из ответчающих требованиям программы аварийных домов будут включены в заявку муниципального образования, формируемую с учетом суммы средств, выделенных на данное мероприятие.
В <адрес> (общей площадью 66,20 кв.м. и жилой 50,80 кв.м.) <адрес> проживают ФИО5, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги и договором социального найма.
В трехкомнатной коммунальной <адрес> проживают: в двух комнатах (общей площадью 42,1 кв.м. и жилой 32,8 кв.м.)- ФИО4 и члены ее семьи Сумба Э.С., Сумба Т.Э., Сумба Т.С.,Сумба К.С. на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, в третьей комнате, жилой площадью 16,4 кв.м - ФИО1, ФИО11, ФИО12 на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.1.ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. ( ч.2 ст. 89 ЖК РФ).
Как следует из п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, следует учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием дома аварийным носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежним, в связи с чем, суд полагает, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчика Администрацию <адрес> предоставить ФИО5 и ФИО2, составом семьи пять человек благоустроенное жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее общей площади 66,20 кв.м. и жилой 50,80 кв.м., состоящее из трех комнат, подлежат удовлетворению. Требования прокурора о предоставлении жилого помещения ФИО4, составом семьи пять человек и ФИО1, составом семьи три человека также подлежат удовлетворению, при этом ФИО4 должно предоставлено благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат в коммунальной квартире, общей площадью не менее 42,1 кв.м, жилой не менее 32,8 кв.м., ФИО1 жилое помещение, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире, жилой площадью не менее 16,4 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в непредоставлении благоустроенных жилых помещений по социального найма ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 Л,В.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО5, ФИО6 Л,В, составом семьи пять человек отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес> - трехкомнатную квартиру, общей площадью не менее 66,20 кв.м. и жилой не менее 50,80 кв.м.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО4, составом семьи пять человек благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес>, состоящее из двух комнат в коммунальной квартире, общей площадью не менее не менее 42,1 кв.м, жилой не менее 32,8 кв.м.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1, составом семьи три человека благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес>, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире, жилой площадью не менее 16,4 кв.м.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись А.В. Жуль
Верно:
Судья А.В. Жуль