РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2018 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Амосовой Н.Л., при секретаре Ешидоржиевой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2983/2018 по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Производство нерудных материалов» о запрете деятельности по сбросу сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований и уточнений указано, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, по результатам которой установлен факт незаконного пользования ООО «Производство нерудных материалов» (ОГРН 1113850034605) водным объектом в виде незаконного сброса сточных вод в водный объект.
ООО «ПНМ» осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участке недр «........» на основании лицензии №, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - Министерство), со сроком действия до Дата.
Разработка участка недр местного значения «........» осуществляется ООО «ПНМ» на основании согласованного в установленном порядке технического проекта «Разработка участка месторождения песчаногравийной смеси «........», Адрес.
В ходе проведенного Дата Службой по охране природы и озера Адрес (далее - Служба по охране природы) рейдового осмотра территории участка недр местного значения «Изосимов ........» установлено наличие дренажной траншеи в днище карьера. Днище карьера в значительной степени обводнено. По существующей системе траншей дренажные воды поступают в водоприемный зумпф, расположенный в юго-восточном углу карьера на земельном участке с кадастровым номером №, откуда насосом по системе труб отводятся в водоотводную траншею, проложенную на неразграниченных землях в пределах кадастрового квартала Адрес, входящих в границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Траншея имеет длину порядка 520 метров и в точке с географическими координатами № с.ш., № в.д. раскрывается (впадает) в малый водоток, берущий начало в окрестностях Адрес. На момент обследования осуществлялся сброс дренажных вод из карьера «........» в вышеуказанную водоотводную траншею.
Согласно информации ФГБУ «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» водоток, в который осуществляется сброс дренажных вод, является правобережным притоком Иркута, впадающим в реку на 24 км. от устья. Данный водоток является постоянно действующим ручьём и не имеет собственного названия.
Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) установлено, что к водным биологическим ресурсам (водные биоресурсы) относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона).
В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, юридические лица для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
В силу пункта 9 указанных Правил по результатам рассмотрения заявки о согласовании органами Росрыболовства принимается решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности, которое оформляется в виде заключения, в котором содержится краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания; выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Между тем, проверкой установлено, что ответчик в установленном порядке не обращался в органы Росрыболовства за согласованием деятельности, выраженной в сбросе сточных вод в водный объект.
В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой VII данного Закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из ст. 23 названного выше Федерального закона следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В силу ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.
Порядок получения решения установлен статьями 22, 23 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844, предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а в силу п. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 39 указанного Кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Согласно статье 23.2 Федерального закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно п. 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 в проектную документацию включаются мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Таким образом, технологический процесс, включающий сброс сточных вод в водный объект при добыче ответчиком общераспространенных полезных ископаемых должен быть предусмотрен техническим проектом и согласован в установленном порядке. Вместе с тем, технический проект не предусматривает отведение и сброс сточных вод с территории карьера в водный объект - ручей.
Согласно п. 7 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 41 Водного кодекса Российской Федерации водопользование может быть приостановлено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 Пленума Верховного суда РФ N 21 от 18 октября 2012 года "О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования", если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Пункт 1 статьи 1065 ГК РФ предоставляет заинтересованному лицу возможность обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.
С учётом того, что водный объект - ручей является притоком Иркута - водного объекта высшего рыбохозяйственного значения, входящего в Байкальский рыбохозяйственный бассейн, несогласованная и не предусмотренная техническим проектом деятельность по сбросу сточных вод в водный объект представляет реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, а именно водным объектам - ручей безымянный и реке Иркут.
Использование водного объекта в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях осуществления сброса сточных вод в водный объект, добыча общераспространенных полезных ископаемых в нарушение технического проекта нарушают интересы Российской Федерации как собственника водного объекта и недр, а также нарушают интересы РФ в сфере рационального использования и охраны недр, а также в сфере регулирования водных правоотношений в части нарушения установленного государством принципа приоритета охраны водных объектов перед их использованием.
Кроме того, в результате указанных действий ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.
Просит запретить ООО «Производство нерудных материалов» (ОГРН 1113850034605) деятельность по сбросу сточных вод с участка недр местного значения «........» в водный объект - ручей, не имеющий собственного названия, берущий начало в окрестностях Адрес и впадающий в реку Иркут на 24 км. от устья до устранения нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, а именно:
до получения решения о предоставлении в пользование в целях сброса сточных вод водного объекта (ручья, не имеющего собственного названия, берущего начало в окрестностях Адрес, впадающего в реку Иркут на 24 км. от устья);
до внесения в установленном порядке в технический проект «Разработка участка месторождения песчано-гравийной смеси «........» изменений, предусматривающих отведение и сброс сточных вод в водный объект (ручей, не имеющий собственного названия, берущий начало в окрестностях Адрес, впадающий в реку Иркут на 24 км. от устья);
до согласования в установленном порядке с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства деятельности по сбросу сточных вод в водный объект (ручей, не имеющий собственного названия, берущий начало в окрестностях Адрес, впадающий в реку Иркут на 24 км. от устья).
В судебном заседании представитель истца Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 поддержал исковые требования с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Производство нерудных материалов» по доверенности ФИО4 не признал исковые требования, поддержал отзыв на иск.
В судебное заседание представители третьих лиц Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства не явились, извещенные надлежащим образом.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч. 7 ст. 60 Водного кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом, Общество с ограниченной ответственностью «Производство нерудных материалов» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности Общества является разработка гравийных и песчаных карьеров.
Министерством природных ресурсов и экологии Адрес ООО «ПНМ» выдана лицензия серии № ТР с целевым назначением работ – геологическое изучение, разведка и добыча песчано-гравийных пород на участке недр местного значения «........», расположенный на территории Адрес. Данный участок имеет статус горного отвода. Срок окончания действия лицензии установлен Дата.
Службой по охране природы и озера АдресДата произведено плановое (рейдовое) обследование (осмотр) территории земельных участок, в их числе земельного участка в границах недр «........». По результатам данного обследования составлен акт №-гэ от Дата, из которого следует, что на участке недр местного значения «........», расположенном на 200 м западнее западной границы участка недр «........» и удаленном примерно на 1 км от западной окраины Адрес, также находится карьер, на котором в момент осмотра работал экскаватор, осуществлявший углубление существующей дренажной траншеи в днище. Выемка полезного ископаемого и его размещение в отвал для обезвоживания, отгрузка песчано-гравийной породы в момент рейдового обследования не осуществлялись. Однако запасы песчано-гравийной породы участка недр не исчерпаны; добытое ранее полезное ископаемое, размещенное в днище карьера отдельными отвалами для обезвоживания, не перемещено. Днище карьера в значительной степени обводнено. По существующей системе дренажных траншей вода поступает в водоприемный зумпф, расположенный в юго-восточном углу карьера на земельном участке с кадастровым номером №. На выровненной площадке (полке) в нижней части борта карьера в юго-восточном его углу установлен насос; всасывающий рукав насоса погружен в водоприемный зумпф. Непосредственно к насосу присоединена гибкая армированная гофрированная водоотводная труба, вторым концом соединенная с металлической трубой, проложенной над уровнем земной поверхности на деревянных опорах, уходящей под полотно дороги, связывающей территорию промышленной площадки АО «ИДСК» с автодорогой Адрес), обеспечивающей отвод дренажных вод в водоотводную траншею. Данная траншея начинается непосредственно у левой обочины названной дороги (если двигаться по направлению к промышленной площадке АО «ИДСК») у точки осмотра № с координатами №с.ш. № в.д.. Следует первоначально субширотно на восток до точки осмотра № с координатами №°с.ш. № в.д., затем субмеридионально на юг на неразграниченных землях в пределах кадастрового квартала №, входящих в границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства - трех линий электропередач, в т.ч. № «Шелеховская» - ПС «Иркутская» (опоры на земельном участке с кадастровым номером № ВЛ 500кВ № «Шелеховская» - ПС «Тыреть» (опоры на земельном участке с кадастровым номером №), ВЛ № «Шелеховская» - ГО ГРЭС (опоры на земельном участке с кадастровым номером №). Отвалы пород по бортам траншеи отсутствуют. Борта невысокие - не более 0,3-0,5 м - освоены травяной растительностью, что указывает на длительность существования траншеи. Траншея имеет длину порядка 520 м и раскрывается (устье траншеи) в малый водоток, поименованный в обращении как «Адрес ключи», в точке с координатами №с.ш. № в.д. - точка осмотра №. На момент рейдового обследования сброс дренажных вод из карьера «........» в описанную выше водоотводную траншею осуществлялся, и, таким образом, фактически осуществлялось пользование малым водотоком, не имеющим собственного названия, закрепленного на географической карте, берущим начало в окрестностях Адрес, протекающим вдоль южной окраины Адрес и впадающим в границах названного населенного пункта в Адрес ориентировочно на 24 км от устья последнего (правый приток первого порядка Адрес), в целях сброса сточных вод.
Согласно ответу ФГБУ «Иркутское УГМС» от Дата водный объект является правобережным притоком Иркута, впадающим в реку на 24 км от устья. Он относится к малым водотокам, являющимся постоянно действующим ручьем без названия, в нижнем течении по заболоченной пойме.
Также в материалы дела представлен акт проверки №-гэ от Дата, составленный Службой по охране природы и озера Адрес. В данном акте отражены выявленные нарушения ответчиком обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
1.«Проектной документацией разработки участков месторождения песчано-гравийной смеси «........», Адрес». - Иркутск, 2014» не предусмотрен отвод сточных (дренажных) вод карьера, разрабатываемого на участке недр местного значения «........» на основании лицензии №, и их сброс в поверхностные водные объекты. Фактически ООО «Производство нерудных материалов» осуществляется водоотвод и сброс сточных (дренажных) вод из названного карьера в малый водоток (постоянно действующий ручей), не имеющий собственного географического названия, являющийся правым притоком первого порядка Адрес, впадающим в главную реку на 24 км от ее устья, чем нарушаются условия пункта 6.2.2 Соглашения об условиях недропользования; не выполняются обязанности, закрепленные правовой нормой пункта 2 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах».
2. ООО «Производство нерудных материалов», осуществляя хозяйственную и иную деятельность на участке недр местного значения «........» на основании лицензии № пользуется водным объектом - малым водотоком (постоянно действующим ручьем), не имеющим собственного географического названия, являющимся правым притоком первого порядка Адрес, впадающим в главную реку на 24 км от ее устья, - в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных (дренажных) вод, выданного министерством природных ресурсов и экологии Адрес в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №844, зарегистрированного в государственном водном реестре, чем нарушаются обязательные требования пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ.
3. Сброс сточных (дренажных) вод в малый водоток (постоянно действующий ручей), не имеющий собственного географического названия, являющийся правым притоком первого порядка Адрес, впадающий в главную реку на 24 км от ее устья, в ходе хозяйственной деятельности на участке недр «........» по лицензии № осуществляется Обществом без разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами в водный объект - не выполняются условия пунктов 6.4.4, 9.2.1 Соглашения об условиях недропользования. Нарушены правовые нормы статьи 35 Водного кодекса РФ; части 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ; пункта 7 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах».
4. Учет объема сброса сточных (дренажных) вод, их качества в малый водоток (постоянно действующий ручей), не имеющий собственного географического названия, являющийся правым притоком первого порядка Адрес, впадающий в главную реку на 24 км от ее устья, ООО «ПНМ» при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на участке недр местного значения «........» на основании лицензии № не ведется - не выполняются условия пунктов 6.4.4, 9.2.1 Соглашения об условиях недропользования. Нарушены правовые нормы пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ; пункта 7 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах».
5. Мониторинг состояния водных ресурсов в зоне влияния карьера по добыче ПГП, разрабатываемого на участке недр местного значения «........» на основании лицензии №, ООО «ПНМ» в нарушение «Проектной документацией разработки участков месторождения песчано-гравийной смеси «........», Адрес». - Иркутск, 2014» не ведется. Нарушено условие, установленное пунктом 6.2.2 Соглашения об условиях недропользования; правовая норма пункта 2 части 2 статьи «Закона РФ «О недрах».
6. ООО «Производство нерудных материалов» при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на участке недр местного значения «........» на основании лицензии № в 2017 году не обеспечен уровень добычи ПГП, установленный «Проектной документацией разработки участков месторождения песчано-гравийной смеси «........», Адрес». - Иркутск, 2014», Соглашением об условиях недропользования. Не выполнены условия пунктов 5.7, 6.2.2 Соглашения. Нарушены правовые нормы пунктов 2, 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах».
7. ООО «Производство нерудных материалов» при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на основании лицензии № не исполнена обязанность, установленная правовой нормой части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - карьера по добыче ПГП на участке недр местного значения «........» - на государственный учет, чем нарушены условия пункта 9.2.1 Соглашения; норма пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах».
На основании акта проверки от Дата№-гэ Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области выданы ООО «ПНМ» предписания № от Дата, № от Дата об устранении выявленных нарушений в области охраны окружающей среды: в срок до Дата обеспечить постановку объекта негативного воздействия на окружающую среду - карьера по добычи ПГП, разрабатываемого на участке недр местного значения «........» на основании лицензии на пользование участком недр № - на государственный учет на основании ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; в срок до Дата привести процесс разработки месторождения «........» (лицензия №) в соответствие с техническими решениями согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией (технического проекта разработки месторождения), исключающими отведение дренажных вод карьера в водные объекты на основании п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах»; исключить использование поверхностного водного объекта - малого водотока (постоянно действующего ручья), не имеющего собственного географического названия, являющегося правым притоком первого порядка Адрес, впадающего в главную реку на 24 км от ее устья, - в целях сброса сточных (дренажных) вод карьера, разрабатываемого на участке недр «........» на основании лицензии ИРшл 00012 ТР, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного в установленном порядке, зарегистрированного в государственном водном реестре; без разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами в водный объект на основании п. 2 ч. 3 ст. 11, ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. №74-ФЗ; ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ; п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».
Службой по охране природы и озера Адрес вынесены постановления от Дата№-вэ, №-вэ о признании Общества с ограниченной ответственностью «Производство нерудных материалов» виновным в совершении административных правонарушений в области охраны собственности, предусмотренных ст. 7.6, ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением Куйбышевского районного суда Адрес от Дата в удовлетворении административного иска ООО «Производство нерудных материалов» к Службе по охране природы и озера Адрес, должностному лицу об оспаривании действий должностного лица по проведению проверки, составлению акта проверки № от Дата, признании акта проверки №-гэ от Дата и предписаний №/гэ, 171/2-гэ от Дата незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказано в полном объеме.
Из отзыва и дополнительного отзыва на иск Министерства природных ресурсов и экологии Адрес следует, что ответчиком осуществляется сброс сточных вод в водный объект без решения о предоставлении водного объекта в пользование и без соответствующего разрешения. До настоящего времени ответчик не обращался в министерство в порядке, установленном действующим законодательством, для получения решения о предоставлении в пользование водного объекта в целях сброса сточных вод.
Установленная ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантия права гражданина на благоприятную окружающую среду может быть реализована путем предупреждения причинения вреда.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих права и создающих угрозу его нарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу ст. 1065 ГК РФ для запрещения соответствующей деятельности достаточно лишь установление факта возможной опасности причинения вреда, вне зависимости от того, реализована ли такая опасность в конкретном случае.
Доводы представителя ответчика о том, что настоящий иск является преждевременным, так как заявлен до истечения срока устранения нарушений, установленного предписаниями, не принимаются, поскольку не свидетельствуют о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений ст. 1065 ГК РФ. Со стороны ответчика имеются нарушения природоохранного законодательства, каких-либо оснований полагать, что в сроки, установленные предписаниями, выявленные нарушения будут ответчиком устранены, у суда не имеется.
Доказательств в опровержение указанных обстоятельств ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ООО «Производство нерудных материалов» пользуется водным объектом – ручьем, не имеющим собственного названия, берущим начало в окрестностях Адрес и впадающим в реку Иркут на 24 км от ее устья, в отсутствие решения о предоставлении указанного малого водотока в пользование для сброса сточных (дренажных) вод; проектной документацией разработки участков месторождения песчано-гравийной смеси «........», Адрес». - Иркутск, 2014» не предусмотрен отвод сточных (дренажных) вод карьера, разрабатываемого на участке недр местного значения «........» на основании лицензии №, и их сброс в поверхностные водные объекты. В связи с чем, с учетом установленных ответчиком нарушений, ставящих под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга лиц и окружающей среды, нарушающих интересы Российской Федерации, а также то, что само по себе использование водного объекта в отсутствие соответствующего разрешения является основанием для запрета указанной деятельности по сбросу сточных вод в водный объект в отсутствие иных наступивших негативных последствий, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход муниципального образования Адрес подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить ООО «Производство нерудных материалов» (ОГРН 1113850034605) деятельность по сбросу сточных вод с участка недр местного значения «........» в водный объект – ручей, не имеющий собственного названия, берущий начало в окрестностях Адрес и впадающий в реку Иркут на 24 км от устья до устранения нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, а именно:
До получения решения о предоставлении в пользования в целях сброса сточных вод водного объекта (ручья, не имеющего собственного названия, берущего начало в окрестностях Адрес, впадающего в реку Иркут на 24 км от устья);
До внесения в установленном порядке в технический проект «Разработка участка месторождения песчано-гравийной смеси «........» изменений, предусматривающих отведение и сброс сточных вод в водный объект (ручей, не имеющий собственного названия, берущий начало в окрестностях Адрес, впадающего в реку Иркут на 24 км от устья);
До согласования в установленном порядке с Ангаро-Байкальским территориальным управления Росрыболовства деятельности по сбросу сточных вод в водный объект (ручей, не имеющий собственного названия, берущий начало в окрестностях Адрес, впадающего в реку Иркут на 24 км от устья).
Взыскать с ООО «Производство нерудных материалов» в доход муниципального образования г. Иркутска госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Н.Л. Амосова