Дело №2-2983/2019
24RS0035-01-2018-003472-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т. при секретаре Кийкове Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к СНТ «Солнечная Поляна» о возложении обязанности, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к СНТ «Солнечная Поляна» о возложении обязанности, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений, мотивируя тем, что согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ СНТ «Солнечная Поляна» является арендатором лесного участка площадью 0,0024 га, расположенного: <адрес> с кадастровым номером №, предоставленного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (в целях строительства и эксплуатации <данные изъяты>). Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов. В соответствии с проектом освоения лесов СНТ «Солнечная Поляна» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке. ДД.ММ.ГГГГ сотрудником КГБУ «Минусинское лесничество» составлен отчет о выполнении объема противопожарных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ согласно которому не выполнены следующие противопожарные мероприятия: обучение руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. Просит суд обязать СНТ «Солнечная Поляна» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ следующие противопожарные мероприятия: обучение руководителя тушения лесных пожаров-1 чел. Приостановить деятельность СНТ «Солнечная Поляна» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства. Запретить СНТ «Солнечная Поляна» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов (л.д.3-6,65-66).
В судебное заседание представитель истца, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д.51), заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.6,44,66), в связи с чем, суд полагает, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в СНТ «Солнечная Поляна» создана добровольная пожарная дружина и как руководитель этой дружины и СНТ «Солнечная Поляна» она проходила в ДД.ММ.ГГГГ обучение в <адрес>. Включено ли в программу обучение руководителя тушения лесных пожаров пояснить не может. СНТ «Солнечная Поляна» не получает доходов, взносы не собирает, сдает нулевые декларации.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включает в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичное положение об осуществлении лицами, использующими леса на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, мер пожарной безопасности, содержится в п.5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.
Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ; Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417).
Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014 N 33456, начало действия документа 05.10.2014 года).
Из материалов дела следует, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и СНТ «Солнечная Поляна» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-26,42-43), по которому арендодатель в соответствии со ст.21,45,71 Лесного кодекса РФ обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, сроком на 49 лет, находящийся в государственной собственности, определенный п.2 настоящего договора (п.1.1 договора). Лесной участок из состава земель лесного фонда, общей площадью 0,0024 га защитных лесов, расположенный: <адрес> с кадастровым номером №, предоставляемый в аренду для выполнения работ в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство и эксплуатация <данные изъяты>.) (п.1.2 договора). Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях № и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора) (п.1.3 договора). Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № (п.1.4 договора). К обязанностям арендатора, в т.ч. договором отнесено осуществление мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по не допущению распространения лесного пожара, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пп. «е» п.13 договора).
Согласно проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду СНТ «Солнечная Поляна» (л.д.9-16), территория арендуемого лесного участка подлежит охране от пожаров, от загрязнений и иного негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов обязаны, в том числе соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Исходя из вида использования лесного участка, арендуемой площади, протяженность линейного объекта (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, 0,0024 га- указана в договоре) необходимо выполнить, в числе прочего, следующие противопожарные мероприятия: подготовка руководителя тушения лесного пожара -1 чел. в соответствии с проектом освоения лесов лесного участка, переданного в аренду СНТ «Солнечная Поляна» (л.д.16).
Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) по договору аренды лесного участка с ДД.ММ.ГГГГ№ СНТ «Солнечная Поляна» не выполнены противопожарные мероприятия, а именно подготовка руководителя тушения лесного пожара-1 чел.
Согласно Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации добровольной пожарной дружины на СНТ «Солнечная Поляна» (л.д.54) руководителем добровольной пожарной дружины назначена ФИО3 (л.д.54).
Из удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49,53) следует, что ФИО3 прошла повышение квалификации в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-77).
Из дополнительной образовательной программы подготовки пожарных добровольных пожарных дружин, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ директором <данные изъяты> следует, что программа рассчитана на подготовку добровольных пожарных дружин, осуществляющих деятельность по тушению пожаров, проведению аварийно спасательных работ на месте пожара и оказанию первой помощи пострадавшим по следующим дисциплинам: «охрана труда»; «организация деятельности пожарной охраны»; «пожарная безопасность зданий и сооружении»; «тактика тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; «пожарная и аварийно спасательная техника, противопожарное водоснабжение и связь»; «пожарно-строевая подготовка»; «первая помощь»; «психологическая подготовка».
В перечне наименования дисциплин отсутствует указание на наличие такой дисциплины как «подготовка руководителя тушения лесного пожара».
Согласно п.15 (2) Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт отсутствия у ответчика доказательств выполнения противопожарных мероприятий в части обучения руководителя тушения лесных пожаров-1 чел.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду доказательств соблюдения ответчиком в полном объеме требований лесного законодательства в части выполнения противопожарных мероприятий.
При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности на ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести подготовку руководителя тушения лесного пожара - 1 чел. в соответствии с требованиями действующего законодательства, подлежат удовлетворению.
Требование о запрете передачи прав и обязанностей по договору иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря суд полагает правомерным, поскольку они направлены на обеспечение исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности на используемых лесных участках.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.24,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст. 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды). Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер.
Таки образом, целью приостановления деятельности ответчика является обеспечение не наступление вредных последствий, связанных с деятельностью, осуществляемой с нарушением законодательства.
Учитывая изложенное, суд полагает не обоснованным и не мотивированным требование истца о приостановлении деятельности СНТ «Солнечная Поляна» на территории лесного участка 0,0024 га, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, поскольку доказательств возможности причинения вреда либо наступления вредных последствий в следствии не обучения руководителя тушения лесных пожаров в количестве 1 чел. суду не представлено, при этом ответчиком представлены доказательства тому, что в целях обеспечения пожарной безопасности в СНТ организована добровольная пожарная дружина, руководителем которой является ФИО3 (л.д.54), которая прошла повышение квалификации в <данные изъяты> по программе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-77), в связи с чем, суд полагает указанное требование удовлетворению не подлежит.
Суд полагает взыскать по правилам ст.ст.103, 98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины, с учетом имущественного положения ответчика, уменьшенные в порядке ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к СНТ «Солнечная Поляна» о возложении обязанности, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений- удовлетворить частично.
Обязать СНТ «Солнечная Поляна» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ следующие противопожарные мероприятия:
- обучение руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел.
Запретить СНТ «Солнечная Поляна» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с СНТ «Солнечная Поляна» в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ