ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2983/19 от 27.11.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Дело №2-2983/2019

24RS0035-01-2018-003472-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2019 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Минкиной М.Т. при секретаре Кийкове Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к СНТ «Солнечная Поляна» о возложении обязанности, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к СНТ «Солнечная Поляна» о возложении обязанности, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений, мотивируя тем, что согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Солнечная Поляна» является арендатором лесного участка площадью 0,0024 га, расположенного: <адрес> с кадастровым номером , предоставленного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (в целях строительства и эксплуатации <данные изъяты>). Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов. В соответствии с проектом освоения лесов СНТ «Солнечная Поляна» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке. ДД.ММ.ГГГГ сотрудником КГБУ «Минусинское лесничество» составлен отчет о выполнении объема противопожарных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ согласно которому не выполнены следующие противопожарные мероприятия: обучение руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. Просит суд обязать СНТ «Солнечная Поляна» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следующие противопожарные мероприятия: обучение руководителя тушения лесных пожаров-1 чел. Приостановить деятельность СНТ «Солнечная Поляна» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства. Запретить СНТ «Солнечная Поляна» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов (л.д.3-6,65-66).

В судебное заседание представитель истца, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д.51), заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.6,44,66), в связи с чем, суд полагает, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в СНТ «Солнечная Поляна» создана добровольная пожарная дружина и как руководитель этой дружины и СНТ «Солнечная Поляна» она проходила в ДД.ММ.ГГГГ обучение в <адрес>. Включено ли в программу обучение руководителя тушения лесных пожаров пояснить не может. СНТ «Солнечная Поляна» не получает доходов, взносы не собирает, сдает нулевые декларации.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включает в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичное положение об осуществлении лицами, использующими леса на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, мер пожарной безопасности, содержится в п.5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ; Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417).

Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014 N 33456, начало действия документа 05.10.2014 года).

Из материалов дела следует, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и СНТ «Солнечная Поляна» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-26,42-43), по которому арендодатель в соответствии со ст.21,45,71 Лесного кодекса РФ обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, сроком на 49 лет, находящийся в государственной собственности, определенный п.2 настоящего договора (п.1.1 договора). Лесной участок из состава земель лесного фонда, общей площадью 0,0024 га защитных лесов, расположенный: <адрес> с кадастровым номером , предоставляемый в аренду для выполнения работ в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство и эксплуатация <данные изъяты>.) (п.1.2 договора). Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора) (п.1.3 договора). Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению (п.1.4 договора). К обязанностям арендатора, в т.ч. договором отнесено осуществление мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по не допущению распространения лесного пожара, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пп. «е» п.13 договора).

Согласно проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду СНТ «Солнечная Поляна» (л.д.9-16), территория арендуемого лесного участка подлежит охране от пожаров, от загрязнений и иного негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов обязаны, в том числе соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Исходя из вида использования лесного участка, арендуемой площади, протяженность линейного объекта (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, 0,0024 га- указана в договоре) необходимо выполнить, в числе прочего, следующие противопожарные мероприятия: подготовка руководителя тушения лесного пожара -1 чел. в соответствии с проектом освоения лесов лесного участка, переданного в аренду СНТ «Солнечная Поляна» (л.д.16).

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) по договору аренды лесного участка с ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Солнечная Поляна» не выполнены противопожарные мероприятия, а именно подготовка руководителя тушения лесного пожара-1 чел.

Согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации добровольной пожарной дружины на СНТ «Солнечная Поляна» (л.д.54) руководителем добровольной пожарной дружины назначена ФИО3 (л.д.54).

Из удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49,53) следует, что ФИО3 прошла повышение квалификации в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-77).

Из дополнительной образовательной программы подготовки пожарных добровольных пожарных дружин, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ директором <данные изъяты> следует, что программа рассчитана на подготовку добровольных пожарных дружин, осуществляющих деятельность по тушению пожаров, проведению аварийно спасательных работ на месте пожара и оказанию первой помощи пострадавшим по следующим дисциплинам: «охрана труда»; «организация деятельности пожарной охраны»; «пожарная безопасность зданий и сооружении»; «тактика тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; «пожарная и аварийно спасательная техника, противопожарное водоснабжение и связь»; «пожарно-строевая подготовка»; «первая помощь»; «психологическая подготовка».

В перечне наименования дисциплин отсутствует указание на наличие такой дисциплины как «подготовка руководителя тушения лесного пожара».

Согласно п.15 (2) Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт отсутствия у ответчика доказательств выполнения противопожарных мероприятий в части обучения руководителя тушения лесных пожаров-1 чел.

Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду доказательств соблюдения ответчиком в полном объеме требований лесного законодательства в части выполнения противопожарных мероприятий.

При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности на ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести подготовку руководителя тушения лесного пожара - 1 чел. в соответствии с требованиями действующего законодательства, подлежат удовлетворению.

Требование о запрете передачи прав и обязанностей по договору иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря суд полагает правомерным, поскольку они направлены на обеспечение исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности на используемых лесных участках.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.24,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст. 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды). Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер.

Таки образом, целью приостановления деятельности ответчика является обеспечение не наступление вредных последствий, связанных с деятельностью, осуществляемой с нарушением законодательства.

Учитывая изложенное, суд полагает не обоснованным и не мотивированным требование истца о приостановлении деятельности СНТ «Солнечная Поляна» на территории лесного участка 0,0024 га, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, поскольку доказательств возможности причинения вреда либо наступления вредных последствий в следствии не обучения руководителя тушения лесных пожаров в количестве 1 чел. суду не представлено, при этом ответчиком представлены доказательства тому, что в целях обеспечения пожарной безопасности в СНТ организована добровольная пожарная дружина, руководителем которой является ФИО3 (л.д.54), которая прошла повышение квалификации в <данные изъяты> по программе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-77), в связи с чем, суд полагает указанное требование удовлетворению не подлежит.

Суд полагает взыскать по правилам ст.ст.103, 98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины, с учетом имущественного положения ответчика, уменьшенные в порядке ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к СНТ «Солнечная Поляна» о возложении обязанности, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений- удовлетворить частично.

Обязать СНТ «Солнечная Поляна» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следующие противопожарные мероприятия:

- обучение руководителя тушения лесных пожаров- 1 чел.

Запретить СНТ «Солнечная Поляна» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с СНТ «Солнечная Поляна» в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ