Дело №2-2984/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Шваб Л.В.,
при секретаре Кобяковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михеева ап к Правительству Челябинской области, Законодательному собранию Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации и картографии Челябинской области» о возложении обязанности об исключении земельного участка из земель особо охраняемой природной территории,
УСТАНОВИЛ:
Михеев А.Н. обратился в суд с иском к ответчикам (с учетом уточнений) о возложении обязанности солидарно в рамках их полномочий исключить принадлежащий истцу земельный участок площадью кв.м. с кадастровым номером из земель особо охраняемой природной территории.
В обоснование исковых требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ истец получил в дар жилой дом площадью кв.м. и земельный участок площадью кв.м., расположенные по адресу: Никаких ограничений и обременений в отношении указанного недвижимого имущества не имелось, земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года. Границы участка установлены и зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Ответчики неоднократно изменяли границы особо охраняемой природной территории «Каштакский бор».
В судебном заседании Михеев А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерство экологии Челябинской области Анцупова Н.О., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила письменное мнение на исковое заявление, где указала, что Каштакский бор отнесен к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области». Постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.2007 № 27-П утверждено положение о памятнике природы Челябинской области Челябинский (городской) и Каштакский бор. Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.06.2001 № 171 установлены границы Каштакского бора и его охранной зоны. Михеев А.Н. должен пользоваться земельным участком с соблюдением режима особой охраны Памятника природы и его охранной зоны (т.1 л.д.118-119).
Представитель ответчика Управление Росреестра по Челябинской области Герасимова А.Б. в судебное заседание не явилась. Представила возражения на исковые требования (т.1 л.д.25-127).
Представитель ответчика Правительство Челябинской области Сироткин М.А. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился. Представил отзыв на исковое заявление, где указал, что истец вправе использовать свой земельный участок в целях ведения ЛПХ, не нарушая при этом режим охранной зоны памятника природы Каштакский бор, поскольку выполнение им требований указанного режима является обязанностью истца. В удовлетворении исковых требований просил отказать (т.1 л.д.130-132).
Представитель ответчика Законодательное Собрание Челябинской области Бовина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление (т.1 л.д.133-134).
С учетом мнения истца, представителей ответчиков Министерства экологии Челябинской области Анцуповой Н.О., Законодательного Собрания Челябинской области Бовина Л.В., положений статья 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Управление Росреестра по Челябинской области, Правительства Челябинской области.
Заслушав истца Михеева А.Н., представителей ответчика Анцупову Н.О., Бовину Л.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подп. 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4).
Как следует из содержания ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в официальных документах, в том числе в государственном кадастре недвижимости, в договорах, предметом которых являются земельные участки, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 83 Земельного кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В силу пункта 10 названной статьи 85 Кодекса в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особо природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (абзац первый).
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий отнесены памятники природы.
В соответствии с частью 3 преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в Челябинской области принят Закон Челябинской области от 14.05.2002 года № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской ибласти», который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в гелях сохранения на территории Челябинской области уникальных и типичных лриродных комплексов и объектов, а также устанавливает полномочия органов :осударственной власти Челябинской области в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33- 63 «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Природные объекты и комплексы, согласно статье 26 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 21 января 1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области» Каштакский бор был объявлен памятником природы Челябинской области.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В соответствии со статьей 8 Закона Челябинской области от 14.05.2002 г. № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» Законодательное Собрание Челябинской области устанавливает границы памятников природы и принимает решения об их изменении в отношении памятников природы, объявленных таковыми до 1 апреля 2015 года.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.06.2001 г. № 171 «Об установлении границ памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны» были утверждены границы памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны.
В соответствии со статьей 9 Закона Челябинской области от 14.05.2002 г. № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» Правительство Челябинской области утверждает положения об особо охраняемых природных территориях, вносит в них изменения, а также обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий.
Правительством Челябинской области принято постановление Правительства Челябинской области от 23.03.2007 г. № 27-П «Об утверждении Положений о памятниках природы Челябинской области Челябинский (городской) и Каштакский боры», которое было опубликовано в газете «Южноуральская панорама» от 6 марта 2007 г. № 44.
Указанным постановлением было утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор.
В соответствии с пунктом 5 Положения образование памятника природы Каштакского бора и территории, занятой им, произведено без изъятия занимаемых им земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, злекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, называющая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых лриродных территорий.
Таким образом, территория памятника природы как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной или муниципальной собственностью, также земельные участки других собственников.
Памятник природы Каштакский бор представляет собой совокупность земельных участков, на которые распространяется режим особой охраны, не является объектом недвижимости, постановка его на учет как объекта недвижимости - земельного участка не предусмотрена; земельные участки, расположенные в границах памятника природы, могут находиться в различной собственности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: площадью кв.м., отнесенный к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для строительства индивидуального жилого дома (т.1 л.д.11, 24-27).
Согласно договору аренды земель от ДД.ММ.ГГГГ года арендодатель – Администрация Металлургического района г. Челябинска передал арендатору Михееву А.Н. в пользование на условиях долгосрочной аренды земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., расположенный по адресу: сроком на лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (т.1 л.д.86-88).
В соответствии с ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Михеева А.Н. в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: площадью кв.м. В составе названного земельного участка содержатся части земельного участка:
- часть земельного участка с учетным номером , площадью кв.м., внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. Часть земельного участка с учетным номером занята объектом недвижимости (жилым домом);
- часть земельного участка с учетным номером площадью кв.м., внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Часть земельного участка образована в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории – охранная зона памятника природы Челябинской области Каштакского бора (реестровый номер – , учетный номер –
Также в ЕГРН содержатся сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером в границах особо охраняемой природной территории – памятник природы Челябинской области Каштакский бор (реестровый номер – , учетный номер – ).
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.06.2011 № 171 «Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области – Челябинского (городского) и Каштакского боров» установлены границы и охранные зоны памятников природы Челябинской области – Челябинского (городского) (приложение 1) и Каштакского боров (приложение 2) и установлен режим использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области – Челябинского (городского) и Каштакского боров (приложение 3). Постановление опубликовано в изданиях «Ведомости Законодательного Собрания и Челябинской области», № 6, июнь, 2001, «Южноуральская панорама», № 79, 12.07.2001.
В данное постановление постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области от 25.03.2004 № 1164, от 27.09.2007 № 836, от 24.04.2008 № 1142, от 29.10.2009 № 2008, от 24.12.2009 № 2091, от 28.01.2010 № 2132, от 23.06.2011 № 461, от 29.09.2011 № 584 внесены изменения, определена граница охранной зоны памятника природы Каштакский бор.
Согласно обзорной схеме граница охранной зоны проходит, в том числе, по жилым кварталам пос. Каштак от узловой точки , расположенной на правом берегу реки Миасс в м южнее границы памятника природы Каштакский бор, до узловой точки проходит охранная зона параллельно границе памятника при роды Каштакский бор, описание которой сводится к следующему:
- от узловой точки в северо-восточном направлении полоса отвода охранной зоны памятника природы Каштакский бор проходит параллельно границе памятника природы Каштакский бор шириной от м, пересекая жилые кварталы поселения, идет вдоль административной границы г
- далее от точки граница охранной зоны памятника природы Каштакский бор поворачивает на юго-восток до узловой точки , образуя полосу отвода охранной зоны в м до автодороги на въезде в пос. Каштак по ул. Тургоякская;
- от точки граница охранной зоны памятника природы Каштакский бор строго поворачивает на юго-запад, пересекая жилые кварталы, уменьшая тем самым полосу отвода охранной зоны до 55-60 м в ширину;
- далее граница охранной зоны памятника природы Каштакский бор отходит от границы памятника природы Каштакский бор на расстояние до 100 м, поворачивает на юг до речки, протекающей по урочищу Большой Ключ (узловая точка 29-0) (т.1 л.д.272).
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на истца возложена обязанность прекратить содержание сельскохозяйственных животных в хозяйственных постройках лит. расположенных на земельном участке по адресу: (т.1 л.д.40-50).
Между тем, истец полагает, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и не является особо охраняемой природной территорией, поскольку по границе его участка проложена теплотрасса и газопровод, являющиеся линейными сооружениями. Отнесение земельного участка с кадастровым номером к особо охраняемой природной территории нарушает права истца и его законные интересы, поскольку он лишен возможности пользоваться земельным участком по его прямому назначению – ведению личного подсобного хозяйства.
Разрешая требование истца о возложении на ответчиков солидарной обязанности в рамках их полномочий убрать незаконно размещенную особо охраняемую природную территорию, суд приходит к выводу, что Михеев А.Н. фактически оспаривает Постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2007 года № 27-П об утверждении Положения о памятнике природы Каштакский бор.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ судом может быть признан недействующим нормативный акт в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемых законом интересы гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного кодекса РФ, а также Законом об охраняемых территориях.
Согласно частям 1 и 2 статьи 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Таким образом, ограничение деятельности Михеева А.Н. как собственника земельного участка, входящего в состав особо охраняемой природной территории, возникло в силу закона с момента образования памятника природы и установления его границ.
Каштакский бор отнесен к памятникам природы областного значения решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 214.01.1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области».
Следовательно, на момент получения Михеевым А.Н. данного земельного участка в дар и постановки его на кадастровый учет Каштакский бор уже был отнесен к памятникам природы областного значения и границы были поставлены на кадастровый учет.
Таким образом, поскольку установление зоны с особыми условиями использования территорий было произведено до возникновения у истца права на земельный участок с кадастровым номером , его права и законные интересы не могут быть нарушены внесением сведений в государственный кадастр недвижимости об особо охраняемой территории, не влияют на факт нахождения земельного участка в границах такой зоны. Истец должен пользоваться земельным участком с соблюдением режима особой охраны Памятника природы и его охранной зоны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Михеева ан к Правительству Челябинской области, Законодательному собранию Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации и картографии Челябинской области» о возложении обязанности об исключении земельного участка из земель особо охраняемой природной территории - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Судья п/п Л.В.Шваб
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Копия верна.
Судья: Л.В. Шваб
Секретарь с/з Н.В. Кобякова