ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2985/2013 от 29.10.2013 Беловского городского суда (Кемеровская область)

 Дело № – 2985/2013 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Город Белово Кемеровской области            29 октября 2013 года

 Беловский городской суд Кемеровской области

 в составе председательствующего судьи Логвиненко О.А.

 при секретаре К.Л.А.,

 с участием:

 - истца С.Л.И., её представителя И.А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года;

 - представителя ответчика Ш.Т.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, возложении обязанности перечислить материнский капитал,

 У С Т А Н О В И Л:

     С.Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, возложении обязанности перечислить материнский капитал.

 Свои требования мотивирует тем, что решением Управления ПФР в городе Белово и Беловском районе от ДД.ММ.ГГГГ № ей, С.Л.И., отказано в удовлетворении заявления о направлении средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Основание отказа: нарушение установленного порядка подачи заявления на распоряжение средствами МСК, в соответствии с п. 2 ст.8 ФЗ №256 от 29.12.2006 г.

 Сведениями от 19.07.2013 г. № 1717 её проинформировали о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с решением об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

 С данными решениями она не согласна по следующим основаниям.

 Нарушение установленного порядка подачи заявления на распоряжение средствами МСК является одним из оснований отказа в удовлетворении заявления. Но в чём именно состояло это нарушение, уведомление не раскрывает. Согласно пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: «В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение».

 Согласно статьи 10 названного закона средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий. Пункты 7 и 8 данной статьи регламентируют условия направления материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение жилого помещения.

 В соответствии с договором купли продажи её семьёй были улучшены жилищные условия путём приобретения <адрес> <адрес> где они сейчас и проживают. Именно для целей приобретения указанной квартиры ими (договор оформлен на мужа) был заключён в СБ РФ договор кредита от ДД.ММ.ГГГГ №. Платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № денежные средства в размере <данные изъяты> рублей были перечислены в безналичном порядке СБ РФ на счёт продавца по договору купли-продажи. Справка банка от ДД.ММ.ГГГГ № года подтверждает исполнение банком своих обязательств.

 Просит: 1. Признать незаконным решение УПФР по городу Белово и Беловскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №.

 2. Признать незаконным решение УПФР по городу Белово и Беловскому району от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с решением об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

 3. Признать за ней право на использование материнского (семейного) капитала.

 4. Обязать УПФР по городу Белово и <адрес> перечислить сумму материнского капитала на расчетный счет банка- кредитора по договору от ДД.ММ.ГГГГ №.

 В судебном заседании истец С.Л.И. заявленные исковые требования поддержала, просит исковые требования удовлетворить.

 Представитель истца С.Л.И. - И.А.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании исковые требования поддержал, дал суду объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что использование денежных средств, полученных по кредитному договору, на улучшение жилищных условий семьи С.Л.И. подтверждается договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ г., платежным поручением о перечислении денежных средств продавцу квартиры и письмом ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области – Ш.Т.С., действующая по доверенности от 01.10.2013 года (сроком действия до 31.12.2013 г.) исковые требования не признала, суду пояснила, что законом предусмотрено право направлять средства материнского капитала на погашение кредитов, полученных на приобретение жилых помещений. Из кредитного договора, представленного истцом, следует, что денежная сумма получена на цели личного потребления, поэтому в удовлетворении её заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение долга и уплату процентов по кредиту было отказано. В части исковых требований о признании незаконным решения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки пояснила, что такого права истец не лишена, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал находится у истца, она имеет право распорядиться причитающимися средствами в установленном законом порядке.

 Суд, изучив ходатайства, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

 Согласно ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» к числу дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, названный Федеральный закон относит меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий. При этом документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

 В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

 Согласно п. 6.1. ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.

 Частью 2 ст. 8 Закона Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлен перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, к числу которых отнесены случаи нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (пункт 2).

 В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

 Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года №862 (далее - Правила).

 Пунктом 13 Правил предусмотрено, что в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья либо по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)) лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:

 копию кредитного договора (договора займа);

 справку кредитора (заимодавца) о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом);

 копию договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, - в случае если кредитным договором (договором займа) предусмотрено его заключение;

 свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное или построенное с использованием кредитных (заемных) средств, - в случае приобретения жилого помещения, а также в случае ввода в эксплуатацию объекта жилищного строительства;

 копию договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, или копию разрешения на строительство индивидуального жилого дома - в случае если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию;

 выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую членство в кооперативе лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат (документ, подтверждающий подачу гражданином заявления о приеме в члены жилищного накопительного кооператива, или решение о приеме в члены жилищного, жилищно-строительного кооператива), - в случае если кредит (заем) предоставлен для уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса в кооператив;

 в случае если жилое помещение оформлено не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи или не осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение -засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц), в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, либо являющегося стороной сделки или обязательств по приобретению или строительству жилого помещения, оформить указанное жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

 В силу норм закон, закрепленных в ст. 814 Гражданского кодекса Российской Федерации:

 1. Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.

 2. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.

 Согласно п. 2 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные правила также применяются к отношениям по кредитному договору.

 В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец С.Л.И. обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, в котором просила направить средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, на погашение остатка основного долга и уплату процентов по кредиту, оформленному на мужа- С.В.А. по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек.

 Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № УПФР в г.Белово и Беловском районе Кемеровской области С.Л.И. в удовлетворении заявления о направлении средств на улучшение жилищных условий, на погашение остатка основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме <данные изъяты> отказано, со ссылкой на нарушение установленного порядка подачи заявления на распоряжение средствами МСК, в соответствии с п.2 ст.8 ФЗ №256 от 29.12.2006 г. (л.д.5).

 Как следует из пункта 1.1. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ОАО <данные изъяты> и С.В.А., ему предоставлен кредит на цели личного потребления. Кредит был предоставлен в сумме <данные изъяты>, на срок 60 месяцев (л.д.14-15).

 Как следует из справки, выданной ОАО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года, со счета С.В.А. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме <данные изъяты> были перечислены на счет ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по <адрес>» (л.д.8).

 В соответствии с платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ. С.В.А. Открытому акционерному обществу «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» переведены денежные средства в сумме <данные изъяты> (л.д.7).

 В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ С.Л.И., С.В.А. приобрели у ОАО в лице директора Ш.Ю.Н., в общую долевую собственность (по одной второй доли) квартиру, общей площадью 42 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес> Согласно п.1.4 указанного договора стоимость квартиры <данные изъяты> рублей (л.д.13).

 Исходя из анализа ст. 7 и 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что законом допускается заключать любые кредитные договоры (не только ипотечные), договоры займа, при этом обязательным условием является направление полученных денежных средств на приобретение жилья.

 Из вышеприведенных норм Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что лицо, получившее сертификат, вправе распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий путем приобретения жилого помещения за счет кредита, а у пенсионного органа возникает обязанность направить средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту, предоставленному гражданам на приобретение жилого помещения по кредитному договору, заключенному с кредитной организацией.

 Судом установлено, что по заявлению С.В.А. на счет ОАО <данные изъяты> ОАО <данные изъяты> действительно совершена операция по перечислению денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, что следует из письма ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), между тем достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих что за счет этих денежных средств была произведена оплата стоимости приобретенной по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, истец в нарушение положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представила.

 Сам договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ условий об оплате стоимости квартиры за счет средств, полученных по кредитному договору не содержит. Напротив, согласно п.2.1 указанного договора купли-продажи квартира, указанная в п.1.1 договора приобретается покупателем за счет собственных средств (л.д.13).

 При таких обстоятельствах, нельзя сделать однозначный вывод о том, что средства материнского (семейного) капитала в случае направления их на погашение долга и уплату процентов по кредитному договору от 17 ноября 2011 года будут использованы для улучшения жилищных условий семьи, то есть, по целевому направлению, предусмотренному Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»:

 1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).

 2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

 2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

 3) дату рождения;

 4) пол;

 5) адрес места жительства;

 6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

 7) дату включения в регистр;

 8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

 9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

 10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

 3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

 4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

 5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

 6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" (часть 6 введена Федеральным законом от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ).

 Правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 892, зарегистрированным в Минюсте РФ 20 февраля 2007 года № 8986 (Российская газета 2007, 2 марта; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2007, №10, 5 марта). Эти Правила регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

 В соответствии с названным Федеральным законом для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки указанные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения данного права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 1 статьи 5); при этом в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права предусматривается ведение соответствующего федерального регистра, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (статья 4).

 Рассматривая исковые требования о признании незаконным решения ответчика от 19.07.2013 года № 1717 о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с решением об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, суд считает их не подлежащими удовлетворению.

 Материалы дела содержат документ № 1717 от 19.07.2013 года, именуемый- Сведения об уточнении информации в Федеральной регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, согласно которому истец проинформирована о прекращении в отношении неё права на дополнительные меры поддержки в связи с решением об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (л.д. 6).

 Из объяснений представителя ответчика Ш.Т.С. следует, что истец С.Л.И. не утратила свое право на использование средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, она имеет право распорядиться причитающимися средствами в установленном законом порядке.

 Проанализировав изложенные нормы закона и имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что решение о прекращении права истца на дополнительные меры государственной поддержки ответчиком не принималось, доказательств обратного суду не представлено. Им были лишь внесены соответствующие сведения в регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с решением об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ г., о чем С.Л.И. была проинформирована (л.д. 6).

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования С.Л.И. о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № признании права на использование материнского (семейного) капитала, возложении обязанности перечислить сумму материнского капитала, удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований С.Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №, признании права на использование материнского (семейного) капитала, возложении обязанности перечислить сумму материнского капитала, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме 01 ноября 2013 года.

 Судья                  О.А. Логвиненко