ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2985/2022 от 16.09.2022 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-2985/2022

43RS0003-01-2022-003212-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2022 года г.Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Катаеве М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2985/2022 по иску Государственной жилищной инспекции Кировской области, в интересах ФИО1, ФИО4 к АО "ЭнергосбыТ Плюс", АО "Горэлектросеть" о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция Кировской области обратилась в суд с иском, в интересах ФИО1, ФИО4 к АО "ЭнергосбыТ Плюс", АО "Горэлектросеть" о защите прав потребителей. В обоснование иска указано, что на рассмотрение ГЖИ Кировской области поступили обращения граждан по вопросу обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды жилом доме, расположенном по адресу: г. Киров, {Адрес}. На основании указанных обращений и приказов и.о. начальника инспекции, и.о. заместителя начальника инспекции в периоды с {Дата} по {Дата}, с {Дата} по {Дата}, с {Дата} по {Дата} инспекцией проведены внеплановые документарные проверки в отношении АО «ЭнергосбыТ Плюс». По результатам проверки инспекцией составлены акты проверки от {Дата}{Номер}А, от {Дата}{Номер}А, от {Дата}{Номер}А в соответствие с которыми установлено следующее. {Адрес} жилых помещений в МКД - 113,2 кв. м (4 квартиры), нежилые помещения в МКД, площадь мест общего пользования отсутствуют. Все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, 3 из которых пригодны для коммерческих расчетов. МКД оборудован сетевой организацией АО «Горэлектросеть» приборами учета электрической энергии М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер}, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию прибора учёта электрической энергии {Дата}. Указанные приборы по мнению ответчиков в совокупности формируют общедомовой прибор учета (далее -ОДПУ). Вопреки мнению ответчиков, инспекция в ходе проверки пришла к выводу, что установленные на фасаде приборы учета не отвечают признакам ОДПУ МКД и не являются расчетными прибором учета поступающей энергии. В нарушение пунктов 40, 44 Правил {Номер} в платежных документах за июль - декабрь 2020 года, январь - август 2021 года АО «ЭнергосбыТ Плюс», исходя из объема электроэнергии, определенного приборами М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер}, которые в совокупности не образуют ОДПУ, произвело начисление платы за электроэнергию на ОДН по квартирам 2,4 МКД. С целью устранения выявленных нарушений в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» инспекцией выданы предписания от {Дата}{Номер}Ш (период июль -декабрь 2020 года), от {Дата}{Номер}П (период январь - март 2021 года), от {Дата}{Номер}А (период апрель - август 2021 года). Просит признать установку АО «Горэлектросеть» приборов учета М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер} в доме блокированной застройки по адресу: г. Киров, {Адрес}, в качестве расчетного общедомового прибор учета незаконной; признать процедуру ввода в эксплуатацию приборов учета М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер} в доме блокированной застройки по адресу: г. Киров, {Адрес}, незаконной; обязать АО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет (уменьшение) начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам (нанимателям) жилых помещений {Номер}, 4 в доме блокированной застройки по адресу: г. Киров, {Адрес}, за период июль 2020 года - март 2021 года; прекратить начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам (нанимателям) жилых помещений {Номер}, 4 в доме блокированной застройки по адресу: г. Киров, {Адрес}, исходя из показаний прибора учета М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер}(л.д.4-10,28).

В судебном заседании представитель истца ГЖИ ФИО5 на удовлетворении иска настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Энергосбыт» по доверенности ФИО6 возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что ОДПУ электрической энергии по адресу: г. Киров, {Адрес}, соответствует критериям расчетного прибора учета. ОДПУ был установлен на объекте, принадлежащем АО «Горэлектросеть», прибор допущен к эксплуатации. ОДПУ соответствует Основным положениям {Номер}, его установка не на границе балансовой принадлежности не влечет невозможности использования ОДПУ в качестве расчетного. Само по себе отсутствие в МКД площади мест общего пользования не является основанием для не начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды (л.д. 43-46).

Представитель ответчика АО «Горэлектросеть» по доверенности ФИО7 возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что доводы истца о том, что спорный дом не является многоквартирным жилым домом, являются ошибочными. Спорный дом имеет два технологических ввода в дом, в доме имеются внутренние электрические сети, через которое идет это подключение. Энергопринимающие устройства потребителей МКД подключены к электрическим сетям сетевой организации через соответствующие внутридомовые сети. Наличие внутридомовой системы электроснабжения подтверждается актом обследования на предмет возможности (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от {Дата}.Истцом проведена внеплановая документарная проверка, без выезда на место, для осмотра общего имущества {Адрес} в г. Кирове. Истцом не представлено доказательств о нарушении процедуры введения ОДПУ в эксплуатацию, а также доказательств его неисправности или некорректности определения объема потребленной электроэнергии.

В судебное заседание не явились материальные истцы, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, и, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Судом установлено, что на рассмотрение государственной жилищной инспекции Кировской области поступили обращения граждан по вопросу обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды жилом доме, расположенном по адресу: г. Киров, {Адрес}.

На основании указанных обращений и приказов и.о. начальника инспекции, и.о. заместителя начальника инспекции в периоды с {Дата} по {Дата}, с {Дата} по {Дата}, с {Дата} по {Дата} инспекцией проведены внеплановые документарные проверки в отношении АО «ЭнергосбыТ Плюс».

По результатам проверки инспекцией составлены акты проверки от {Дата}{Номер}А, от {Дата}{Номер}А, от {Дата}{Номер}А в соответствие с которыми установлено следующее. Указано,что общая площадь жилых помещений в МКД - 113,2 кв. м (4 квартиры), нежилые помещения в МКД, площадь мест общего пользования отсутствуют. Все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, 3 из которых пригодны для коммерческих расчетов. МКД оборудован сетевой организацией АО «Горэлектросеть» приборами учета электрической энергии М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер}, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию прибора учёта электрической энергии {Дата}.

В ходе проверки ГЖИ Кировской области пришла к выводу, что установленные на фасаде приборы учета не отвечают признакам ОДПУ МКД и не являются расчетными приборами учета поступающей электроэнергии.

Процессуальный истец указывает, что в нарушение пунктов 40, 44 Правил {Номер} в платежных документах за июль - декабрь 2020 года, январь - август 2021 года АО «ЭнергосбыТ Плюс», исходя из объема электроэнергии, определенного приборами М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер}, которые в совокупности не образуют ОДПУ, произвело начисление платы за электроэнергию на ОДН по квартирам 2,4 МКД, где проживают материальные истцы.

С целью устранения выявленных нарушений в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» ГЖИ Кировской области выданы предписания от {Дата}{Номер}П (период июль – декабрь 2020 года), от {Дата}{Номер}П (период январь - март 2021 года), от {Дата}{Номер}А (период апрель - август 2021 года).

По решению Арбитражного суда Кировской области от {Дата} по делу № А28-8846/2021 предписание ГЖИ от {Дата}{Номер}П признано недействительным. Решение не вступило в законную силу.

В соответствии с ч.5 ст. 13 Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч.12 ст. 13 Закона организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Согласно абзацу второму пункта 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата}{Номер} (далее - Основные положения {Номер}), в случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами {Номер}, за исключением установленного Основными положениями {Номер} порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов, установки и ввода в эксплуатацию и проведения проверок коллективных (общедомовых) приборов учета.

Из положений пункта 144 Основных положений {Номер} следует, что по общему правилу приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) субъектов розничного рынка с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае, если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежат корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата}{Номер} (далее - Правила {Номер}), внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Следовательно, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).

Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии), а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения до {Дата} были утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от {Дата}{Номер}.

Согласно пункту 2 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 названного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, в том числе, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

Пунктом 6 Критериев закреплено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Порядок установки и допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии регламентирован пунктами 150-154 раздела X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений {Номер} (в редакции, действовавшей на момент ввода спорного прибора в эксплуатацию).

Указанные нормы предусматривают, что сетевая организация обязана осуществлять действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств по согласованию с лицами, которые владеют на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства.

(Данные деперсонифицированы)

Согласно пункту 150 Основных положений {Номер} в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить «допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника.

Частью I статьи 13 Закона №261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

В части 9 статьи 13 Закона №261-ФЗ предусмотрено, что с {Дата} организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 10 статьи 13 Закона №261-ФЗ закреплена обязанность организаций, указанных в части 9 статьи 13 Закона №261-ФЗ, до {Дата} предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 статьи 13 Закона №261-ФЗ, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 статьи 13 Закона №261-ФЗ, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ до {Дата} (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13 Закона №261-ФЗ, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона №261-ФЗ, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженернотехнического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 статьи 13 Закона №261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В силу пункта 152 Основных положений {Номер} установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в хрде которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.

В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (пункт 154 Основных положений {Номер}).

Судом установлено, что акты допуска приборов учета электроэнергии в эксплуатацию от {Дата} составлены и подписаны сетевой организацией - АО «Горэлектросеть».

Как указывает процессуальный истец, собственники помещений в МКД на процедуру допуска в эксплуатацию приборов учета М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер} не приглашались. Таким образом, потребители электроэнергии, проживающие в МКД, были лишены возможности реализовать предоставленные им законом права.

В связи с нарушением процедуры допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер}, по мнению процессуального истца, являются не пригодными для коммерческих расчетов.

Судом установлено, что между материальными истцами и сетевой организацией отсутствуют договорные правоотношения.

По убеждению суда, поскольку ОДПУ ввиду отсутствии технической возможности был установлен АО «Горэлектросеть» на опоре линии ЛЭП, в соответствии с п.п. 150,152 Основных положений {Номер} сетевой организации и гарантирующему поставщику не требовалось согласия собственников жилых помещений указанного МКД мест установки ОДПУ электроэнергии и допуска персонала сетевой организации к месту установки ОДПУ.

Кроме того, доводы процессуального истца опровергаются представленными доказательствами, так как гарантирующий поставщик предъявлял собственникам помещений счета на оплату электроэнергии в соответствии с показаниями общедомового прибора учета электроэнергии.

Не оспорены доводы ответчиков о том, что обращения собственников жилых помещения спорного МКД в ГЖИ Кировской области связано не с процедурой ввода в эксплуатацию прибора учета электроэнергии, а с ошибочностью мнения собственников об отсутствии в их многоквартирном доме мест общего пользования, а также с прямым указанием ГЖИ на не санкционированое подключение соседями к электрическим сетям.

Из представленной Государственной информационной системы ЖКХ {Адрес} в г. Кирове, кадастровый {Номер} следует, что вид здания –жилой дом блокированной застройки (л.д. 13).

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ {Адрес} в г. Кирове, назначение: многоквартирный дом, наименование: многоквартирный жилой дом.

Не оспорены доводы ответчиков о том, что в доме имеется система освещения, электроснабжения чердачного помещения МКД отсутствие общих чердаков, подвалов, коридоров не свидетельствует об отсутствии иного общедомового оборудования МКД по указанному адресу.

Судом установлено, что согласно схеме электропитания МКД по указанному адресу спорный дом имеет два технологических ввода в дом, в доме имеются внутренние электрические сети, через которое идет это подключение. Энергопринимающие устройства потребителей МКД подключены к электрическим сетям сетевой организации через соответствующие внутридомовые сети. Как указывает сторона ответчика, наличие внутридомовой системы электроснабжения подтверждается актом обследования на предмет возможности (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от {Дата}.

Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартиных домах и жилых домов» {Номер} размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Суд не соглашается с доводами стороны процессуального истца об освобождении собственником МКД по указанному адресу от обязанности по внесению платы за пользование коммунальным ресурсом, потребленным в пределах МКД, по показаниям установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ.

Доказательств неисправности ОДПУ или некорректности расчетов потребленной электроэнергии и соответственно, расчетов платы за электроэнергию, суду не представлено.

В связи с изложенным суд не может возложить на АО «ЭнергосбыТ Плюс» обязанность произвести перерасчет (уменьшение) начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам (нанимателям) жилых помещений {Номер}, 4 в доме блокированной застройки по адресу: г. Киров, {Адрес}, за период июль 2020 года - март 2021 года; прекратить начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам (нанимателям) жилых помещений {Номер}, 4 в доме блокированной застройки по адресу: г. Киров, {Адрес}, исходя из показаний прибора учета М.200.04 заводской {Номер}, М.200.04 заводской {Номер}(л.д.4-10,28).

Руководствуясь ст. ст. 194,198,199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Государственной жилищной инспекции Кировской области, в интересах ФИО2, ФИО3 к АО "ЭнергосбыТ Плюс", АО "Горэлектросеть" о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л.Малова

Решение суда в окончательной форме принято {Дата}.

Решение24.09.2022