ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2986/20 от 23.12.2020 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело №2-2986/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Самойловой Т.Г.

при секретаре Валитовой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству культуры Челябинской области об обеспечении финансирования и создания музея, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству культуры Челябинской области об обеспечении до 2022 года финансирования и создании Государственного многофункционального историко-литературного центра (музея) в Челябинской области согласно протокола совещания у заместителя Министра культуры Челябинской области ФИО2 от 21 января 2020 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 000 рублей, ссылаясь на то, в городе Челябинске и Челябинской области отсутствует литературно-просветительный центр (музей), призвание которого: сохранение и обогащение историко-культурных и литературных традиций Южного Урала и всей страны, содействие становлению гражданского общества и правового государства России, сохранению национальных традиций региона и наследия классиков региональной литературы: ФИО3, ФИО4 и многих других. В других городах: Екатеринбурге, Кургане, Н. Тагиле, Оренбурге и даже в Орске такие центы существуют много лет. ФИО1 с 2015 года принимает активное участие в создании литературного центра. В течение пяти лет им затрачены колоссальные моральные силы, физические и немалые материальные затраты, которые невозможно оценить цифрами, только потерянными годами. Однако ответчик не содействует созданию литературного центра, не думает о ценности языка литературы.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, однако после разрешения заявленных им ходатайств заявил отвод председательствующему и покинул зал судебного заседания.

Представитель ответчика Министерства культуры Челябинской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленного ФИО1 иска, указав на отсутствие оснований для его удовлетворения, поскольку протокол совещания у заместителя Министра культуры Челябинской области от 21 января 2020 года носит рекомендательный характер. Челябинская область в полном объеме обеспечена сетью музеев всех направлений (краеведческих, художественных, тематических), дополнительное создание в Челябинской области государственного многофункционального историко-культурного центра (музея) не требуется. Поддержал письменные возражения на исковые требования ФИО1 и дополнения к ним.

Выслушав представителя ответчика, заслушав свидетелей со стороны истца, исследовав письменные материалы дела, включая обращения истца ФИО1 во время рассмотрения настоящего дела по вопросу создания и финансирования Государственного многофункционального историко-литературного центра (музея) в Челябинской области, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в силу следующего.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 26.05.1996 года №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Закон №54-ФЗ) музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей может быть создан и в форме негосударственного музея, учредителями которого выступают органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

Как установлено статьей 2 Закона №54-ФЗ, законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения, указанные в части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, не могут противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия между настоящим Федеральным законом и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует настоящий Федеральный закон.

Согласно ст. 3 Закона №54-ФЗ музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом.

Как установлено ст. 27 Закона №54-ФЗ целями создания музеев Российской Федерации являются: осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций.

В соответствии со ст. 35 Закона №54-ФЗ музеи организовывают и обеспечивают доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном положением о Музейном фонде и иными нормативными актами федерального органа исполнительной власти в сфере культуры.

Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 года №Р-965 «Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» установлено, что условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

Согласно раздела 3 Методических рекомендаций за сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиции отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонты вошли в государственную или негосударственную часть Музейного Фонда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обращаясь в суд с названным иском, ФИО1 в обоснование своих требований ссылается на то, что ответчиком не исполняются обязательства по обеспечению финансирования и создания Государственного многофункционального историко-литературного центра (музея) в Челябинской области, оформленного протоколом совещания заместителя Министра культуры Челябинской области ФИО2 от 21 января 2020 года.

В соответствии со ст. 2 Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В соответствии с ч. 3 Закона №59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации этого письменного обращения (ст. 12 Закона №59-ФЗ).

В соответствии со ст. 13 Закона №59-ФЗ устное обращение дается в ходе личного приема гражданина. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях делается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статьей 3 Закона Челябинской области от 27.08.2009 года №456-ЗО «О рассмотрении обращений граждан» предусмотрено, что устные обращения граждан к руководителям государственных органов, областных организаций поступают от граждан во время личного приема, а также по специально организованным телефонам доверия, горячим линиям, во время проведения прямых эфиров по радио и телевидению.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В судебном заседании установлено, что 19 ноября 2019 года ФИО1 обратился с заявлением к Губернатору Челябинской области ФИО6 о многолетнем отсутствии строительства дорожной инфраструктуры в пос. Красное поле Сосновского района Челябинской области и не выполнении Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 2014 года в создании литературного музея, которое в части обращения по вопросу создания литературного музея было направлено в Министерство культуры Челябинской области, где зарегистрировано 27 ноября 2019 года №343338-43-ПрЧО.

31 декабря 2019 года Министерство культуры Челябинской области направило в адрес ФИО1 письмо с приглашением на рабочую встречу для обсуждения аспектов создания литературного музея.

21 января 2020 года состоялось совещание у заместителя Министра культуры Челябинской области ФИО2 по рассмотрению вопроса о создании Многофункционального историко-литературного музея в Челябинской области, оформленное протоколом №1, по итогам которого решили Министерству культуры Челябинской области выступить с инициативой в адрес Губернатора Челябинской области ФИО6 о создании «Многофункционального историко-литературного центра (музея) Челябинской области» с обеспечением финансирования из областного бюджета Челябинской области и городского бюджета города Челябинска.

29 февраля 2020 года председателем ЧООФК, писателем, публицистом и почетным гражданином г. Челябинска ФИО7, экспертом общественной палаты комиссии по культуре ФИО1 была разработана концепция «Государственного многофункционального историко-литературного музея Челябинской области», зарегистрированная в Министерстве культуры Челябинской области 02 марта 2020 года №1401-200/508в.

Обращение ФИО1 к Министру культуры Челябинской области ФИО8 от 10 февраля 2020 года об информировании его о сроках выполнения решения протокола от 21 января 2020 года, было зарегистрировано 23 марта 2020 года №1407-200/667в.

Письмом от 30 марта 2020 года за подписью первого заместителя Министра культуры ФИО2 ФИО1 был уведомлен об отсутствии возможности рассмотрения вопроса по созданию многофункционального историко-литературного музея Челябинской области в условиях угрозы распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV) и ссылкой на приоритетные направления работы Правительства Челябинской области, связанные с поддержкой здравоохранения, социальной защиты населения региона, а также на обеспечение устойчивого развития экономики Челябинской области в условиях ухудшения экономической ситуации.

При этом, обращение ФИО1 к Министру культуры Челябинской области ФИО8, датированное 09 февраля 2020 года, имеющееся в материалах дела (л.д. 14-15) в Министерство культуры Челябинской области не поступало и не регистрировалось.

Свидетели ФИО9 и ФИО7 в судебном заседании подтвердили многолетнюю деятельность инициативной группы по созданию литературного музея, поиска здания под музей, которая активно велась до введения режима повышенной готовности.

Согласно выписки из протокола депутатских слушаний «Год культуры: итоги и перспективы» от 19 декабря 2014 года Министру культуры Челябинской области был дан ряд рекомендаций, в том числе рассмотреть вопрос о возможности создания музея литературы.

Министерством культуры Челябинской области на судебный запрос 15 декабря 2020 года предоставлен ответ, из которого следует, что протокол депутатских слушаний «Год культуры: итоги и перспективы» от 19 декабря 2014 года, письмо Комиссии по культуре, межнациональным отношениям, сохранению и пропаганде историко-культурного наследия общественной палаты Челябинской области от 15.06.2017 года №6-ОП, а также протокол совещания у первого заместителя Министра культуры Челябинской области ФИО2 от 21 января 2020 года №1 носят рекомендательный характер. Дополнительное создание в Челябинской области многофункционального историко-литературного музея (центра) Челябинской области не требуется, поскольку на территории Челябинской области в настоящее время функционируют 3 государственных, 42 муниципальных музея, 6 частных негосударственных либо ведомственных музеев, являющихся структурными подразделениями организаций, литературных музеев.

Вышеуказанные музеи проводят мероприятия, связанные с продвижением творчества писателей и поэтов Челябинской области, организуют сменные выставки, посвященные поэтам и писателям Челябинской области, презентации книг местных писателей. Частыми гостями музеев бывают писатели Южного Урала и России.

Также на площадках областных и муниципальных библиотек (всего в области 826 единиц библиотек) на регулярной основе проводятся тематические выставки, посвященные поэтам, писателям региона. В настоящее время в музеях и библиотеках области созданы краеведческие и литературоведческие объединения, которые организуют встречи с писателями, поэтами и другими представителями творческой интеллигенции.

Являются открытыми площадками для встреч и обсуждения вопросов литературного направления государственный исторический музей Южного Урала, Союз писателей Челябинской области, областная научная библиотека, где имеется музей библиотеки и проводится большое количество мероприятий от межрегиональной книжной ярмарки до литературных вечеров, форумов и панельных дискуссий и иных мероприятий.

Таким образом, в Челябинской области приняты все необходимые меры, связанные с развитием и продвижением творчества писателей и поэтов Челябинской области.

Протокол совещания у первого заместителя Министра культуры Челябинской области ФИО2 от 21 января 2020 года №1, на который ссылается истец ФИО1 в обоснование заявленного им иска, не обладает нормативными свойствами, в связи с чем не может расцениваться как общеобязательный в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

Поскольку в законодательстве Российской Федерации и Челябинской области отсутствует положение о необходимости создания Государственного многофункционального историко-литературного центра (музея) в Челябинской области, то у Министерства культуры Челябинской области отсутствует обязанность по созданию и финансированию такого музея.

Доказательств тому, что Министерство культуры Челябинской области ненадлежащим образом осуществляет свои полномочия в вопросе создания в Челябинской области музея, с нарушением действующего законодательства, ФИО1 не представлено.

Поскольку судом не установлено нарушения прав истца ФИО1, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Министерству культуры Челябинской области об обеспечении финансирования и создания Государственного многофункционального историко-литературного центра (музея) в Челябинской области, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Самойлова Т.Г.