ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2986/2013 от 05.09.2013 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-2986/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         5 сентября 2013 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Т.Ю. Балаба,

при секретаре:                   М.С. Лузгиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска, обратившегося в интересах Мальцевой А.В., Голосовской З.И., Грибаускас А.И., Кашиной В.Ф., Пужайкиной Н.В., Морозовой Е.А., Татарниковой Л.В. к Муниципальному образованию «Город Бийск» в лице Администрации города Бийска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по разрешению вопроса о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Бийска обратился в суд с указанным иском.

В обоснование исковых требований прокурор г. Бийска указал на то, что по обращению жильцов <адрес> была проведена проверка пригодности для проживания указанного дома, в результате которой установлены грубые нарушения конституционных прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Семь квартир указанного дома находятся в муниципальной собственности, одна квартира - в собственности участвующего в деле лица.

Согласно техническому заключению ООО ***» от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние <адрес> по совокупности деформаций и повреждений фундаментов, каркаса и перекрытий, оценивается как аварийное. Конструктивная схема сборных каркасно-щитовых зданий не позволяет выполнить ремонт отдельных узлов и элементов без демонтажных работ.

В целях обеспечения безопасности проживания людей Администрации г. Бийска, как собственнику имущества, по мнению истца, необходимо решить вопрос о признании дома аварийным, подлежащим сносу с соответствии с п. 45 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Однако, Администрация г. Бийска, как собственник имущества, длительное время бездействует с разрешением данного вопроса. При этом прокурор указывает на нарушение ответчиком п. п. 1, 3 ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 40 Конституции РФ, п. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, п. 6 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

По факту выявленных нарушений конституционных прав граждан прокуратурой города в адрес Главы г. Бийска было внесено представление об устранении нарушений закона и понуждении к рассмотрению на Межведомственной комиссии при Администрации г. Бийска вопроса о признании жилого дома <адрес> аварийным, подлежащим сносу. Представление прокурора в установленные сроки было рассмотрено, но предлагаемых прокурором мер в защиту интересов граждан принято не было.

Как установлено проверкой, проживание людей в доме является небезопасным для их жизни и здоровья, недопустимо, поскольку не согласуется с положениями Конституции РФ.

Прокурор г. Бийска, с учетом уточнения и изменения исковых требований, просил признать незаконным бездействие Администрации г. Бийска в части необращения в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Бийска с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома <адрес>; возложить на Администрацию г. Бийска обязанность по обращению в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска для решения вопроса о признании жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания граждан.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Хаустова О.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Бийска Сагадеева Д.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, в обоснование своих возражений ссылаясь на то, что семь из восьми квартир <адрес> находятся в муниципальной собственности, потому оснований утверждать, что указанный дом является объектом муниципальной собственности, не имеется, при таких обстоятельствах у ответчика не возникает обязанности по созданию в установленном порядке комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Истцы не представили доказательств обращения в Межведомственную комиссию по вопросу о признании дома аварийным, не реализовали свои права по обращению в Межведомственную комиссию по указанному вопросу, в связи с чем Администрацией г. Бийска права истцов не могли быть нарушены необращением в Межведомственную комиссию. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ был проведен капитальный ремонт <адрес> в связи с чем выводы прокурора о незаконном бездействии ответчика в части непринятия мер по решению вопроса о пригодности (непригодности) для проживания жилого <адрес> не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

Истцы Мальцева А.В., Голосовская З.И., Грибаускас А.И., Кашина В.Ф., Пужайкина Н.В., Морозова Е.А., Татарникова Л.В., третьи лица Истомина Ю.В., Воронина О.Е., Грибаускас Е.А., Грибаускас Л.В., Грибаускас С.А., Баздырев Е.В., Баздырева А.В., Баздырева И.Н., Гуляева Н.И., Морозова М.Н., Морозов Н.К., Татарникова А.А., Ватолин Ю.В., представитель третьего лица Межведомственной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявляли, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Установлено, что квартиры № в многоквартирном жилом <адрес> находятся в собственности муниципального образования город Бийск.

Квартира № в указанном доме была передана в собственность ФИО на основании договора о передаче жилья в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО ДД.ММ.ГГГГ данная квартира находится в собственности наследника ФИО

Истцы Мальцева А.В., Голосовская З.И., Грибаускас А.И., Кашина В.Ф., Пужайкина Н.В., Морозова Е.А., Татарникова Л.В. являются нанимателями квартир в многоквартирном жилом доме <адрес>.

Согласно заключению ООО «***» от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние дома <адрес> по совокупности деформаций и повреждений фундаментов, каркаса и перекрытий с учетом срока службы, превышающего нормативный в 1,9 раз, оценивается как аварийное. Конструктивная схема сборных каркасно-щитовых зданий не позволяет выполнить ремонт отдельных узлов и элементов без демонтажных работ. На основании проведенного визуального обследования экспертами дана общая оценка категории технического состояния <адрес> - аварийное.

Обращаясь с настоящим иском, истец указывает, что со стороны Администрации г. Бийска, как собственника многоквартирного дома, имеет место незаконное бездействие в части необращения в Межведомственную комиссию с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома по <адрес>

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ, в пределах предоставленных ему Жилищным кодексом РФ полномочий, постановлением от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение).

Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации города Бийска № 962 от 25.03.2013 года утвержден состав Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны.

До принятия данного постановления действовало постановление Администрации города Бийска от 02.12.2008 года № 2565 «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска» с ежегодно вносимыми в него изменениями.

По смыслу пункта 42 Положения, основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения (в данном случае администрации муниципального образования), либо заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.

В силу требований ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с пп. 2, 3 ч. 1 ст. 42 Устава Муниципального образования город Бийск Алтайского края, принятого решением Думы г. Бийска от 23.06.2005 года № 250 Администрация города Бийска организует содержание муниципального жилищного фонда; осуществляет муниципальный жилищный контроль.

Как установлено по делу, наниматели жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> неоднократно обращались в Администрацию города Бийска по вопросу ненадлежащего технического состояния дома и непригодности его для проживания, что подтверждается материалами дела и пояснениями истцов Мальцевой А.В., Пужайкиной Н.В., Татарниковой Л.В., третьих лиц Ворониной О.Е., Грибаускас Л.В., Баздыревой А.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленных ответов должностных лиц органа местного самоуправления по обращениям граждан, заявителям не разъяснялся установленный порядок признания дома не пригодным для проживания, а также их право на обращение в межведомственную комиссию.

Вместе с тем и сама Администрация города Бийска, являясь собственником семи из восьми квартир дома, проявляла бездействие, не принимая никаких мер для проверки технического состояния жилого дома, не обращалась в межведомственную комиссию по данному вопросу.

Установлено, что после обращения директора ООО ***», на обслуживании которого находился данный дом, в Государственную жилищную инспекцию Алтайского края, руководителем инспекции ДД.ММ.ГГГГ направлялось письмо на имя Главы г. Бийска о необходимости проведения межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых домов по <адрес> установленным в Положении № требованиям.

Согласно ответу заместителя Главы города - начальника МУ «Управление капитального строительства Администрации города Бийска», данный вопрос следовало рассмотреть на межведомственной комиссии в случае продления Федеральной программы сноса ветхого жилья и выделения средств городу Бийску на расселение и снос ветхих домов.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Бийска было вынесено представление Главе Администрации города Бийска об устранении нарушений жилищного законодательства. В частности, указывалось на необходимость рассмотрения вопроса Межведомственной комиссией о признании жилых домов по <адрес> аварийными и подлежащими сносу.

Данное представление также не было исполнено Администрацией города Бийска.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям и действиям (бездействиям), оспариваемым в судебном порядке относятся решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу абз. 4 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как ранее указывалось, на органы местного самоуправления законом возложена обязанность по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что со стороны Администрации города Бийска, как собственника семи из восьми квартир жилого дома по <адрес> как органа местного самоуправления, имеет место незаконное бездействие в части необращения в Межведомственную комиссию с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан указанного жилого дома.

Доводы представителя ответчика о том, что обращение в межведомственную комиссию по вопросу признания дома аварийным является правом, но не обязанностью собственника, являются несостоятельными.

В данном случае Администрация города Бийска, как исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования Город Бийск, осуществляет муниципальный жилищный контроль и, в случае признания дома аварийным, на нее возложена обязанность по решению вопроса о возможности дальнейшего использования дома, проведению ремонтно-восстановительных работ, расселению жильцов и т.д.

Реализация данной функции Администрации г. Бийска невозможно без обращения в Межведомственную комиссию, к исключительной компетенции которой относится признание жилых помещений аварийными, непригодными для проживания.

То обстоятельство, что дом по <адрес> был включен в программу по капитальному ремонту и в ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт дома проведен, не является основанием для отказа в проведении оценки технического состояния многоквартирного дома, которое не улучшилось после проведенного ремонта.

Аварийное состояние многоквартирного дома не оспаривается ответчиком, что следует из ответов должностных лиц на обращения жителей дома, а также позиции представителя ответчика при рассмотрении настоящего спора.

Между тем, в течение длительного времени Администрация города Бийска незаконно бездействует, не разрешая данный вопрос по существу.

Довод стороны ответчика о том, что <адрес> находится в собственности ФИО в связи с чем у ответчика не возникает обязанности по созданию в установленном порядке комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, суд находит несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не отменяет обязанности ответчика по решению вопроса о возможности дальнейшего использования дома для проживания.

Как установлено при рассмотрении дела, ДД.ММ.ГГГГ от нанимателей жилых помещений в доме по <адрес> были поданы заявления в МКУ «Управление ЖКХ, БиДХ» о рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о состоянии жилого дома, признании его аварийным, непригодным для проживания.

Между тем, до настоящего времени данный вопрос не решен межведомственной комиссией, в адрес заявителей не направлен ответ о результате рассмотрения заявлений. Обратное сторонами не доказано.

В связи с этим, суд полагает возможным возложить на Администрацию города Бийска обязанность по обращению в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома, расположенного по <адрес>

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором города Бийска требования подлежат удовлетворению частично, в объеме требований, изложенных в иске от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования прокурора г. Бийска подлежат отклонению, как заявленные излишне.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Бийска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Бийска в части необращения в Межведомственную комиссию с заявлением о признании пригодным (непригодным) для проживания жилого дома по <адрес>

Возложить на Администрацию города Бийска обязанность по обращению в Межведомственную комиссию для решения вопроса о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан жилого дома по <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Бийска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба     в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме     в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Председательствующий                     Т.Ю. Балаба

***

***а