ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2987/18 от 15.08.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,

при секретаре Абтрахимовой Н.З.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующей на основании ордера от 15.08.2018 г. №<данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-<данные изъяты>/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с иском к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, мотивировав заявленные требования тем, что согласно договору передачи (приватизации) квартиры от 27.09.1994 г. в собственность ФИО1 передана квартира, расположенная по адресу: г. <данные изъяты>, общей площадью 39,5 кв.м., что подтверждаемся договором приватизации квартиры в собственность, свидетельством о праве собственности от 21.10.2014 г. серии 86-АБ <данные изъяты>. 30.05.2018г. ФИО1 обратилась в адрес Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о передаче в муниципальную собственность приватизированного жилого помещения. 13.06.2018 г. решением Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска в приеме жилого помещения отказано на основании п. 50 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № <данные изъяты>, которым установлено, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма жилых помещений подлежат расторжению. Истец считает данное решение незаконным, поскольку действующим законодательством не установлено ограничений и запретов к жилым помещениям, которые могут быть расприватизированы.

Полагает, истец имеет право передать жилое помещение, являющегося их единственным местом жительства и свободного от обязательств, в муниципальную собственность, а Администрация г. Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска обязаны принять указанное помещение в собственность и заключить договор социального найма.

На основании вышеизложенного, просит обязать Администрацию города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 39,5 кв.м. Признать право пользования ФИО1 жилым помещением на условиях договора социального найма и обязать Администрацию города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Ханты<данные изъяты> общей площадью 39.5 кв.м.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, на удовлетворении настаивали.

Представители ответчиков Администрации города Ханты-Мансийска, Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска в судебное заседание не явились, не смотря на своевременное и надлежащее извещение. Причин неявки суду не сообщили, об отложении не просили. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при указанной явке сторон.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» также предусматривается право граждан, приватизировавших жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, и обязанность соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими лиц принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.

Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного проживания и быть свободным от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливаются.

Исходя из приведенных правовых норм к обстоятельствам, имеющим юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора и подлежащими установлению, относятся: было ли занимаемое гражданином жилое помещение приобретено им в собственность в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а не по иным законным основаниям; является ли данное жилое помещение единственным местом жительства гражданина; не обременено ли обязательствами.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником <данные изъяты> на основании Договора передачи (приватизации) квартиры № 11 от 27.07.1994 г., что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 21.11.2014 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 86-86-01/031/2014-911.

Из письма Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска №<данные изъяты> от 13.06.2018г. в ответ на заявление ФИО1 от 30.05.2018 года о передаче в муниципальную собственность приватизированного жилого помещения – <данные изъяты>, следует, что распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от 13.02.2015 года № 14-р многоквартирный <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу. Руководствуясь положениями ст. 20 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № <данные изъяты>, рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность приватизированного жилого помещения и заключении договора социального найма на спорное жилое помещение не представляется возможным.

Кроме того, из материалов дела следует, что 06.04.2016 года между ФИО1 и ФИО3 заключен договор купли-продажи на квартиру, по условиям которого продавец (ФИО1) продала, а покупатель (ФИО3) купила в собственность квартиру, расположенную по адресу <данные изъяты>

Указанная квартира принадлежала ФИО1 на праве собственности на основании договора дарения от 23.08.2013 г. Право собственности на указанную квартиру прекращено 07.06.2018 года (выписка из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 19.08.2018 г.).

Следовательно, на момент обращения к ответчику с заявлением о передаче в муниципальную собственность приватизированного жилого помещения, у истца имелось в собственности иное жилое помещение (квартира, расположенная по адресу <данные изъяты>.).

Данные обстоятельства признавались истцом в судебном заседании.

Таким образом, руководствуясь положениями ст. 9.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и установив факт нахождения в собственности истца ФИО1 иных жилых помещений, дает основания полагать о том, что спорное жилое помещение – <...> не является для истца единственным местом проживания, и ФИО4 не отвечает требованиям ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу п. 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что заключение договора социального найма после признания дома аварийным и подлежащим сносу не допускается в силу прямого запрета закона.

Таким образом, ответчик в данный момент заключить с истцом договор социального найма не имеет возможности. Спорное жилое помещение не отвечает требованиям жилого помещения, соответственно не может являться предметом договора социального найма.

С учетом изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Администрации города Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 20 августа 2018 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Е.А. Солонина

копия верна:

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Е.А. Солонина