дело № 2-2989/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Парусинова Н.С.,
с участием представителей:
истца – ФИО1, на основании служебного удостоверения,
заинтересованного лица - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах ФИО2 к Департаменту образования и науки города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании распоряжения незаконным, понуждении совершить определенные действия,
установил:
заместитель прокурора Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Департаменту образования и науки города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-О в части решения о снятии с квартирного учета ФИО9 (ФИО4) Ирины Игоревны; понуждении Департамента образования и науки города Севастополя восстановить ФИО3 в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, с ДД.ММ.ГГГГ; понуждении Департамента капитального строительства города Севастополя предоставить ФИО2 жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу защиты жилищных прав Комягиной (ФИО10) И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-О ФИО2 снята с квартирного учета на основании пп. 2 п. 26 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета министров Украинской ССР и Украинским Республиканским Советом профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с выездом на постоянное место жительства в другой населенный пункт.
Узнав о снятии с квартирного учета ФИО2 обратилась в Департамент образования и науки города Севастополя с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако, во включении в указанный список Департаментом образования и науки города Севастополя было отказано. В восстановлении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Департаментом образования и науки города Севастополя письмом от 28.02.2020 ФИО2 также было отказано.
Вместе с тем, ФИО2 с 1989 года по настоящее время была зарегистрирована в г.Севастополе. В связи с этим оснований для снятия ее с квартирного учета в связи с выездом на постоянное место жительства в другой населенный пункт не имелось.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Заинтересованное лицо иск поддержала, просила удовлетворить.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суд не уведомили.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка по вопросу защиты жилищных прав ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено, что отец ФИО2 – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО2 – ФИО8 решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Согласно информации отдела учета и распределения жилой площади Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) ФИО3 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояла на квартирном учете под номером 136.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-О ФИО4 (ФИО11) И.И. снята с квартирного учета на основании пп. 2 п. 26 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных Постановлением Совета министров Украинской ССР и Украинским Республиканским Советом профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с выездом на постоянное место жительства в другой населенный пункт.
Узнав о снятии с квартирного учета, ФИО2 обратилась в Департамент образования и науки города Севастополя с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - Список).
Во включении в Список Департаментом образования и науки города Севастополя письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) ФИО2 было отказано.
В восстановлении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Департаментом образования и науки <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) ФИО2 также было отказано.
Согласна справке паспортного отдела ГУП города Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Снята с регистрационного учета по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ в связи с выбытием по адресу: <адрес>.
Согласно паспорту гражданина России ФИО2 в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Таким образом, место жительства Комягиной (ФИО12) И.И. с 1989 года по настоящее время было зарегистрировано в г. Севастополе. Таким образом,оснований для снятия ее с квартирного учета в связи с выездом на постоянное место жительства в другой населенный пункт не имелось.
Следовательно, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-О в части решения о снятии с квартирного учета ФИО13 (ФИО4) И.И. вынесено незаконно и ФИО2 подлежит восстановлению в Списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 21 Перечня документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 30.04.2015 № 349-ПП, в качестве основания для включения в Список указано вступившее в законную силу решение суда о защите жилищных прав лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (решение о признании уважительными причин пропуска срока включения указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, либо решение о включении лиц данной категории в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями).
Согласно ст.ст. 8, 9 Закона города Севастополя от 09.02.2015 № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» решение о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, принимает уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства, которым в силу пп. 7 п. 10.10 Положения о Департаменте образования и науки города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, является Департамент образования и науки города Севастополя.
Положениями ст. 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу положений п. «ж», ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.ч. 3, 4, ст. 8 Закона города Севастополя от 09.02.2015 № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.
Согласно статье 5 Закона города Севастополя от 05.05.2015 № 134-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет: восемнадцать квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; тридцать три квадратных метра для одиноко проживающего гражданина. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека.
Также следует отметить, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 № 85-В09-11, обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, требования законодательства не ставят право внеочередного предоставления жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Верховного Суда РФ от 22.04.2014 № 7-КГ14-2, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.п. 3.1.2.1, 3.1.2.6 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя в сфере жилищной политики: участвует в формировании жилищного фонда города Севастополя; принимает решение о распоряжении жилищным фондом города Севастополя; заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя.
Согласно сведениям Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя недвижимое имущество у ФИО2, ее супруга и детей на праве собственности отсутствует.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи нанимателя ФИО2 не является.
До настоящего времени ФИО2 жилой площадью Департаментом капитального строительства города Севастополя не обеспечена, чем нарушены ее жилищные права и законные интересы.
Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты, требования указанных лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенного суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить полностью.
Признать незаконным распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-О в части решения о снятии с квартирного учета ФИО14 (ФИО4) Ирины Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Департамент образования и науки города Севастополя восстановить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
<данные изъяты>