ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2989/2012 от 29.11.2012 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело <номер>

Р Е Ш Е Н И Е копия

Именем Российской Федерации

<дата><адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Родичевой Г.В.

при секретаре <фио>2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <фио>8<фио>1 к ООО «<фио>9» о возврате суммы, уплаченной за товар ненадлежащего качества, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

<фио>7-О. обратился в суд с иском к ООО «<фио>9» о возврате суммы <данные изъяты>, уплаченной за товар ненадлежащего качества, взыскании убытков <данные изъяты> – транспортные расходы, <данные изъяты> расходы на проведение экспертизы, неустойки в сумме <данные изъяты>, компенсации морального вреда <данные изъяты>.

Свои требования истец мотивирует тем, что им <дата> в магазине «<фио>22» (ООО «<фио>9») был заказан раскладной диван стоимостью <данные изъяты> и в комплект к нему пуховые подушки (4 штуки) стоимостью <данные изъяты>. <дата> указанный диван с подушками были доставлены по адресу: <адрес>. Помимо того, что указанный диван не подходил по габаритам, в нем были обнаружены недостатки при рас­кладывании (край дивана терся о пол, из-за чего в будущем ткань могла порваться по при­чине чрезмерного трения). Об указанных недостатках было сказано в магазине продавцу- консультанту ФИО1, работавшему непосредственно с клиентом. На что в устной форме была достигнута договоренность о том, что указанный диван будет выстав­лен в магазине «<фио>22» для его последующей реализации после окончания проводимой в магазине реконструкции и смены экспозиций. Однако, когда <фио>7 обратился с этой просьбой повторно в <дата> ему было отказано, ссылаясь на то, что указан­ный диван невозможно разместить в магазине, поскольку он не подходит под стиль пред­ставленной экспозиции.

<дата> на имя Директора ООО «<фио>9» <фио>3 было по­дано заявление о расторжении договора купли-продажи и возвращении уплаченной сум­мы в размере <данные изъяты> по причине наличия в диване не­устранимых недостатков, о которых было указано.

<дата> был получен письменный ответ, в котором ответчик, сослав­шись на ст. 25 ФЗ «О защите прав потребителей» и п. 8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный то­вар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в котором ответчик посчитав мягкий диван мебелью бытовой (мебельные гарни­туры и комплекты) (п. 8 перечня) и не согласившись с указанными недостатками, отказал истцу в удовлетворении его требований.

<дата> указанный диван был предъявлен на экспертизу в Красноярское Общество защиты потребителей. <дата> истцом было получено экспертное заключение <номер>, в котором были установлены следующие дефекты произ­водственного характера: недостаточная натяжка обивочного материала из ткани мягких деталей сидения, подлокотников и складок разной степени выраженности, которые после мягкого разглаживания рукой не исчезают, что не отвечает требованиям ГОСТ 19917-93 «Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия» п. 2.2.7; при раскладыва­нии дивана, ножки не касаются пола, вся конструкция держится на подушках спинки ди­вана; облицовочный материал, при раскладывании дивана, касается пола, что при дли­тельной эксплуатации приведет к истиранию ткани и ухудшению внешнего вида, данный дефект является конструктивным; части дивана не закрыты облицовочной тканью. На ос­новании чего было дано заключение о том, указанный диван имеет недостатки производ­ственного характера.

<дата> один экземпляр указанного заключения был предъявлен пред­ставителю ответчика (на экземпляре истца присутствует подпись представителя ответчика о получении экземпляра экспертного заключения ) с повторным требованием расторже­ния договора купли продажи и возврата уплаченных денежных средств, на что был полу­чен отказ в устной форме.

Учитывая наличие недостатков в диване, а также то, что он не входит в Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену, ответчик не вправе ссы­латься на четырнадцатидневный срок и отказывать истцу в предъявленных требованиях.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О защите прав потребителя» за нарушение сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы (ст. 22 ФЗ «О ЗПП») продавец (изготови­тель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предпринима­тель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Указанная неустой­ка исчислялась с <дата> по <дата> (66 дней) и составила <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца <фио>4 на иске настаивает по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ООО «<фио>9» <фио>5 иск не признал, указав, что

истцу был осуществлен монтаж дивана в квартире и никаких претензий по поводу его не качественности не поступало. Диван был передан в надлежащем качестве и согласно п 4 ст. 26.1. Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара после его передачи в течение 7 дней, что в данном случае не было соблюдено. В случае неисполнения требований истца с ООО «<фио>9» может быть взыскана неустойка в размере <данные изъяты>. Но неустойка в таком размере явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, в связи с чем просит о снижении неустойки до двукратной учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ, а именно (<данные изъяты> *66 дней*16%)/360=<данные изъяты>.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично в силу следующего.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ от <дата> N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Указанные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ от <дата> N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы в соответствии со ст.22 Закона «О защите прав потребителей» подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона за нарушение предусмотренных статьями 20 и 22 настоящего Закона сроков, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Статья 26.1 названного Закона предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. (п.1) Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара (п.3). Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. (п.4). Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона (п.5).

Аналогичные положения содержатся и в «Правилах продажи товаров дистанционным способом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> N 612 (ред. от <дата>).

Как установлено судом, <фио>7-О. <дата> в магазине «<фио>22» (ООО «<фио>9») заказал по каталогу раскладной диван стоимостью <данные изъяты> и в комплект к нему пуховые подушки (4 штуки) стоимостью <данные изъяты>, произвел оплату в сумме <данные изъяты>, что сторонами не оспаривается и подтверждается счетом на оплату и кассовым чеком от <дата>. <дата> указанный диван с подушками были доставлены по адресу истца: <адрес>.

<дата> истец обратился в ООО «<фио>9» с заявлением о возврате товара, указав причину: «не подходит по габаритам и не устраивает, как он раскладывается (ткань трется о пол, в будущем она испортится)».

<дата> ответчиком дан письменный отказ в удовлетворении требований потребителя.

<дата> указанный диван истцом предъявлен на экспертизу в Красноярское Общество защиты потребителей. Согласно экспертному заключению <номер>, составленному <дата>, в товаре установлены недостатки произ­водственного характера.

Из пояснений представителя истца следует, что <дата> один экземпляр указанного заключения был предъявлен пред­ставителю ответчика, что подтверждается также подписью последнего о получении экземпляра экспертного заключения, с повторным требованием расторже­ния договора купли продажи и возврата уплаченных денежных средств, на что был полу­чен отказ в устной форме. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.

Проведенной судебной экспертизой, назначенной по ходатайству представителя ответчика, наличие недостатков производственного характера в качестве проданного дивана нашло подтверждение, в частности, согласно заключению эксперта <номер> от <дата> ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>» в диван-кровати с тремя посадочными местами, приобретенным <фио>8<фио>1 в ООО «<фио>9», установлены следующие дефекты произ­водственного характера:

- искривления соединительных швов, в результате чего облицовочный материал деформировал­ся, нарушились эстетические свойства и товарный вид изделия в целом;

- морщины облицовочного материала, не исчезающие после легкого разглаживания рукой, на подлокотниках боковин, что противоречит требованиям п. 2.2.7 ГОСТ 19917-93

Недостатков при раскладывании диван-кровати не установлено.

Доказательств, ставящих под сомнение выводы эксперта, ответчиком не представлено.

Таким образом, в суде установлен факт продажи ответчиком товара ненадлежащего качества, а потому истец, в соответствии со ст. 18 Закона РФ от <дата> N 2300-1 «О защите прав потребителей» вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а ответчик обязан возвратить указанную денежную сумму. Поскольку эта обязанность ответчиком добровольно не исполнена, уплаченная за диван сумма <данные изъяты> подлежит взысканию в судебном порядке.

Суд считает несостоятельным возражение ответчика относительно того, что истец обратился за расторжением договора и возвратом уплаченной денежной суммы по истечении 7 дней, поскольку данный срок применим к продаже товара надлежащего качества при условии предоставления информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в письменной форме в момент доставки товара. Ответчиком суду не представлено доказательств предоставления указанной информации в письменной форме и что товар надлежащего качества.

В связи с взысканием с ответчика уплаченной за товар денежной суммы на основании ст.18 Закона РФ от <дата> N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель должен возвратить товар с недостатками за счет продавца.

Поскольку законное требование истца о возврате денежной суммы ответчиком добровольно не было удовлетворено в 10-дневный срок, суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 1 статьи 23 Закона РФ от <дата> N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцом заявлено о взыскании неустойки за период по истечении 10дней после предъявления ответчику экспертного заключения <дата>, в котором были отмечены недостатки товара производственного характера, по <дата>, что составляет 66 дней.

Сумма неустойки за указанный период составляет <данные изъяты> исходя из расчета: 180000 х 1% х 66 дней = <данные изъяты>.

Представителем ответчика заявлено об уменьшении неустойки в связи с ее несоразмерностью.

В соответствии с п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"
применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

Ответчиком в подтверждение несоразмерности указанной выше неустойки не приведено никаких доводов и доказательств, а потому суд не находит оснований для уменьшения неустойки.

В соответствии со ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Суд считает установленной вину ответчика в нарушении прав потребителя <фио>7 При определении размера компенсации морального вреда суд, в соответствии со ст.1101 ГК РФ исходит из характера причиненных потерпевшему нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости. С учетом изложенных обстоятельств суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, в сумме <данные изъяты>.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

А так как ответчик на обращение истца к нему о возврате уплаченной суммы за некачественный товар отказался добровольно удовлетворить его требования, с него подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а именно <данные изъяты> ( (180000 + 118800 + 3000) х 50%)

Истцом также заявлено о взыскании убытков в виде транспортных расходов в сумме <данные изъяты>, однако доказательств несения данных расходов им не представлено, а потому во взыскании указанной суммы истцу следует отказать.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Статья 88 ГПК РФ относит к судебным расходам государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела, к которым в соответствии со ст.94 ГПК РФ относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

Истцом понесены расходы в сумме <данные изъяты> по оплате экспертизы некачественного товара, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру <номер>. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Сумма госпошлины, подлежащая взысканию в соответствии с п.1 и п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ, составит <данные изъяты> по требованиям имущественного характера (<данные изъяты> + неустойка <данные изъяты> + штраф <данные изъяты>)-200 000)х1%+5200) и <данные изъяты> по требованию о компенсации морального вреда, итого <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р ЕШИЛ :

Иск <фио>8<фио>1 к ООО «<фио>9» удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «<фио>9» в пользу <фио>8<фио>1<данные изъяты>, уплаченных за товар ненадлежащего качества, <данные изъяты> неустойки; <данные изъяты> компенсации морального вреда, <данные изъяты> штрафа, <данные изъяты> судебных расходов, итого <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Обязать <фио>8<фио>1 возвратить ООО «<фио>9» некачественный товар – диван за счет продавца.

Взыскать с ООО «<фио>9» государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.

Подписано судьей. Копия верна.

Судья: Родичева Г.В.