ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2989/2021 от 09.06.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2989/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09.06.2021 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Белоусовой О.С., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, при секретаре Феллер В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании отказа незаконным, признании права, обязании оформить удостоверение ветерана боевых действий,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным отказа, признании права, обязании оформить удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о признании за ним права на получение статуса «Ветеран боевых действий», об оформлении и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» для последующего получения положенных социальных льгот. Решением начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» было отказано по тем основаниям, что в соответствии с пп.1 п.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и п. 1 Инструкции «О порядке оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий», истец не имеет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Как указал ответчик, ФИО3 в период прохождения военной службы на территории республики Таджикистан с 1995 года по 2005 год не являлся гражданином Российской Федерации. При этом, указано, что до 2003 года призыв на военную службу, в том числе на контрактной основе, осуществлялся только в отношении граждан Российской Федерации. При вынесении решения об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» ответчиком неправильно определены обстоятельства, так как ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен в списки личного состава войсковой части , дислоцированной в пгт. Московский, Республика Таджикистан, ему было присвоено воинское звание рядовой, он был назначен на должность стрелка учебного пункта, где и проходил дальнейшую срочную воинскую службу по призыву на основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Министерства безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть , дислоцированная в пгт. Московский, Республики Таджикистан, входит в перечень Федеральных органов государственной безопасности, воинских частей и подразделений Пограничных войск Российской Федерации, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения с ДД.ММ.ГГГГ. Во время прохождения истцом срочной воинской службы, ДД.ММ.ГГГГ, им была принята военная присяга, в которой ФИО3 торжественно присягнул на верность своей Родине – Российской Федерации, а также поклялся достойно выполнять свой воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. В вооруженных силах Республики Таджикистан истец никогда не служил, присяге Республике Таджикистан не принимал и текст соответствующей присяги не подписывал. Согласно справки, выданной Министерством внутренних дел Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 поменял паспорт СССР образца 1974 года на общегражданский паспорт гражданина Республики Таджикистан ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОВД района ФИО7. Таким образом, с момента призыва на военную службу ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не являлся гражданином Республики Таджикистан, а оставался гражданином СССР, то есть был апатридом (лицом без гражданства). Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, истец в звании ефрейтора принят на военную службу по контракту, предусмотренному пунктом «А» части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом срока срочной службы), в должности водителя – инструктора взвода обеспечения учебного центра. В дальнейшем контракт продлен до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, являясь лицом без гражданства и обладая равными правами с гражданами Российской Федерации, проходившими в то время службу в Республике Таджикистан, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ награжден Государственной наградой Российской Федерации медалью «За отличие в охране государственной границы», удостоверение , награда . ДД.ММ.ГГГГ в звании сержанта контрактной службы в должности водителя автомобильного отделения взвода материального обеспечения 2 пограничной комендатуры исключен из списков личного состава войсковой части , был уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по контракту в ВС РФ. Общая выслуга составила 41 год, в календарном исчислении 19 лет, в том числе в отдаленной местности, засчитанной на льготных условиях в соответствии с п «б» п. 3 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Республика Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Многие из сослуживцев истца граждане Российской Федерации, проходившие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службу в войсковой части , дислоцированной в пгт.Московский, Республика Таджикистан, получили статус «Ветеран боевых действий». Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, он является гражданином Российской Федерации. В период прохождения службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части , дислоцированной в пгт.Московский, Республика Таджикистан, он имел равные права с гражданами Российской Федерации и, следовательно, также имел право на присвоение ему статуса «Ветеран боевых действий». Отказ в признании его статуса, выдаче удостоверения ущемляет его права. Просит признать незаконным решение начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», признать за ним право на получение статуса «Ветеран боевых действий» и обязать ответчика оформить и выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий».

Определением от ДД.ММ.ГГГГ заявление принято в порядке гражданского судопроизводства.

В судебное заседание истец не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца. При таких обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что истец в спорный период являлся лицом без гражданства, гражданином Таджикистана не являлся, проживал на территории Таджикистана и призывался на территории Таджикистана, но в войсковую часть РФ, в боевых действиях не участвовал. Однако, участие в боевых действиях критерием присвоения Ветерана боевых действий не является. Сам факт прохождение службы в Таджикистане в указанный период является основанием для присвоения Ветерана боевых действий. Позже в 2008 г. истец получил гражданство Таджикистана, а в 2011 г. гражданство Российской Федерации. Истец награжден правительственной наградой, которой исходя из информационных источников, награждаются только граждане Российской Федерации.

Представитель ответчика ФИО2, исковые требования не признал, пояснив, что ФИО3 в 1993 г. проживал в Республике Таджикистан, призван на военную службу по призыву военным комиссариатом Хатлонской области Республики Таджикистан. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу на территории Республики Таджикистан в составе пограничной группы федеральной пограничной службы РФ. В 2005 году, после увольнения с военной службы он был направлен для постановки на воинский учет по месту постоянного жительства в Московский районный военный комиссариат Хатлонской области Республики Таджикистан, а ДД.ММ.ГГГГ приобрел гражданство Российской Федерации. В юридически значимый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец, проживая на территории Таджикистана, гражданином Российской Федерации не являлся, и не определил свою принадлежность к гражданству какого-либо государства. Юридически важным является то обстоятельство, что ФИО3 проходил военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с международным договором, которым период службы отнесен к военной службе в Вооруженных Силах Республики Таджикистан, в связи с чем, он не относится к категории военнослужащих Российской Федерации, что исключает возможность отнесения его к категории «Ветеран боевых действий».

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства суд приходит к следующему:

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

При соблюдении указанных выше условий гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, что влечет за собой право на получение соответствующих мер социальной поддержки от Российской Федерации.

В период возникших правоотношений, действовал Закон РФ от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу с 01.01.1998), определявший понятие военнослужащего как гражданина Российской Федерации, который приобретает названный статус с началом военной службы и утрачивает его с окончанием военной службы.

Граждане иных государств, а также лица без гражданства, не подпадают под этот критерий, при том, что данное законодательством понятие не подлежит расширенному толкованию.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был зачислен в списки личного состава войсковой части , дислоцированной в пгт. Московский, Республика Таджикистан, ему было присвоено воинское звание рядовой, он был назначен на должность стрелка учебного пункта, где и проходил дальнейшую срочную воинскую службу по призыву на основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом Министерства безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, войсковая часть , дислоцированная в пгт. Московский, Республики Таджикистан, входит в перечень Федеральных органов государственной безопасности, воинских частей и подразделений Пограничных войск Российской Федерации, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, истец в звании ефрейтора принят на военную службу по контракту, предусмотренному пунктом «А» части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом срока срочной службы), в должности водителя – инструктора взвода обеспечения учебного центра. В дальнейшем контракт продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в звании сержанта контрактной службы в должности водителя автомобильного отделения взвода материального обеспечения 2 погранично комендатуры исключили из списков личного состава войсковой части , был уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по контракту в ВС РФ.

Общая выслуга составила 41 год, в календарном исчислении 19 лет, в том числе в отдаленной местности, засчитанной на льготных условиях в соответствии с п «б» п. 3 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Республика Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 исходя из материалов дела, на момент призыва проживал на территории Таджикистана, гражданином Российской Федерации не являлся и не определял свою принадлежность к гражданству какого-либо государства.

Более того, в 2008 году, определил принадлежность к гражданству Таджикистан, а при заключении контракта, что следует из его текста, также определял себя как гражданин Таджикистана.

Гражданство Российской Федерации истец приобрел только ДД.ММ.ГГГГ

Доводы о том, что во время прохождения воинской службы, истцом ДД.ММ.ГГГГ была принята присяга, являются несостоятельными, поскольку данное не является основанием автоматического отнесения ФИО3 не определившего себя к принадлежности Российской Федерации к гражданам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях других государств, определяется в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 2 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств – участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза СССР, сохраняются социальные гарантии и компетенции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

По смыслу действующего в спорный период законодательства, к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в состав Вооруженных сил Российской Федерации включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших Вооруженных Сил Союза ССР, дислоцирующиеся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами Российской Федерации, находящиеся под её юрисдикцией.

С учетом обстановки на территориях бывших союзных республик – ныне суверенных государств, и ответственности Российской Федерации за выполнение функций, возложенных на нее Уставом ООН, и необходимостью совершенствования системы безопасности в рамках Содружества Независимых Государств, Указном Президента РФ предусмотрено включение в состав Вооруже6нных Сил Российской Федерации органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, организаций, военно-учебных заведений бывших Вооруженных Сил Союза ССР, дислоцирующихся на территории России, а также группировок войск и сил флота за пределами Российской Федерации, находящихся под ее юрисдикцией.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Таджикистан в Пограничных войсках Российской Федерации, на территории Республики Таджикистан, заключенным в Душанбе ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что Российская Федерация принимает граждан Республики Таджикистан на военную службу по контакту и по призыву в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Таджикистан, что следует из статьи 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, из содержания данного соглашения следует, что военная служба в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, засчитывается гражданам Республики Таджикистан как военная служба в Вооруженных Силах Республики Таджикистан с предоставлением им и членам их смей прав и льгот в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Следует также отметить, что ФИО3 проходил военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с международным договором, которым период службы отнесен к военной службе в Вооруженных Силах Республики Таджикистан, в связи с чем, его отнесения к категории военнослужащих Российской Федерации, при том, что впоследствии в 2005 г. ФИО3 встает на воинский учет по месту постоянного жительства в Республики Таджикистан, является неверным.

Доводы истца о том, что в вооруженных силах Республики Таджикистан он никогда не служил, присяги Республике Таджикистан не принимал и текст соответствующей присяги не подписывал, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом содержания Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, а также понятием гражданства.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

Следовательно, гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не имеющих принадлежности к гражданству других государств.

Данным законом также предусмотрена процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на территорию Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, если они до ДД.ММ.ГГГГ заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Согласно справки, выданной Министерством внутренних дел Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 поменял паспорт СССР образца 1974 года на общегражданский паспорт гражданина Республики Таджикистан ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОВД района ФИО4 Хамадони.

Исходя из объяснений стороны истца, гражданство ФИО3 приобрел в 2011 г., соответственно его доводы о том, что в юридически значимый период он каким-то образом относился по определению к гражданам Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку в спорный период ФИО3 призван на военную службу по контракту органом военного управления Республики Таджикистан, а после увольнения с военной службы, как указывалось выше, в 2005 году поставлен на воинский учет в военкомат Республики Таджикистан, получив в 2008 году паспорт гражданина Республики Таджикистан.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ награжден Государственной наградой Российской Федерации медалью «За отличие в охране государственной границы», удостоверение , награда .

Ссылка представителя истца на то, что медаль «За отличие в охране государственной границы» которой награжден ФИО3 выдается только гражданам Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку данное не закреплено на законодательном уровне, а представленные публикации в сети «Интернет» являются субъективным мнением автора публикации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о признании за ним права на получение статуса «Ветеран боевых действий», об оформлении и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» для последующего получения положенных социальных льгот.

Решением начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» было отказано по тем основаниям, что в соответствии с пп.1 п.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и п. 1 Инструкции «О порядке оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий», истец не имеет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий».

Данное решение является обоснованным, поскольку из фактически установленных обстоятельств следует, что ФИО3 в период прохождения военной службы на территории республики Таджикистан с 1995 года по 2005 год не являлся гражданином Российской Федерации, что является юридически значимым для рассматриваемого дела обстоятельством, соответственно, статус военнослужащего Российской Федерации не приобрел и не имеет право на получение льгот как ветерана боевых действий в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством.

Само по себе прохождение истцом службы, в том числе, по контакту в войсковой части, дислоцированной Российской Федерацией в Республике Таджикистан, без учета того, что в спорный период истец гражданином Российской Федерации не являлся, не отнесено законом к обстоятельствам, связывающим возможность получения статуса «Ветеран боевых действий».

Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены принятого ответчиком решения, как и основания для признания за истцом право на получение специального статуса, в рамках рассматриваемого дела не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании отказа незаконным, признании права, обязании оформить удостоверение ветерана боевых действий, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения 17.06.2021 г.

Судья: О.С.Белоусова