Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2016 года г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Песковец Е.А.
с участием:
истца ФИО2
представителя истца ФИО3,
представившей удостоверение адвоката №239 от 26.03.2003
и ордер №895 от 26.05.2016,
представителей ответчика - Федерального
государственного предприятия «Ведомственная охрана
железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице
Белогорского отряда ведомственной охраны – структурного
подразделения Филиала на Забайкальской железной дороге ФИО4,
действующего на основании доверенности от 24.03.2016,
ФИО5,
действующего на основании доверенности от 14.04.2016,
при секретаре Аксёновой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Белогорскому отряду ведомственной охраны – структурному подразделению Филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге о признании недействительными приказа, инструкции начальника караула пожарного поезда, распорядка дня начальника караула пожарного поезда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с данным иском к Белогорскому отряду ведомственной охраны – структурному подразделению Филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге, в обоснование исковых требований указав, что приказом начальника Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО МПС РФ на Забайкальской железной дороге (далее начальник Белогорского отряда ведомственной охраны) №/к от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в должности начальника отделения стрелково-пожарной команды на ст. Завитая. Согласно справке начальника Белогорского отряда ведомственной охраны №294 от 17.02.2016, до настоящего времени работает в должности начальника отделения пожарного поезда ст. Завитая Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП АО ЖДТ РФ на Забайкальской железной дороге. Согласно Положению о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждённому приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта №46 от 07.02.2008, ведомственная пожарная охрана является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта и представляет собой совокупность органов управления и подразделений федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России), предназначенных для проведения профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора, тушения пожаров и участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Российской Федерации. В п.п. 9, 10 Положения отражены основные функции и задачи ведомственной пожарной охраны, связанные с профилактикой и тушением пожаров на железнодорожном транспорте. В соответствии с п. 12 указанного Положения к должностным лицам ведомственной пожарной охраны, в функции которых входит проведение профилактической работы по предупреждению пожаров, контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте, относятся среди прочих начальники караулов (отделений) пожарных поездов (команд), являющиеся по должности инспекторами по пожарному надзору на обслуживаемых объектах отделений железной дороги в пунктах дислокации пожарных поездов (команд). Согласно п. 1.5 Инструкции по организации работы пожарных команд и поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ, утверждённой ФГП ВО ЖДТ России 03.09.2015 (далее Инструкция) пожарные поезда предназначены для участия в установленном порядке в тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и ЧС (далее - тушение пожаров и проведение АСР) на охраняемых объектах в пределах их тактико-технических возможностей, участие в тушение пожаров и проведение АСР на объектах, не относящихся ведению владельцев железнодорожных организаций, в рамках функционирования территориальных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), а также гарнизонов пожарной охраны; участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности, в пределах их тактико-технических возможностей; осуществления профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда. В соответствии с данным пунктом для выполнения иных задач пожарные поезда не привлекаются. В силу п. 1.3 Инструкции её действие распространяется на всех работников пожарных поездов. Согласно п. 4.1 начальник караула входит в состав караула пожарного поезда. В соответствии с п. 4.2 должностные инструкции работников пожарных поездов, входящих в состав караула, определяются в соответствии с указанной Инструкцией. В п. 4.7 Инструкции определён перечень обязанностей начальника караула пожарного поезда, среди которых отражены основные обязанности при решении задач, связанных с тушением пожаров. В п. 1.17 предусмотрена возможность привлечения работников стрелковых подразделений ФГП ВО ЖДТ в состав боевых расчётов (караулов) пожарных поездов при тушении пожаров и проведении АСР в соответствии с планом их привлечения, разработанным с учётом местных особенностей, который согласовывается с профсоюзной организацией отряда и утверждается начальников отряда. В соответствии с п. 5.3 Правил внутреннего трудового распорядка федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», утверждёнными приказом ФГП ВО ЖДТ России от 20.02.2012 №к-10/85, разграничено рабочее время работников стрелковых подразделений и работников пожарных подразделений с определением основных задач подразделений, носящих различный характер. Таким образом, приведённые ведомственные нормативные акты не допускают наделения работников пожарных поездов полномочиями работников стрелковых подразделений. 16.02.2016 он был ознакомлен с Инструкцией начальника караула пожарного поезда с. Завитая, утверждённой 05.01.2016 начальником Белогорского отряда ведомственной охраны (далее Инструкция начальник караула), в содержании которой приведены обязанности начальника караула пожарного поезда, по существу совмещающего функции стрелковой и пожарной команды, что противоречит Инструкции по организации работы пожарных команд и поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ. В частности, положения, отражённые в п. 1.10 (порядок заряжания оружия); 1.12 (порядок разряжения оружия), п. 1.11 (выяснение обстоятельств недостачи имущества, находящегося под охраной), п. 9 (в части ответственности начальника караула за сохранность оружия, боеприпасов, за охрану порученных объектов, за неисполнение обязанностей по охране и сопровождению грузов, объектов), п. 3 (в части применения оружия), п. 2.7, 2.12, 2.18, 2.19, 2.20, 2.22, 2.23, 2.24, 2.25, 2.26, 2.27, 2.30-2.51 Инструкции начальника караула не отвечают характеру требований, установленных Инструкцией по организации работы пожарных команд и поездов. Фактически оспариваемой Инструкцией работодателем начальнику караула пожарного поезда вменены обязанности, не отвечающие задачам и функциям, установленным вышеприведёнными ведомственными нормативными актами, и противоречащие им. На основании утверждённой должностной инструкции начальника караула пожарного поезда был издан приказ начальника Белогорского отряда ведомственной охраны №49 от 27.01.2016 об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая, в соответствии с которым на основании ст. 108 и 372 Трудового кодекса РФ с 04.04.2016 начальники отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая Белогорского отряда Ведомственной охраны переведены на 4-хсменный график работы (сменности) с продолжительностью смены 11-12 часов. ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен с указанным приказом, а также утверждённым на основании приказа распорядком дня начальника караула пожарного поезда на станции Завитая. Учитывая, что распорядок дня начальника караула пожарного поезда на ст. Завитая, утверждённый 27.01.2016 и приказ "Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая" №49 от 27.01.2016 фактически определяют исполнение им установленных должностной инструкцией обязанностей, которые противоречат вышеуказанным ведомственным нормативным актам, полагает, что данные акты работодателя также незаконны. Кроме того, введённый в действие с 04.04.2016 распорядок дня начальника караула пожарного поезда на ст. Завитая по существу не соотносится с распорядком дня дежурного караула пожарного поезда ст. Завитая, в состав которого входят подчинённые начальнику караула работники пожарного поезда на период смены. Просит признать недействительными положения Инструкции начальника караула пожарного поезда ст. Завитая Белогорского отряда ведомственной охраны, утверждённой 05.01.2016 начальником Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Забайкальской железной дороге, в п.п. 1.10, 1.12, п. 1.11 (в части выяснения обстоятельств недостачи имущества, находящегося под охраной), п. 9 (в части ответственности начальника караула за сохранность оружия, боеприпасов, за охрану порученных объектов, за неисполнение обязанностей по охране и сопровождению грузов, объектов), п. 3 (в части применения оружия), п. 2.7, 2.12, 2.18, 2.19, 2.20, 2.22, 2.23, 2.24, 2.25, 2.26, 2.27, 2.30-2.51; признать недействительным приказ начальника Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Забайкальской железной дороге «Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая» №49 от 27.01.2016; признать недействительным распорядок дня начальника караула пожарного поезда на ст. Завитая Белогорского отряда ведомственной охраны, утверждённый 27.01.2016 начальником Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Забайкальской железной дороге.
Не согласившись с исковыми требованиями ФИО2, ответчик подал возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ между Белогорским отрядом ведомственной охраны Филиала ФГП ВО МПС России на Забайкальской железной дороге и ФИО2 был заключён трудовой договор №, согласно которому ФИО2 был принят на должность начальника отделения стрелково-пожарной команды ведомственной охраны на ст. Завитая. Стрелково-пожарная команда ведомственной охраны на ст. Завитая является командой входящей в состав Белогорского отряда ведомственной охраны Филиала ФГП ВО МПС России на Забайкальской железной дороге (пункт 9 приложения к приказу директора филиала ФГП ВО МПС России на Забайкальской ж.д. от 30.07.2003 №7/НО). 02.03.2007 приказом 63/НО стрелково-пожарная команда ведомственной охраны на ст. Завитая была переименована в Пожарный поезд станции Завитая. ФИО6 отряд является структурным подразделением филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге (пункт 3 приложения к положению о Филиале на Заб.жд.), который входит в состав ФГП ВО ЖДТ России (пункт 1.12.15 Устава ФГП ВО ЖДТ России). Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России), основанное на праве хозяйственного ведения, создано в соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.01.2003 №109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации». С 18.04.2005 в связи с ликвидацией МПС России и в соответствии с распоряжением Правительства РФ №432, ФГП ВО МПС России передано в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта. Приказом ФАЖТ от 20.05.2005 №19 «О переименовании федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» и утверждении новой редакции его устава» федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» переименовано на федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». В соответствии с пунктом 26.1 Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 №1009, и пунктом 21 перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р ФГП ВО ЖДТ России имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Статьёй 5 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» определено, что структура органов ведомственной охраны, нормы численности работников, порядок организации их деятельности определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями, и утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 N540 утверждено «Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» (Положение ВО ФАЖТ), в соответствии с п. 2 которого ведомственная охрана создана Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства (охраняемые объекты), от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров. Структура ведомственной охраны определена пунктами 3-5 Положения ВО ФАЖТ. Ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений, в состав которых могут входить отряды, команды, группы и отделения, учебные и иные центры (пункты), а также пожарные команды и поезда. В соответствии с п. 10 Положения ВО ФАЖТ численность работников ведомственной охраны устанавливается органом управления ведомственной охраны с учётом объёма выполняемых работ. При этом понятия «Пожарный поезд станции Завитая» как подразделение и пожарный поезд как подвижной состав не совпадают. Согласно штатному расписанию в подразделение пожарный поезд станции Завитая входят административно-управленческие работники, к которым относится начальник поезда, заместитель начальника поезда, начальники отделений и производственный штат (стрелки, проводники служебных собак, водители оперативного автомобиля, машинисты пожарных установок и пожарные. Пожарный поезд станции Завитая (команда) состоит из отделений (караулов). В состав караула входят стрелки, проводники служебных собак, водители оперативного автомобиля, машинисты пожарных установок и пожарные. В свою очередь Пожарный поезд ФГП ВО ЖДТ России является подвижным составом, предназначенным для ликвидации аварийных ситуаций и тушения пожаров. Отнесён к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзац 2 п. 9 раздела III, Приказа Министерства транспорта РФ от 23.01.2009 N12). Пунктом 2.1. раздела 2 положения "Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», введённым в действие распоряжением от 28.12.2012 №2754р ОАО «РЖД» (далее - Положения о пожарных поездах) предусмотрено, что пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО "РЖД", согласованному с ФГП ВО ЖДТ России и который находится на балансе структурных подразделений дирекции инфраструктуры железных дорог (п. 5.2. Положения о пожарных поездах). Пунктом 1.6 «Порядка организации деятельности ведомственной охраны ФАЖТ», утверждённого 21.09.2010 приказом №400, определено, что организацию деятельности ФГП ВО ЖДТ России обеспечивает управление ФГП ВО ЖДТ России, управления филиалов и отрядов. В состав отрядов могут входить подчинённые им пункты, стрелковые команды (группы) всех наименований, пожарные команды и поезда, которые состоят из отделений. В качестве форм организации деятельности указанных подразделений могут использоваться караулы. Начальник караула (отделения) относится к категории административно - управленческих работников и разграничений на начальника отделения пожарных и начальника отделения стрелков штатным расписанием не предусмотрено. Подпунктом 3.3.3. Руководства по организации работы караулов ФГП ВО ЖДТ России, утверждённого приказом генерального директора от 31.03.2011 №К-7/2дсп определено, что начальник караула отвечает за полное и качественное выполнение задач, стоящих перед караулом, сохранность оружия, патронов, служебной документации и имущества караула. Для выполнения задач, предусмотренных нормативно-правовыми актами и договорами на оказание услуг, в подразделении имеется боевое стрелковое оружие, хранящееся в специально оборудованном помещении (комната хранения оружия и боеприпасов). Согласно Табелю постам (п.п. 3.12.1. Руководства по организации работы караулов), начальнику караула наряду с другими вменяются обязанности по защите (охране) караульного помещения и комнаты хранения оружия. Статьёй 11 ФЗ «О ведомственной охране» предусмотрено, что работники ведомственной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. В силу п. 55 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешения на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Согласно п.2.1 и п. 2.2 Инструкции о порядке учёта, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему», утверждённой приказом ФАЖТ от 24.05.2011 №232, зарегистрированной Минюстом России 05.07.2011 №21272 (далее «Инструкция»), учёт оружия, патронов, специальных средств обеспечивается посредством оформления установленных учётных документов, проведением всех операций, связанных с их движением, в осуществлении правильных и своевременных записей в книгах, журналах. Учёт должен отражать наличие и местонахождение оружия и патронов и позволять осуществлять контроль за их сохранностью. Учёт оружия и патронов организуется и ведётся в целях обеспечения контроля над их сохранностью и расходованием (использованием). Учёту подлежат всё оружие, патроны и спецсредства. В соответствии с п. 4.20 «Инструкции» начальник караула осуществляет выдачу оружия, патронов и специальных средств под роспись в книге выдачи-приёма оружия, патронов, специальных средств. Пунктом 3.2 «Инструкции» предусмотрено, что для хранения оружия, патронов и специальных средств в караульном помещении отводится отдельная комната (помещение). Иные места хранения оружия «Инструкцией» не предусмотрены. Таким образом, подразделение пожарного поезда ст. Завитая включает в себя не только пожарный поезд и работников, которые обеспечивают пожарную безопасность, но и работников, осуществляющих охранные функции, а именно: специализированная группа, укомплектованная стрелками, проводниками служебных собак и водителями оперативного автомобиля, задачей которой является пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах от станции Екатеринославка до станции Архара, поярковской и райчихинской железнодорожных веток; удалённый пост на станции Бурея по охране парка станции Бурея, поездов, прибывших под выгрузку, брошенных поездов и опасных грузов, находящихся в их составе, укомплектованный стрелками; стрелки, обеспечивающие охрану и сопровождение грузов (в соответствии с Перечнем специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 23.07.2015 № 1424-р); пожарные и машинисты пожарных установок обслуживают пожарный поезд (единицу (вид) подвижного состава). Эксплуатация пожарного поезда осуществляется на основании договора об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» между собственником пожарного поезда (ОАО «РЖД) и эксплуатирующей организацией (ФГП ВО ЖДТ России). Работники пожарных поездов осуществляют круглосуточное дежурство в составе дежурных караулов. Караул дислоцируется в стационарных объектах, включающих группу помещений (объектов недвижимости). Работники караула расставляются (дислоцируются, выполняют свои обязанности) в соответствии с суточной ведомостью работы караула, утверждаемой начальником Пожарного поезда станции Завитая ежесуточно. Начальник караула осуществляет непосредственное руководство караулом и организует его работу в соответствии с Руководством по организации работы караулов и Инструкции по организации работы пожарных команд и поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Должностные обязанности каждого работника подразделения пожарного поезда станции Завитая определены во исполнение основных задач, стоящих перед ведомственной охраной, в соответствии с обязательствами, предусмотренными условиями договоров по охране объектов, сопровождению грузов, об оказании услуг в области пожарной безопасности и в соответствии со сложившимся в структурном подразделении распределением обязанностей. Статьёй 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. К локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, относится должностная инструкция, - документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника, которая разрабатывается в соответствии с положением в подразделении, а также это руководство к действию для самого работника: она даёт знание того, каких действий от него ожидают и по каким критериям будут оценивать результаты труда, представляет ориентиры для повышения уровня квалификации работника в рамках данной должности. Должностная инструкция может являться как приложением к трудовому договору, так и утверждаться работодателем как отдельный документ (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 №3042-6-0). Порядок оформления должностных инструкций в филиале ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской ж.д. определён приказом №319 от 30.10.2012, в соответствии с которым в разделе функции указываются основные задачи и направления деятельности, определяются: участок работы, закреплённый за работником, перечень видов работ, из которых складывается выполнение функций, возложенных на работника. В разделе «Должностные обязанности) указываются конкретные виды работ и обязанностей, возлагаемых на работника в соответствии со сложившейся в структурном подразделении распределением обязанностей. Перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста, указывается форма его участия в управленческом процессе. Пунктом 3.13.2 Руководства по организации работы караулов предусмотрено, что в инструкции дополнительно к общим обязанностям излагаются обязанности начальнику караула применительно к задачам и условиям работы данного караула. Обязанности начальника караула (отделения) подразделения пожарного поезда ст. Завитая определены «Должностной инструкцией начальника отделения пожарного поезда станции Завитая», с которой истец ознакомлен в установленном порядке. Начальнику отделения (караула) подчиняется весь состав караула, поэтому являясь административно-управленческим работником, обязан контролировать работу подчинённого ему отделения по всем направлениям деятельности в целях осуществления оперативного руководства. В том числе, начальник караула обязан выяснять обстоятельства недостачи находящегося под охраной имущества и грузов, принимать меры к обеспечению охраны и сопровождению грузов и к охране объектов. Поскольку должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, профильных Министерств РФ (транспорта, внутренних дел), ФАЖТ и ведомственными нормативными документами, утверждёнными надлежащим образом, требования истца о признании недействительным положения «Инструкции начальника караула пожарного поезда ст. Завитая», утверждённой 05.01.2016 начальником Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге, в перечисленных в исковом заявлении пунктах необоснованно и не подлежат удовлетворению. Без оспариваемых положений инструкция не будет обеспечивать выполнение требований действующего законодательства и не будет соответствовать утверждённой штатным расписанием единице административно-управленческого работника - начальника отделения, а также выполнению поставленных задач в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также договорами, заключёнными с юридическими и физическими лицами.
Кроме того, согласно табелю постам караула пожарного поезда ст. Завитая, согласованным начальником станции Бурея 29.12.2015, начальником Свободненского отдела Забайкальского РЦБ 31.12.2015 и начальником Белогорского отряда ведомственной охраны 31.12.2015, не предусмотрено лицо, замещающее начальника караула по охране комнаты хранения оружия, охрана которой должна осуществляться непрерывно. Статьёй 212 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Так абзацем 9 пункта 5.3 Правил внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России, утверждённых приказом ФГП ВО ЖДТ России от 20.02.2012 №К-10/85 (в ред. приказа ФГП ВО ЖДТ России от 23.03.2015 №К-10/84), работникам, занятым на непрерывной работе, как правило, устанавливается 4-хсменный график работы (сменности) с продолжительностью смены 11-12 часов. С учётом мнения представительного органа работников может устанавливаться 4-хсменный график работы (сменности) на круглосуточные работы с продолжительностью смены до 24 часов в соответствии с главой 47 Трудового кодекса РФ и другими нормативными локальными актами в исключительных случаях, в связи с производственной необходимостью. В соответствии с правилами трудового распорядка и с учётом мотивированного мнения от 26.01.2016 первичной профсоюзной организации Белогорского отряда ведомственной охраны, согласно требованиям ст. 372 Трудового кодекса РФ, начальником Белогорского отряда был издан приказ от 27.01.2016 №49 «Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая», согласно которому начальники отделения (караула) пожарного поезда на ст. Завитая будут переведены на четырёхсменный график работы (сменности) с продолжительностью смены 11-12 часов с 04.04.2016. ФИО2 было вручено уведомление об изменении продолжительности смены 04.02.2016. С новым распорядком дня он был ознакомлен 04.02.2016. Распорядок дня начальников отделений изменён в связи с изменением сменности, поэтому требования о признании недействительным приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая, а также распорядка дня начальника отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая», утверждённого 27.01.2016 также не подлежат удовлетворению. Просит полностью отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2
В судебном заседании истец ФИО2, поддержал исковые требования в полном объёме, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении, а также суду пояснил, что оспариваемая должностная инструкция не соответствует требованиям Инструкции по организации работы пожарных команд и поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ, утверждённой ФГП ВО ЖДТ России 03.09.2015, согласно которой начальник караула, каковым он является, входит в состав караула пожарного поезда, в числе основных задач которого - осуществление функций, связанных с пожаротушением и профилактикой пожаров. Между тем, в оспариваемой инструкции данные функции вообще не прописаны, тогда как главная инструкция от 03.09.2015 обязательна для исполнения для всех работников пожарных поездов. Вместо этого в его должностной инструкции основной упор сделан на охрану грузов с применением оружия. Однако функции начальника караула пожарных подразделений и стрелковых подразделений различны. Их нельзя совмещать в одном лице, поскольку каждая из них отнимает значительную часть рабочего времени и качественно исполнить обе функции невозможно, что повлечёт его многократное необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности. Ознакомившись с главной Инструкцией от 03.09.2015, он полагал, что его аналогичная должностная инструкция, которая действовала ранее, будет приведена в соответствие с вышеуказанной Инструкцией, обязанности по руководству охраной поста будут с него сняты и его основные обязанности будут заключаться в выполнении тех задач, которые стоят перед пожарным поездом исходя из его предназначения. Однако этого не произошло. Поскольку в пункте 1.7. Инструкции прописано, что в целях осуществления деятельности пожарных караулов работники пожарных поездов используют пожарную технику, пожарное и специальное аварийно-спасательное оборудование и иную пожарную технику, т.е. ни о каком оружии в данной инструкции речи не идет, то перечисленные в оспариваемой инструкции пункты являются недействительными, так как противоречат нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Соответственно и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, и распорядок дня, как вытекающие из оспариваемой Инструкции, также являются недействительными, поскольку противоречат Инструкции от 03.09.2015.
Представитель истца ФИО3 поддержала исковые требования ФИО2 в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также просила в удовлетворении ходатайства представителя ответчика ФИО5 о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд оставить без удовлетворения, поскольку срок на подачу искового заявления, предусмотренный статьёй 392 Трудового кодекса РФ, истцом пропущен не был, так как конверт с исковым заявлением и приложенными к нему документами был отправлен по почте до истечения трехмесячного срока. Кроме того, пояснила, что Инструкция от 03.09.2015 года является обязательной для исполнения всеми работниками пожарного поезда, в том числе начальником караула ФИО2, должностная инструкция которого должна была быть разработана в соответствии с указанным ведомственным нормативным актом. Однако оспариваемая должностная инструкция в соответствие с требованиями ведомственной Инструкции от 03.09.2015 приведена не была, в ней не нашли отражение функциональные обязанности работника пожарного поезда, связанные с предназначением такого поезда, а напротив, на истца помимо обязанностей, вытекающих из обязательной для исполнения Инструкции от 03.09.2015, были возложены обязанности, связанные с охраной, тогда как смешение данных функций в одном лице никакими нормативными актами не предусмотрено. В инструкции от 03.09.2015 закреплено (п.1.6 и 1.7), что деятельность дежурных караулов пожарных поездов организуется для поддержания постоянной готовности пожарных поездов к тушению пожаров и проведению АСР путём непрерывного дежурства, а также в целях осуществления деятельности дежурных караулов работники пожарных поездов используют пожарную технику, пожарное и специальное аварийно-спасательное оборудование и средства связи и управления, огнетушащие средства, т.е. в ней не указано, что работники пожарного поезда используют стрелковое оружие, а также чётко прописано, что начальники караулов пожарного поезда обязаны заниматься пожарным направлением деятельности, широкий перечень обязанностей которых указан в пункте 4.7 Инструкции по организации работы пожарных команд и поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ от 03.09.2015. Нет никаких оснований полагать, что в случае невыполнения ФИО2 перечисленных обязанностей, он не сможет быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Кроме того, об обоснованности исковых требований свидетельствует и тот факт, что Порядок организации деятельности ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта, утверждённый приказом от 21.09.2010 №400, чётко разделяет организацию охраны, которую осуществляют стрелковые команды, и организацию деятельности по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте, которую осуществляют пожарные команды и пожарные поезда. В данном порядке не предусмотрено смешение функций для разных подразделений. Подтверждением исковых требований является и то обстоятельство, что в пункте 3.3.1. Руководства по организации работы караулов ФГП ВО ЖДТ РФ закреплено, что начальник караула подчиняется начальнику стрелковой команды, от которой назначен караул, его заместителям. Указанные ведомственные нормативные акты также являются обязательными для исполнения, в связи с чем руководство отрядом не вправе было при составления должностной инструкции истца не учитывать требования указанных документов.
Представитель Белогорского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения Филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге ФИО4 исковые требования ФИО2 не признал и суду показал, что инструкция начальника караула никак не изменилась и действует уже на протяжении 15 лет. В должностную инструкцию истца, как начальника караула пожарного поезда на станции Завитая, после вступления в силу Инструкции от 03.09.2015 изменения внесены не были, так как с учётом объёма работ решили оставить инструкцию без изменения. Должностные обязанности ФИО2 как начальника караула как в бытность стрелково-пожарной команды, так и при переименовании её в пожарный поезд, никак не изменились. Обращает внимание суда, что несмотря на имеющее в некоторых случаях место несоответствие наименований, функциональные обязанности, предусмотренные ведомственными нормативными актами, выполняются в строгом соответствии, а распределение функций зависит уже от местной специфики. К тому же Инструкция, несмотря на обязательность исполнения, носит рекомендательный характер при распределении функциональных обязанностей, о чём свидетельствует пункт 4.4, согласно которому «должностные инструкции работников пожарных поездов, входящих в состав караула, а также мероприятия примерной специализации по направлению оперативно-служебной деятельности караула пожарных поездов могут изменяться и дополняться руководителями пожарного поезда и руководителями отряда (филиала) ФГП ВО ЖДТ России с учётом местных условий и исходя из основных направлений деятельности караулов пожарных поездов». Исходя из данного пункта с учётом местных особенностей – относительно небольшого объёма (за последние два года пожарный поезд выезжал всего 4 раза на ликвидацию пожаров) выполняемых работ, малочисленного штата в пожарном поезде на станции Завитая функции охраны и пожарной профилактики объединены, как и при стрелково-пожарной команде. Должность начальника караула необходима пожарному поезду именно для охраны, поэтому все его функциональные обязанности связаны именно с охраной. Что же касается функций, связанных с пожаротушением и профилактикой пожаров, то они включены в должностную инструкцию начальника пожарного поезда на станции Завитая. Функциональные обязанности по подготовке работников пожарного поезда, которые заняты непосредственно в ликвидации и тушении пожаров, возложены на начальника пожарного поезда на станции Завитая, который сам выезжает на все пожары и является руководителем тушения пожара, а также занимается пожарной профилактикой. Кроме того, в Белогорском отряде введены должности специальных инженеров, которые занимаются непосредственно пожарной профилактикой на обслуживаемой территории. Помимо этого, заместитель начальника Белогорского отряда является старшим инспектором по пожарному надзору, который курирует пожарную профилактику на всей обслуживаемой территории. Вместе с тем, все эти функции в свою очередь вводятся в зависимости от заключения договора с ОАО «РЖД» на каждый год. Так, с Федеральным агентством железнодорожного транспорта на 2016 год заключён договор №930 по пожарному направлению, который каждый год пролонгируется, и в 2015 году в него включено приложение №10. Такие же договора заключаются по служебной деятельности. В зависимости от договоров формируется штатное расписание для каждого обслуживаемого участка. Пожарный поезд, являясь единицей железнодорожного транспорта, ответчику не принадлежит, он лишь обслуживается по договору ответчиком. Так, согласно договору оплачивается штат лишь из 16 пожарных и 5 машинистов насосных установок. При этом должность начальника отделения договором не предусмотрена, а оплачивается из собственных средств предприятия. В целях экономии функции начальника отделения возможно было возложить на старшего пожарного, который бы имел такую же должностную инструкцию, как и ФИО2, а оплата производилась бы по договору, однако с целью соблюдения требований законодательства об оружии предприятие (отряд) ввело единицу начальника отделения (караула). Введение же начальника пожарного отделения повлечёт дополнительные расходы собственных средств, которых у предприятия на эти цели не имеется. Оплата остальных работников производится за счёт заработанных средств, размер которых зависит от результатов деятельности и доходов. Исходя из заработанных средств отряд распределяет должности начальников отделений, заместителей, инженеров и т.п. Отряд является государственная организацией с коммерческим уклоном, которая содержится не за счёт бюджетных средств, а за счёт заработанных согласно заключённым договорам средств. При этом договора заключаются сроком на один год, на следующий год заключается новый договор. Соответственно на каждый год утверждается и должностная инструкция, которая может как оставаться в неизменном виде, так и меняться в зависимости от добавления или исключения функциональных обязанностей исходя из условий договора. Пунктом 1.6 «Порядка организации деятельности ведомственной охраны ФАЖТ», утверждённого 21.09.2010 приказом №400, определено, что организацию деятельности ФГП ВО ЖДТ России обеспечивает управление ФГП ВО ЖДТ России, управления филиалов и отрядов. В состав отрядов могут входить подчинённые им пункты, стрелковые команды (группы) всех наименований, пожарные команды и поезда, которые состоят из отделений. В качестве форм организации деятельности указанных подразделений могут использоваться караулы, наряды и посты охраны. То есть ответчиком ничего не нарушено, так как в пожарном поезде в качестве формы деятельности разрешено использовать караулы. Так как начальник отделения (истец) содержится за счёт накладных расходов отряда, то ему вменены те конкретные функциональные обязанности, которые необходимым для выполнения договорных обязательств и соблюдения законодательной базы РФ по обеспечению охраны оружия, контроля за выдачей и использованием оружия. Согласно п. 4.20 Инструкции о порядке учёта, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему», утверждённой приказом ФАЖТ от 24.05.2011 №232, зарегистрированной Минюстом России 05.07.2011 №21272, только начальник караула осуществляет выдачу оружия, патронов и специальных средств под роспись в книге выдачи-приёма оружия, патронов, специальных средств. В связи с этим в должностную инструкцию начальника караула была вменена обязанность выдачи оружия с соблюдением всех требований, предусмотренных данной инструкцией. Фактически доводы истца сводятся к тому, что предприятие должно быть поделено на два подразделения – стрелковое и пожарное. Однако ответчик не может с этим согласиться по причине отсутствия у предприятия достаточных средств, поскольку это связано с увеличением штата вдвое. Фактически сложилось, что пожарный поезд на станции Завитая (команда) имеет в своей деятельности больше стрелкового направления, нежели пожарного. Обращает внимание суда, что ответчик не требует с истца выполнения обязанностей по пожарной профилактике и выполнения иных обязанностей, связанных с пожаротушением, а только те функции, которые включены в должностную инструкцию. Зарплату же он получает в полном объёме. Поскольку должность начальника отделения относится к накладным расходам, а предприятию необходимо обеспечить сохранность боевого стрелкового оружия, то на начальника отделения возложены обязанности, связанные именно с оружием, исполнения других функциональных обязанностей с истца они не требуют. Что касается исковых требований о признании недействительным приказа начальника Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Забайкальской железной дороге «Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая» № от ДД.ММ.ГГГГ, то считает в этой части требования также не подлежащими удовлетворению, поскольку приказ соответствует статье 212 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Так абзацем 9 пункта 5.3 правил внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России, утверждённым приказом ФГП ВО ЖДТ России от 20.02.2012 №К-10/85 (в ред. приказа ФГП ВО ЖДТ России от 23.03.2015 №К-10/84), работникам, занятым на непрерывной работе, как правило, устанавливается 4-хсменный график работы (сменности) с продолжительностью смены 11-12 часов. С учётом мнения представительного органа работников может устанавливаться 4-хсменный график работы (сменности) на круглосуточные работы с продолжительностью смены до 24 часов в соответствии с главой 47 Трудового кодекса РФ и другими нормативными локальными актами в исключительных случаях, в связи с производственной необходимостью. Норма рабочего времени истца не была оспариваемым приказом увеличена или уменьшена, а осталась прежней. Перешли на такой распорядок дня, поскольку 24 часа в сутки охранять комнату с оружием без отдыха и сна в условиях, когда должность помощника начальника караула штатным расписанием не предусмотрена, невозможно. Таким образом, права истца данным приказом не нарушены. В связи с изменением сменности изменён был и распорядок дня начальников отделений (караула) пожарного поезда станции Завитая, который мог бы быть скорректирован и в рабочем порядке. Инструкция, на которую ссылается истец, носит рекомендательный характер. Должностные инструкции, в том числе и оспариваемая истцом, разрабатываются применительно к местным условиям. Исключение из инструкции оспариваемых пунктов приведёт к тому, что она (инструкция) не будет соответствовать утверждённой штатным расписанием единице административно-управленческого работника - начальника отделения, а также выполнению поставленных задач в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также заключёнными договорами.
Представитель Белогорского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения Филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге ФИО5, исковые требования ФИО2 не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных суду, а также просил применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд в виде отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку истец, будучи ознакомлен с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ и с распорядком дня начальника караула пожарного поезда на станции Завитая 04.02.2016, обратился в суд, тогда как срок истёк 5.05.2016, т.е. пропустив срок без уважительных причин.
Заслушав истца, его представителя, а также представителей ответчика, изучив материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Принимая во внимание, что предусмотренный статьёй 392 Трудового кодекса РФ срок на обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора не нарушен, поскольку согласно представленным суду доказательствам истец ознакомился с приказом и распорядком дня 04.02.2016, а обратился в суд согласно штемпелю на почтовом конверте 27.04.2016, суд приходит к выводу, что основания для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 по причине пропуска срока на обращение в суд отсутствуют, а имеются другие основания отказа в иске.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 №77-ФЗ О ведомственной охране» под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты от противоправных посягательств охраняемых объектов, к числу которых, в частности, относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество.
В силу ст.4 вышеназванного Федерального закона правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона № 77-ФЗ от 14.04.1999, имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации.
Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 №514 «Об организации ведомственной охраны» утверждён перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который включены Министерство транспорта Российской Федерации и федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В соответствии с Федеральными законами "О ведомственной охране", "О транспортной безопасности" и "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" разработано и утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 №540 Положение о ведомственной охране федерального агентства железнодорожного транспорта, которое определяет структуру органов ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, нормы численности работников ведомственной охраны, а также порядок организации их деятельности.
Согласно пункту 2 Положения ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.
В силу пунктов 3 и 5 Положения ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений ведомственной охраны. Органом управления ведомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются территориальные подразделения ведомственной охраны, в состав которых могут входить отряды, команды, группы и отделения, учебные и иные центры (пункты), а также пожарные команды и поезда.
Во исполнение пункта 7 Положения Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21.09.2010 N400 в целях совершенствования организации охраны наиболее важных и иных объектов железнодорожного транспорта общего пользования Российской Федерации, грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, а также осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и ведомственного пожарного надзора, тушения пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте Российской Федерации разработан и утверждён Порядок организации деятельности ведомственной охраны.
Согласно пунктам 1.3. и 1.5 Порядка органом управления ведомственной охраны является федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России), находящееся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта. ФГП ВО ЖДТ России оказывает услуги физическим и юридическим лицам на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.6. Порядка организацию деятельности ФГП ВО ЖДТ России обеспечивают управление ФГП ВО ЖДТ России, управления филиалов и отрядов. При этом филиалы могут включать в себя подчинённые им отряды, пожарные команды и поезда, а также центры, пункты и стрелковые команды (группы) всех наименований. В состав отрядов (при их наличии) могут входить подчинённые им пункты, стрелковые команды (группы) всех наименований, пожарные команды и поезда. Стрелковые команды (группы), пожарные команды и поезда состоят из отделений. В качестве форм организации деятельности указанных подразделений могут использоваться караулы, наряды и посты охраны.
Приказом филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге №7/НО от 30.07.2003 был утверждён перечень команд, входящих в состав обособленных структурных подразделений филиала ФГП ВО МПС России на Забайкальской железной дороге, в который включён ФИО6 отряд ведомственной охраны, в состав которого в свою очередь включена стрелково-пожарная команда ведомственной охраны по обеспечению безопасности, сопровождению и охране грузов на станции Завитая.
Приказом филиала от 02.03.2007 №63/НО в Перечень команд в соответствии со штатным расписанием были внесены изменения, согласно которым новое наименование Завитинской стрелково-пожарной команды стало наименование - Пожарный поезд станции Завитая.
Согласно штатному расписанию деятельности по централизованным договорам на 01.01.2016 в подразделение Пожарный поезд станции Завитая входят начальник поезда, заместитель начальника поезда, 5 начальников отделений и производственный штат (стрелки, проводники служебных собак, водители автомобиля (оперативного), машинисты насосных установок, пожарные, уборщик производственных помещений.
Пожарный поезд станции Завитая (команда) состоит из отделений (караулов).
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Белогорским отрядом ведомственной охраны Филиала Федерального государственного предприятия Ведомственная охрана Министерства путей сообщения России на Забайкальской железной дороге и ФИО2 был заключён трудовой договор №, согласно которому ФИО2 был принят на должность начальника отделения стрелково-пожарной команды ведомственной охраны на <адрес>, входящей в состав Белогорского отряда ведомственной охраны Филиала ФГП ВО МПС России на Забайкальской железной дороге (пункт 9 приложения к приказу директора филиала ФГП ВО МПС России на Забайкальской ж.д. от 30 июля 2003 г. № 7/НО).
В соответствии со ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации относятся к рабочему времени.
Статьей 209 Трудового кодекса РФ дано понятие рабочего места - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», утверждённым приказом ФГП ВО ЖДТ России от 20.02.2012 №к-10/85, с изменениями, внесёнными соответствующим приказом от 23.03.2015 № К-10/84, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать законодательство, регламентирующее работу в ведомственной охране, нормативные и иные акты по обеспечению сохранности грузов, охраны объектов и пожарной безопасности. Круг обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник по своей специальности, квалификации или должности, определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и квалификационными характеристиками и разрядами оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих по тарифной сетке работников ведомственной охраны (п. 3.2, 3.3).
Трудовая функция работников определяется наименованием должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией.
Статьёй 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
К таким локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, относится и должностная инструкция, которая является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учётом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности
В соответствии с приказом филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге №319 от 30.10.2012 утвержден порядок оформления должностных инструкций, начальникам отрядов приказано оформить должностные инструкции в соответствии с унифицированной формой. Согласно данному порядку, дано определение должностной инструкции как служебного документа, который издаётся для закрепления организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав и ответственности. В должностной инструкции определяются требования к работнику и место работника в системе управления предприятия, закрепляются его основные функции и отношения с другими работниками. Должностная инструкция представляет собой описание должностных обязанностей каждой единицы штатного расписания или отдельного работника, если его функции отличаются от функционала аналогичных должностей. Должностная инструкция содержит описание конкретных видов работ, выполняемых работником, и содержит требования к профессиональной подготовке. Обязательным элементом инструкции является раздел «Функции», в котором указываются основные задачи и направления деятельности, определяется участок работы, закреплённый за работником, перечень видов работ, из которых складывается выполнение функций, возложенных на работника. В разделе «Должностные обязанности» подлежат указанию конкретные виды работ и обязанностей, возлагаемых на работника в соответствии со сложившимся в структурном подразделении распределением обязанностей. Перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста, указывается форма его участия в управленческом процессе.
05.01.2016 начальником Белогорского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге утверждена Инструкция начальника караула пожарного поезда станции Завитая, с которой ФИО2 был ознакомлен 16.02.2016.
Как видно из данной Инструкции, она отвечает вышеуказанным общим требованиям: в ней закреплены общие положения: о месте расположения поста, его характеристике, оборудованности, границах, наименование охраняемого объекта, ответственность начальника караула за полное и качественное выполнение задач, стоящих перед караулом, сохранность оружия, патронов, служебной документации и имущества караула. Инструкция также содержит обязанности начальника караула, порядок применения оружия и спец.средств, основания для применения оружия и др.
Вместе с тем, в ней не содержится обязанностей начальника караула, относящихся к профилактической работе по предупреждению пожаров, контролю за обеспечением пожарной безопасности и пожарному надзору на железнодорожном транспорте, по участию в установленном порядке в тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и ЧС на охраняемых объектах в пределах их тактико-технических возможностей, участие в тушении пожаров и проведении АСР на объектах, не относящихся ведению владельцев железнодорожных организаций, в рамках функционирования территориальных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гарнизонов пожарной охраны; участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности, в пределах их тактико-технических возможностей; осуществления профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда.
Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 03.09.2015 №К - 10/238 утверждена Инструкция по организации работы пожарных команд и поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ, действие которой распространяется на всех работников пожарных поездов и согласно которой пожарные поезда, предназначены для участия в установленном порядке в тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и ЧС на охраняемых объектах в пределах их тактико-технических возможностей, участие в тушение пожаров и проведение АСР на объектах, не относящихся ведению владельцев железнодорожных организаций, в рамках функционирования территориальных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гарнизонов пожарной охраны; участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности, в пределах их тактико-технических возможностей; осуществления профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда. Для выполнения иных задач пожарные поезда не привлекаются.
В соответствии с разделом 4 указанной Инструкции в нём прописаны «Состав караула. Должностные обязанности работников пожарных поездов, входящих в состав караула». При этом согласно пункту 4.4. должностные инструкции работников пожарных поездов, входящих в состав караула, а также мероприятия примерной специализации по направлению оперативно-служебной деятельности караула пожарных поездов могут изменяться и дополняться руководителями пожарного поезда и руководителями отряда (филиала) ФГП ВО ЖДТ России с учётом местных условий и, исходя из основных направлений деятельности караулов пожарных поездов. С учётом данного пункта суд приходит к выводу, что в части мероприятий примерной специализации и содержания должностных инструкций работников пожарных поездов, входящих в состав караула, данная инструкция носит именно рекомендательный характер.
Как установлено в суде, пожарный поезд на станции Завитая с учётом сложившейся практики осуществляет свою деятельность по двум направлениям, что не противоречит ведомственным нормативным актам: пожарное и стрелковое. При этом в соответствии с пунктом 1.6. Порядка организации деятельности ведомственной охраны пожарный поезд состоит из отделений, в качестве форм организации деятельности которых используются караулы. Как видно из штатного расписания пожарного поезда на станции Завитая и других нормативных актов, в указанном пожарном поезде, в котором принят на работу истец, имеется пост №1, расположенный в караульном помещении, постоянный, суточный, неподвижный, внутренний. Под охраной состоит комната хранения оружия, в связи с чем пожарным поездом на станции Завитая выполняются также функции охраны с использованием оружия. Поскольку разграничений на начальника отделения пожарных и начальника отделения стрелков штатным расписанием не предусмотрено, на начальников караулов, в том числе на ФИО2, возложены должностные обязанности, относящиеся исключительно к сохранности оружия.
При этом обязанности, относящиеся к предназначению пожарного поезда, связанные с профилактикой и тушением пожаров, также выполняются, но возложены они на начальника пожарного поезда на станции Завитая, заместителя начальника Белогорского отряда, инженеров по профилактике пожаров, входящих в состав Белогорского отряда, курирующих вопросы профилактики пожаров на обслуживаемой территории, т.е. вопросы деятельности пожарного поезда, предусмотренные Инструкцией от 03.09.2015, в соответствующем объёме применительно к местным условиям, сложившейся практике и экономической целесообразности начальником Белогорского отряда распределены и возложены на иных должностных лиц, в связи с чем ФИО2 несёт ответственность лишь за надлежащее исполнение функциональных обязанностей в пределах должностной инструкции. Таким образом, доводы истца о том, что он при существующей должностной инструкции объективно не сможет выполнять должностные обязанности, относящиеся к охране оружия, являются необоснованными, так как иных обязанностей на него не возложено.
При таком распределении обязанностей сам по себе факт, что истец как работник пожарного поезда должен знать указанную Инструкцию, не означает, что данная Инструкция носит характер прямого действия, т.е. применяется сама по себе. Между тем, она применяется опосредованно, т.е. положения данной инструкции функционируют в той мере, в какой они закреплены в конкретной должностной инструкции, в данном случае инструкции начальника отделения (караула) пожарного поезда на станции Завитая. После того как функциональные обязанности в должностной инструкции определены, она становится обязательной к исполнению, в том числе в соответствии с требованиями Инструкции от 03.09.2015 в соответствующей части. Однако это не исключает того, что должностное лицо обязано знать Инструкцию от 03.09.2015 и в случае необходимости выполнять, как и все работники пожарного поезда.
Подпунктом 3.3.3. Руководства по организации работы караулов ФГП ВО ЖДТ России, утверждённого приказом генерального директора от 31.03.2011 №К-7/2дсп определено, что начальник караула отвечает за полное и качественное выполнение задач, стоящих перед караулом, сохранность оружия, патронов, служебной документации и имущества караула. Для выполнения задач, предусмотренных нормативно-правовыми актами и договорами на оказание услуг, в подразделении имеется боевое стрелковое оружие, хранящееся в специально оборудованном помещении (комната хранения оружия и боеприпасов).
Согласно Табелю постам караула пожарного поезда станции Завитая Белогорского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Забайкальской железной дороге, утверждённому начальником Белогорского отряда 31.12.2015, согласованного начальником станции Бурея 29.12.2015 и начальником Свободненского отдела Забайкальской РЦБ 31.12.2015 (п.п. 3.12.1. Руководства по организации работы караулов), начальнику караула наряду с другими вменяются обязанности по защите (охране) караульного помещения и комнаты хранения оружия.
Статьёй 11 ФЗ «О ведомственной охране» предусмотрено, что работники ведомственной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. В силу п. 55 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешения на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Согласно п.2.1 и п. 2.2 Инструкции о порядке учёта, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему», утверждённой приказом ФАЖТ от 24.05.2011 №232, зарегистрированной Минюстом России 05.07.2011 №21272 (далее «Инструкция»), учёт оружия, патронов, специальных средств обеспечивается посредством оформления установленных учётных документов, проведением всех операций, связанных с их движением, в осуществлении правильных и своевременных записей в книгах, журналах. Учёт должен отражать наличие и местонахождение оружия и патронов и позволять осуществлять контроль за их сохранностью. Учёт оружия и патронов организуется и ведётся в целях обеспечения контроля над их сохранностью и расходованием (использованием). Учёту подлежат всё оружие, патроны и спецсредства. В соответствии с п. 4.20 «Инструкции» начальник караула осуществляет выдачу оружия, патронов и специальных средств под роспись в книге выдачи-приёма оружия, патронов, специальных средств. Пунктом 3.2 «Инструкции» предусмотрено, что для хранения оружия, патронов и специальных средств в караульном помещении отводится отдельная комната (помещение). Иные места хранения оружия «Инструкцией» не предусмотрены.
В суде установлено, что подразделение пожарный поезд станции Завитая включает в себя не только пожарный поезд и работников, которые обеспечивают пожарную безопасность, но и работников, осуществляющих охранные функции, а именно:
специализированная группа, укомплектованная стрелками, проводниками служебных собак и водителями оперативного автомобиля, задачей которой является пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах от станции Екатеринославка до станции Архара, Поярковской и Райчихинской железнодорожных веток;
удалённый пост на станции Бурея по охране парка станции Бурея, поездов, прибывших под выгрузку, брошенных поездов и опасных грузов, находящихся в их составе, укомплектованный стрелками;
стрелки, обеспечивающие охрану и сопровождение грузов (в соответствии с Перечнем специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 23.07.2015 №1424-р).
Таким образом, поскольку в пожарном поезде на станции Завитая имеется стрелковое оружие, пост №1, а обязанности по его охране законодательно возложены на начальника караула, при этом должностная инструкция начальника караула не может не содержать должностные обязанности, относящиеся к охране оружия, то суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
С доводами истца о том, что отсутствие в должностной инструкции обязанностей по пожарному направлению не освобождает его от их исполнения в соответствии с Инструкцией от 03.09.2015, которая обязательна для исполнения для всех работников пожарного поезда, суд не может согласиться, поскольку основной документ - это должностная инструкция. К тому же в рамках пожарного поезда (а также в рамках отряда) исполнение этих функций предусмотрено и закреплено путём возложения на иных работников. Ответственность за неправильное, нерациональное распределение функциональных обязанностей несет руководитель отряда, а не начальник караула.
Пожарные и машинисты пожарных установок обслуживают пожарный поезд (единицу (вид) подвижного состава). Эксплуатация пожарного поезда осуществляется на основании договора об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» между собственником пожарного поезда (ОАО «РЖД) и эксплуатирующей организацией (ФГП ВО ЖДТ России). Работники пожарных поездов осуществляют круглосуточное дежурство в составе дежурных караулов.
Караул дислоцируется в стационарных объектах, включающих группу помещений (объектов недвижимости). Работники караула расставляются (дислоцируются, выполняют свои обязанности) в соответствии с суточной ведомостью работы караула, утверждаемой начальником Пожарного поезда станции Завитая ежесуточно.
Начальник караула осуществляет непосредственное руководство караулом и организует его работу в соответствии с Руководством по организации работы караулов. Должностные обязанности каждого работника подразделения пожарного поезда станции Завитая определены во исполнение основных задач, стоящих перед ведомственной охраной, в соответствии с обязательствами, предусмотренными условиями договоров по охране объектов, сопровождению грузов, об оказании услуг в области пожарной безопасности и в соответствии со сложившимся в структурном подразделении распределением обязанностей.
Пунктом 3.13.2. Руководства по организации работы караулов предусмотрено, что в инструкции, дополнительно к общим обязанностям излагаются обязанности начальнику караула применительно к задачам и условиям работы данного караула.
Обязанности начальника караула (отделения) подразделения пожарного поезда ст. Завитая, определены «Должностной инструкцией начальника отделения пожарного поезда станции Завитая», с которой истец ознакомлен в установленном порядке.
Начальнику отделения (караула) подчиняется весь состав караула. Поэтому, являясь административно-управленческим работником, он обязан контролировать работу подчинённого ему отделения по всем направлениям деятельности в целях осуществления оперативного руководства. В том числе, начальник караула обязан выяснять обстоятельства недостачи находящегося под охраной имущества и грузов, принимать меры к обеспечению охраны и сопровождению грузов и к охране объектов.
Должностная инструкция едина для всех начальников отделения пожарного поезда ст. Завитая и разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, профильных Министерств РФ (транспорта, внутренних дел), ФАЖТ и ведомственными нормативными документами, утверждёнными надлежащим образом.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца признать недействительным положения «Инструкции начальника караула пожарного поезда ст. Завитая» утверждённой ДД.ММ.ГГГГ начальником Белогорского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге, в частности, п.п. 1.10, 1.11, 1.12 (в части выяснения обстоятельств недостачи имущества, находящегося под охраной), п.9 (в части ответственности начальника караула за сохранность оружия, боеприпасов, за охрану порученных объектов, за неисполнение обязанностей по охране и сопровождению, грузов, объектов), п.3 (в части применения оружия), пунктов п. 2.7, 2.12, 2.18, 2.19, 2.20, 2.22, 2.23, 2.24, 2.25, 2.26, 2.27, 2.30-2.51 необоснованные и удовлетворению не подлежат. Исключение из инструкции оспариваемых пунктов приведёт к тому, что она (инструкция), действительно, не будет соответствовать утверждённой штатным расписанием единице административно-управленческого работника - начальника отделения, а также выполнению поставленных задач в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также заключёнными договорами.
Рассматривая требования истца о признании недействительными: приказа начальника Белогорского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге на Забайкальской железной дороге «Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая» № от ДД.ММ.ГГГГ и распорядка дня начальника караула пожарного поезда на ст. Завитая Белогорского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге, утверждённого 27.01.2016 года начальником Белогорского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге, суд приходит к следующим выводам.
Согласно табелю постам караула пожарного поезда ст. Завитая, согласованным начальником станции Бурея 29.12.2015, начальником Свободненского отдела Забайкальского РЦБ 31.12.2015 и начальником Белогорского отряда ведомственной охраны 31.12.2015, не предусмотрено лицо, замещающее начальника караула по охране комнаты хранения оружия, охрана которой должна осуществляться непрерывно.
Статьёй 212 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Так абзацем 9 пункта 5.3. Правил внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России, утверждённым приказом ФГП ВО ЖДТ России от 20.02.2012 г. № К-10/85 (в редакции приказа ФГП ВО ЖДТ России от 23.03.2015 № К-10/84) работникам, занятым на непрерывной работе, как правило, устанавливается четырёхсменный график работы (сменности) с продолжительностью смены 11-12 часов.
С учётом мнения представительного органа работников может устанавливаться четырехсменный график работы (сменности) на круглосуточные работы с продолжительностью смены до 24 часов в соответствии с главой 47 Трудового кодекса Российской Федерации и другими нормативными локальными актами в исключительных случаях, в связи с производственной необходимостью.
В соответствии с правилами трудового распорядка и с учётом мотивированного мнения от 26.01.2016 первичной профсоюзной организации Белогорского отряда ведомственной охраны начальником Белогорского отряда, согласно требованиям ст. 372 Трудового кодекса РФ был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая», согласно которому начальники отделения (караула) пожарного поезда на ст.Завитая будут переведены на четырёхсменный график работы (сменности) с продолжительностью смены 11-12 часов с 04.04.2016 года. ФИО2 было вручено уведомление об изменении продолжительности смены 04.02.2016 и он был ознакомлен с новым распорядком дня в этот же день.
Принимая во внимание, что общая продолжительность рабочего времени не изменилась, положение истца изменением режима работы не ухудшено, т.к. приказ направлен на улучшение условий труда работника в соответствии с требованиями трудового законодательства, согласие первичной профсоюзной организации получено, суд приходит к выводу, что оснований для признания данного приказа недействительным, в том числе по доводам искового заявления – как направленный на исполнение оспариваемой должностной инструкции, не имеется.
Поскольку распорядок дня начальников отделений в свою очередь изменён в связи с изменением сменности, суд, не выходя за пределы исковых требований, основанием которых является признание недействительными положений Инструкции, влекущее как следствие признание недействительным и распорядка дня, приходит к выводу, что требования ФИО1 о признании недействительным распорядка дня начальника отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Белогорского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения Филиала на Забайкальской железной дороге о признании недействительными положения Инструкции начальника караула пожарного поезда станции Завитая Белогорского отряда ведомственной охраны, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ начальником Белогорского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге, в п.п. 1.10, 1.12, п. 1.11 (в части выяснения обстоятельств недостачи имущества, находящегося под охраной), п. 9 (в части ответственности начальника караула за сохранность оружия, боеприпасов, за охрану порученных объектов, за неисполнение обязанностей по охране и сопровождению грузов, объектов), п. 3 (в части применения оружия), п. 2.7, 2.12, 2.18, 2.19, 2.20, 2.22, 2.23, 2.24, 2.25, 2.26, 2.27, 2.30-2.51; о признании недействительным приказа начальника Белогорского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге на Забайкальской железной дороге «Об изменении режима работы начальников отделения (караула) пожарного поезда ст. Завитая» № от ДД.ММ.ГГГГ; о признании недействительным распорядка дня начальника караула пожарного поезда на ст. Завитая Белогорского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ начальником Белогорского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Песковец
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2016 года.