Дело № 2-298/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Сафоновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа об определении выкупной цены в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, по иску администрации Гурьевского городского округа к ФИО1 об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, определении размера возмещения
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском, которым просила признать незаконным отказ ответчика об установлении размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес > в размере 427860 рублей.
Администрация Гурьевского городского округа обратилась в суд с иском к ФИО1, которым просила изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером №, определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости, который составляет 43603 рубля, обратить к немедленному исполнению принятое по настоящему гражданскому делу решение.
Определением суда от 24 ноября 2018 года указанные выше гражданские дела объединены в одно производство.
Заявленные требования иска ФИО1 и иска администрации Гурьевского городского округа сводятся к несогласию с определенным сторонами размером выкупной цены за изымаемый для муниципальных нужд земельный участок, собственником которого является ФИО1 В обоснование представленного суду размера возмещения ФИО1 ссылается на отчет ООО «Стандарт оценка», составленный по результатам обследования указанного земельного участка, которым определена рыночная стоимость участка в размере 145000 рублей, а также размер убытков в связи с изъятием – 282860 рублей, состоящих из стоимости возведения ограждения и стоимости зеленых насаждений, аналогичных по своим характеристикам с ограждением и зелеными насаждениями, расположенными на изымаемой территории. Полагая, что предлагаемый администрацией размер возвещения существенно занижен и не отражает реальную стоимость участка и понесенных убытков, просила удовлетворить заявленные требования.
В обоснование заявленных администрацией требований иска указано, что администрацией Гурьевского городского округа принято решение о проведении реконструкции линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги «Калининград – Полесск» км 5,1-7,1 (улица Шатурская) в пос. Васильково Гурьевского района Калининградской области от границы городского округа «город Калининград» до региональной автомобильной дороги «Северный обход г. Калининграда». В связи с проведением указанных выше работ, 19 августа 2016 года администрацией Гурьевского городского округа принято решение об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1 на праве собственности. В виду отсутствия необходимости изъятия всего земельного участка, были проведены кадастровые работы по его разделу и образованию участка требуемой площади (<данные изъяты> кв.м.). В адрес собственника участка направлен соответствующий проект соглашения об изъятии образованного земельного участка с кадастровым номером № с отчетом об оценке для ознакомления и подписания. Согласно отчету, подготовленному ООО «НЦ «Балтэкспертиза», стоимость возмещения в связи с изъятием указанного выше земельного участка составляет 43 603 рубля. Однако до настоящего времени соглашение с ответчиком не подписано. Данное обстоятельство препятствует проведению работ по реконструкции линейного объекта и исполнению указанных выше правовых актов. Ссылаясь на положения статей 279, 281, 282 Гражданского кодекса РФ, 56.2, 56.3, 56.6 – 56.10 Земельного кодекса РФ администрация Гурьевского городского округа просила суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель администрации Гурьевского городского округа – ФИО2, исковые требования администрации поддержал по указанным выше доводам и основаниям, просил иск удовлетворить, определив стоимость возмещения в размере 43603 рублей.
Ответчик ФИО1, ее представитель ФИО3 возражали против удовлетворения заявленных требований в части предлагаемой администрацией выкупной цены изымаемого земельного участка, при определении размера возмещения просили принять во внимание представленное суду экспертное заключение, выполненное по результатам проведения судебной экспертизы.
Выслушав объяснения сторон, исследовавматериалы дела, заслушав экспертов ООО «Декорум» ФИО4 и Моисей В.Е., исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 – 56.11. В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес >, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. Раздел исходного участка был обусловлен необходимостью изъятия части его территории <данные изъяты> кв.м.) для реконструкции линейного объекта.
ДД.ММ.ГГ постановлением администрации Гурьевского городского округа № утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе для реконструкции линейного объекта – «Реконструкция автомобильной дороги «Калининград – Полесск» км 5,1-7,1 (улица Шатурская), в пос. Васильково Гурьевского района Калининградской области от границы городского округа «Город Калининград» до региональной автомобильной дороги «Северный обход г. Калининграда».
ДД.ММ.ГГ администрацией Гурьевского городского округа для муниципальных нужд Гурьевского городского округа, а именно для реконструкции указанного выше линейного объекта было принято постановление №, согласно которому, часть территории принадлежащего ответчику участка, подлежит изъятию для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГ ФИО1 письмом № направлен проект соответствующего соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № образованного из участка № и копия отчета об оценке размера возмещения, для ознакомления и подписания. Согласно данного отчета размер возмещения составил 43 603 рубля.
Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация Гурьевского городского округа указывает на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и отказ ФИО1 заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых администрацией условиях. Аналогичные доводы в части выкупной цены приведены в иске ФИО1 Не соглашаясь с иском администрации, ФИО1 указывает на несоответствие предлагаемого администрацией размера возмещения реальной рыночной стоимости участка.
Исследовав доводы сторон относительно заявленных требований, в том числе и стоимости возмещения за изымаемое имущество, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что основанием к принятию администрацией Гурьевского городского округа решения об изъятии принадлежащего на праве собственности ответчику земельного участка с кадастровым номером № явилась необходимость использования такого земельного участка для реконструкции автомобильной дороги местного значения, то есть для нужд муниципалитета.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
При обращении в суд администрацией Гурьевского городского округа был представлен отчет № от ДД.ММ.ГГ, выполненный ООО «НЦ «Балтэкспертиза», согласно которому размер возмещения за изымаемый у ФИО1 земельный участок, включающий рыночную стоимость участка, составляет 43 603 рубля.
ФИО1 возражала относительно предлагаемой суммы возмещения, указывая, что при определении выкупной цены не было принято во внимание нахождение на участке сооружений в виде металлического ограждения и зеленых насаждений хвойных пород, принадлежащих ей и приобретенных за счет собственных средств. Просила определить стоимость возмещения с учетом рыночной стоимости ограждения и хвойных насаждений.
Определением суда от 11 декабря 2018 года по делу была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка, определения стоимости ограждений, сооружений, зеленых насаждений и возможность их повторного использования, пересадки по результатам которой экспертами ООО «Декорум» ФИО4 и Моисей В.Е. составлено заключение № от ДД.ММ.ГГ. Согласно выводам экспертов рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату составления заключения составила 142000 рублей, затраты на демонтаж, монтаж строений и сооружений (металлического ограждения) – 154897 рублей, затраты на возведение сооружений, не подлежащих повторному использованию (бетонный фундамент, столбы ограждения) – 3 550 рублей, затраты на пересадку зеленых насаждений (ели в количестве 37 единиц) – 129500 рублей, итого размер возмещения за изъятие земельного участка составил – 429 947 рублей.
После проведения по делу судебной экспертизы, сторона ответчика ФИО1 окончательно определилась с позиций по заявленному иску относительно стоимости возмещения за изымаемый земельный участок, полагая возможным изъять участок для государственных нужд за 429 947 рублей согласно расчета, составленного судебными экспертами.
Изучив и проанализировав представленный администрацией Гурьевского городского округа отчет ООО «НЦ «Балтэкспертиза», заключение экспертов ООО «Декорум», суд приходит к выводу о том, что заявленные сторонами требования подлежат удовлетворению с учетом определенной судебными экспертами ФИО4 и Моисей В.И. стоимости возмещения за земельный участок в размере 429 947 рублей.
Анализ экспертного заключения относительно определения выкупной цены земельного участка свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение стоимости возмещения.
Рыночная стоимость изымаемого участка определена экспертом как разность рыночной стоимости исходного участка (№) и земельного участка, образованного в результате его раздела (№). Такой подход обоснован экспертом отсутствием на открытом рынке недвижимости участков, возможных к использованию в качестве аналогов, сопоставимых с объектом оценки по техническим характеристикам в части площади участка. При этом, при проведении судебной экспертизы в части определения рыночной стоимости указанных выше земельных участков, экспертом использована методика расчета, которая соответствует положениям статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом всех параметров характеристик объекта оценки. Расчеты относительно стоимости квадратного метра земельных участков произведены в рамках используемого сравнительного подхода при исследовании рынка недвижимости с наибольшим количеством предложений по продаже аналогичных земельных участков. Приведенные в отчете сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Гурьевского района на дату оценки по земельным участкам категории земель – земли населенных пунктов и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, его количественных и качественных характеристиках.
При определении рыночной стоимости исходного участка (№) и земельного участка, образованного в результате его раздела (№), экспертом произведен расчет с применением одной понижающей корректировки на торг. Ставить указанное экспертное заключение в части определения рыночной стоимости объекта оценки под сомнение у суда оснований не имеется.
При проведении обследования изымаемого земельного участка экспертами было указано на наличие на участке ограждения из металлического профиля и сетки «рабица», зеленых насаждений, произведены расчеты на демонтаж ограждений, определена стоимость затрат на возведение сооружений, повторное использование которых технически не представляется возможным (опорные столбы, бетон фундамента), стоимость пересадки зеленых насаждений (ели в количестве 37 единиц). Стоимость работ при переносе ограждения определена экспертом в размере 154897 рублей, стоимость работ и материалов на возведение сооружений, демонтаж которых невозможен, составила 3 550 рублей, стоимость пересадки зеленых насаждений составила 129 500 рублей.
Выводы относительно стоимости возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером №, изложенные в представленном администрацией отчете, выполненным ООО «НЦ «Балтэкспертиза», не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Представленный стороной истца отчет № от 22 марта 2018 года является неполным и не отражает в полном объеме стоимость затрат в связи с изъятием у ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №. При определении размера возмещения специалистом оставлены без внимания имеющиеся на участке сооружения, зеленые насаждения, бетонное замощение. Указанное имущество собственника участка ФИО1 в силу положений действующего законодательства должно было быть исследовано и оценено на предмет возможного демонтажа и повторного использования с расчетом стоимости соответствующих работ. Кроме того, отчет ООО «НЦ «Балтэкспертиза» содержит выводы специалиста относительно рыночной стоимости изымаемого имущества по состоянию на 22 марта 2018 года, тогда как по смыслу статьи 282 ГК РФ, п. 3 статьи 55, п. 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Вместе с тем, со стороны администрации Гурьевского городского округа суду не было представлено документов, подтверждающих актуальность представленного им отчета в части рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на день рассмотрения настоящего гражданского спора. Повторного исследования рынка недвижимости для определения выкупной цены изымаемого земельного участка специалистом ООО «НЦ «Балтэкспертиза» не проводилось.
В соответствии со статьей 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. В результате изъятия земельного участка, принадлежащих гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.
При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельного участка, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований администрации и ФИО1 в части изъятия принадлежащего ФИО1 земельного участка, определения стоимости возмещения в связи с изъятием, равной 429947 рублей (142 000 рублей – рыночная стоимость земельного участка, 287 947 – размер убытков), прекращения права собственности на изымаемый объект недвижимости. В связи с изъятием данного участка и необходимостью проведения соответствующих строительных работ, территория участка подлежит освобождению ФИО1 от расположенных в его границах сооружений и зеленых насаждений.
Разрешая ходатайство администрации Гурьевского городского округа об обращении решения суда по настоящему гражданскому спору к немедленному исполнению, суд не усматривает оснований для его удовлетворения.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума. Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным.
Каких-либо доказательств возможности наступления значительного ущерба в случае замедления исполнения решения, суду не представлено. Также не установлены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда по настоящему гражданскому спору.
В рамках рассмотрения настоящего гражданского спора за счет средств федерального бюджета были понесены расходы, связанные с проведением ООО «Декорум» экспертизы и подготовкой экспертного заключения, стоимость которых составила 47000 рублей. В соответствии с положениями ст. 98, 103 ГПК РФ указанные выше судебные издержки подлежат взысканию с администрации Гурьевского городского округа и ФИО1 в равных долях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Гурьевского городского округа, ФИО1 – удовлетворить в части.
Изъять у ФИО1 в собственность Гурьевского городского округа для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес >.
Определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – 429 947 (четыреста двадцать девять тысяч девятьсот сорок семь) рублей, подлежащий уплате ФИО1 в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФИО1 в течение пятнадцати дней со дня получения денежных средств в счет определенного судом размера возмещения за изымаемый земельный участок освободить земельный участок с кадастровым номером № от расположенных в его границах сооружений и зеленых насаждений.
Прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв. м, расположенный по адресу: <адрес >.
Взыскать с администрации Гурьевского городского округа, ФИО1 в доход федерального бюджета судебные расходы, связанные с проведением ООО «Декорум» экспертизы и подготовкой экспертного заключения в размере 47000 рублей, по 23500 (двадцать три тысячи пятьсот) рублей с каждой стороны.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 года.
Судья А.Ю. Кунина