Дело № 2-298/2014 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2014 года г. Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Денисовой О.А.,
при секретаре Озерных Е.В.,
с участием прокурора ФИО6, действующей на основании удостоверения,
истца ФИО1,
представителя Правительства Пермского края, министерства социального развития Пермского края – ФИО7, действующей на основании доверенности,
представителя КГБУ «Дирекция по капительному строительству» - ФИО8, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление прокурора Бардымского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству» о предоставлении жилого помещения.
установил:
Прокурор Бардымского района Пермского края с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству» о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору специализированного жилого помещения на семью из трех человек, по месту жительства ФИО1, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> находящегося в границах города Перми (л.д. 47-52).
Свое требование истец обосновал тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения 18-летнего возраста остался без попечения родителей, так как его мать ФИО4, лишена родительских прав на основании решения Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., отец ФИО3 лишен родительских прав на основании решения Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил брак с ФИО9. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с военной службы. ФИО1 проживает и имеет регистрацию на съемной комнате, расположенной по адресу <Адрес> <Адрес>. ФИО1 состоит на жилищном учете по списку детей-сирот, на праве собственности либо на ином праве жилых помещений не имел и не имеет. При этом истец в обоснование заявленных требований сослался на положения ст.ст. 1, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 50, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», Закон Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (л.д. 2-5, 37-42, 47-52).
В судебном заседании прокурор на иске настаивал в соответствии с доводами, изложенными в уточненном исковом заявлении.
Истец в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Указал, что по настоящее время у него сохраняется прописка в детском доме, однако фактически ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в г. Перми.
Определением суда от 04.10.2013г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Министерство социального развития Пермского края, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство строительства и архитектуры Пермского края (л.д.1).
Представитель Правительства Пермского края, министерства социального развития Пермского края в судебном заседании относительно удовлетворения иска возражала, считая себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, а также потому, что оснований для внеочередного предоставления жилья истцу не имеется. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, следовательно, на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Частью 2 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 года № 127-пк установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в ч. Й вышеуказанной статьи лицам в порядке, установленном правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее <данные изъяты> общей площади жилого помещения. Положения закона, предусматривающего предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, жилого помещения <данные изъяты> – на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более, утратили силу. Какими-либо иными нормами закона не предусмотрено, что члены семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещения. Также указывает, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности исходя из даты включения детей-сирот в список. Удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Кроме того, в исковом заявлении прокурор просит определить местом жительства ФИО1 <Адрес> Однако какие-лиюо доказательства этого факта суду не представлены. Установление факта проживания на территории г. Перми не дает оснований для получения жилого помещения именно в г. Перми. Ограничение по предоставлению жилого помещения ФИО1 на территории г. Перми не основано на действующем законодательстве. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме (л.д. 84, 85, 107-109).
Представитель КГБУ «Дирекция по капительному строительству» в судебном заседании пояснил, что с заявленными исковыми требованиями не согласен, поскольку, дирекция осуществляет управление недвижимостью и, соответственно, заселением лиц в отношении которых принято решение о включении в списки, либо по решению судов, позиция совпадает с позицией представителя правительства Пермского края. Факт отнесения к статусу детей сирот истца не оспаривается, отказа в предоставлении помещения нет, жилое помещение должно предоставляться в порядке очередности.
Представитель межрайонного территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 104).
Представитель третьего лица министерства энергетики и ЖКХ Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), т.е. на дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста. По решению Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец истца – ФИО3 лишен в отношении истца родительских прав (л.жд.20, 139), мать истца ФИО4 по решению Бардымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ также лишена родительских прав в отношении истца (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил брак с ФИО9, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 14,128)
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родилась дочь ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 15, 129).
ФИО1 постоянно проживает по адресу <Адрес>, на основании договора найма квартиры (л.д. 55).
При этом суд установил, что за истцом при установлении над ним опеки какие-либо жилые помещения не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют, в собственности жилых помещений у него нет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сведениями из ГУП ЦТИ Пермского края (л.д. 25-34, 53,120,121,122), сведениями регистрирующих органов (л.д. 122), постановлением об установлении над истцом опеки (л.д. 137), в связи с чем истец принят на жилищный учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, что подтверждается уведомлением Межрайонного территориального управления Министерства социального развития Пермского края (л.д. 118).
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ истец жилым помещением по договору социального найма не обеспечивался, на дату разрешения спора не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, то требование истца о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежит удовлетворению. Общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее <данные изъяты> само жилое помещение должно отвечать требованиям благоустройства и находиться в границах города Перми.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.
Пунктом 3 статьи 9 закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК"О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на семью из трех человек в размере <данные изъяты> - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Законом Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в ст.1 закона Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей исключены из категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма.
Таким образом, положения закона, предусматривающего предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, жилого помещения на семью из трех человек площадью <данные изъяты> на каждого члена семьи, утратили силу. Какими-либо иными нормами закона не предусмотрено, что члены семьи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Следовательно, требования прокурора о возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение на семью из 3 человек площадью <данные изъяты> на каждого члена семьи, не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Аналогичная норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда предусмотрена ст. 8.1 Закона Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края».
Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, а указанными нормативными актами Пермского края предусмотрена норма предоставления жилых помещений в размере <данные изъяты> то истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В соответствии с п.1.3 Порядка жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно п.1.4 Порядка в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Статьей 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <Адрес>, постоянно проживает по указанному адресу (л.д. 55), дочь истца – ФИО1 зарегистрирована и проживает по данному адресу постоянно (л.д.55), суд считает установленным, что местом жительства истца является адрес: <Адрес> Доказательств того, что ФИО1 постоянно либо преимущественно проживает по иному адресу, суду на день рассмотрения дела не представлено. При таких обстоятельствах жилое помещение истцу должно быть предоставлено в границах <Адрес>. При этом, определение судебным решением местом жительства истца адреса: <Адрес>, не требуется, поскольку данное обстоятельство является лишь основанием для определения населенного пункта в котором истцу следует предоставить жилое помещение.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края, учитывая, что Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Порядком краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» только осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Министерство социального развития Пермского края в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства.
Следовательно, полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, каким-либо иным органам исполнительной власти Правительством Пермского края не переданы, в связи жилое помещение должно быть предоставлено ФИО1 Правительством Пермского края.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бардымского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству» о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 в пределах г.Перми по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований прокурору Бардымского района Пермского края – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись (О.А.Денисова)
<данные изъяты>