ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-298/2017 от 10.03.2017 Шалинского городского суда (Чеченская Республика)

Дело № 2-298-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шали 10 марта 2017 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи Хумигова А.А.,

при секретаре Синбариговой А.Х.,

с участием помощника прокурора

Шалинского района ЧР Ахмадова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Шалинского района Чеченской Республики в защиту интересов Российской Федерации к администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР о понуждении к устранению нарушений налогового законодательства,

установил:

Прокуратура Шалинского района ЧР, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратилась в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации к администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР о понуждении к устранению нарушений налогового законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района в октябре текущего года в рамках исполнения задания прокуратуры Чеченской Республики была проведена проверка соблюдения администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР требований налогового законодательства, по итогам которой были выявлены нарушения закона, требующие принятия незамедлительных мер по их устранению.

Так, в соответствии с п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации,индивидуальные предприниматели,нотариусы, занимающиеся частной практикой,адвокаты,учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, именуются налоговыми агентами.

Данные налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,обязаны исчислить,удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

На основании п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации).

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Пунктом 6 ст.226 НК РФ определено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу,в соответствии с кодами,утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

Вместе с тем, проведенная проверка показала, что администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР, являющееся налоговым агентом, в целях ведения учета доходов, полученных от нее Физическими лицами в налоговом периоде, учета предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов, форма регистра налогового учета и порядок отражения в нем данных, не разработаны.Изложенные недостатки в деятельности администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР являются недопустимыми, поскольку они в случае, в случае неверного учета доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, учета предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов, могут привести к нарушениям прав налогоплательщиков-физических лиц, а также могут препятствовать поступлению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации дополнительных доходов в виде налоговых платежей.

Одним из условий способствующих этому, является непонимание важности данного вопроса, неисполнение должным образом своих обязанностей ответственным лицом при отсутствии надлежащего контроля за его работой со стороны руководства.

Изложенные обстоятельства послужили основаниями для внесения 26.10.2016 в адрес руководителя администрации <адрес> сельского поселения

Шалинского муниципального района ЧР представления с требованием об устранении вышеназванных нарушений.

Из полученного ответа на представление следовало,что выявленные нарушения были устранены. Однако в ходе настоящей контрольной проверки было установлено, что администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР форма регистра налогового учета и порядок отражения в нем данных, не разработаны.

Факт неисполнения законных требований прокурора подтверждается справкой о результатах контрольной проверки.

В данном случае в соответствии со ст. 45 ГПК РФ исковое заявление предъявляется в целях защиты прав, свобод и законных интересов муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 22, ч. 4 ст. 27, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просит обязать администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР разработать форму регистра налогового учета и порядок отражения в нем аналитических данных налогового учета, предусмотренных п.1 ст. 230 НК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Шалинского района ЧР Ахмадов М.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске, и просил их удовлетворить.

Ответчик глава администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР Эрзнукаев Ж.Б. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен. В своем письменном ходатайстве требования прокурора признал полностью, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, ему известны и понятны. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1 ст.226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, именуются налоговыми агентами. Данные налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,обязаны исчислить,удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

В силу п.3 этой же статьи исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации).

В соответствии с п.1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Согласно ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Поэтому требования прокурора в интересах Российской Федерации к администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР о понуждении к устранению нарушений налогового законодательства, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя прокурора Шалинского района Чеченской Республики удовлетворить.

Обязать главу администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района ЧР обязать разработать форму регистра налогового учета и порядок отражения в нем аналитических данных налогового учета, предусмотренных п.1 ст. 230 НК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Шалинский городской суд ЧР.

Председательствующий: (подпись) А.А. Хумигов

Копия верна:

Судья А.А. Хумигов