РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2018 года г. ФИО1
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Пересекиной И.А..,
при секретаре Юровой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город ФИО1 о возложении обязанности разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности,
установил:
Истец Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором указал, что Ефремовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности администрацией муниципального образования город ФИО1, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Согласно п. п. 1,2 ч. 2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 Постановления правительства Тульской области от 10.05.2012г. № 188 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления Тульской области» предусмотрено, что административные регламенты разрабатываются органами местного самоуправления Тульской области, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей муниципальной функции на основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тульской области, муниципальных нормативных правовых актов. Таким образом, органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, к каковым, в том числе, относится разработка и принятие административных регламентов в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ. Вместе с тем, установлено, что администрацией муниципального образования город ФИО1 в течение длительного периода времени административные регламенты по осуществлению муниципального контроля в указанной сфере не разработаны и не утверждены. Непринятие административных регламентов по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности влечет отсутствие надлежащего регулирования порядка осуществления муниципального контроля, а, соответственно, и нарушение прав подконтрольных субъектов и ненадлежащее исполнений функций органами местного самоуправления. По результатам проверки межрайпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования город ФИО1 было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальном контроле в области торговой деятельности. Согласно ответу администрации муниципального образования город ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ. администрация муниципального образования город ФИО1 признает обоснованными доводы, указанные в представлении. Проект административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования <адрес>» находится в разработке. Однако по состоянию на 05.03.2018г. указанный административный регламент не разработан. Отсутствие соответствующего муниципального правового акта в рассматриваемой сфере правоотношений может создать административные барьеры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности в проведении проверок неуполномоченными муниципальными служащими, произвольном истребовании ими документов, не относящихся к вопросам проверок, что может привести к злоупотреблениям должностным положением муниципальными служащими, созданию коррупционных связей. Таким образом, принятие муниципального правового акта, определяющего отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в различных сферах, устанавливающего их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности и определяющего перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов и их полномочия, предоставит право органам муниципального контроля осуществлять административные действия в строгом соответствии с положениями федерального законодательства, что исключит возможные коррупционные проявления. Учитывая изложенное, администрацией муниципального образования город ФИО1 не принято надлежащих мер по соблюдению требований законодательства в сфере осуществления муниципального контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.
Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, просит суд признать бездействие администрации МО горд ФИО1 по выполнению требований прокурора в части разработки и принятия административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности. Обязать администрацию муниципального образования город ФИО1 разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.
В ходе рассмотрения дела судом истец Ефремовский межрайонный прокурор уточнил свои исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город ФИО1 по выполнению требований прокурора в части разработки и принятия административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности. Обязать администрацию муниципального образования город ФИО1 разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Ефремовского межрайпрокурора ФИО2 уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований. Пояснила, что в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу администрация муниципального образования город ФИО1 разработает и примет административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 указанного Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-Ф3 государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
В силу требований ч.2 ст. 6 ФЗ №381-Ф3 органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Частью 1 ст.16 ФЗ №381-Ф3 установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
Пункт 15 указанной статьи предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, и создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. п. 1, 2 ч. 2 ст.6 Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.
Пунктом 3 Постановления правительства Тульской области от 10.05.2012г. № 188 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления Тульской области» предусмотрено, что административные регламенты разрабатываются органами местного самоуправления Тульской области, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей муниципальной функции на основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тульской области, муниципальных нормативных правовых актов.
Таким образом, органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, к каковым, в том числе относится разработка и принятие административных регламентов в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Как установлено в судебном заседании, Ефремовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности администрацией муниципального образования город ФИО1.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования город ФИО1 не разработаны и не утверждены административные регламенты по осуществлению муниципального контроля в указанной сфере.
Непринятие административных регламентов по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности влечет отсутствие надлежащего регулирования порядка осуществления муниципального контроля, а, соответственно, и нарушение прав подконтрольных субъектов и ненадлежащее исполнений функций органами местного самоуправления.
По результатам проверки в адрес главы администрации муниципального образования город ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Ефремовским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальном контроле в области торговой деятельности (л.д.9-10).
Согласно ответу администрации муниципального образования город ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ. администрация муниципального образования город ФИО1 признает обоснованными доводы, указанные в представлении. Проект административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город ФИО1» находится в разработке (л.д.11).
Однако, до настоящего времени административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город ФИО1» ответчиком не разработан.
Часть 2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактике коррупции).
Согласно указанного Федерального Закона, правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты.
Отсутствие соответствующего муниципального правового акта в рассматриваемой сфере правоотношений может создать административные барьеры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности в проведении проверок неуполномоченными муниципальными служащими, произвольном истребовании ими документов, не относящихся к вопросам проверок, что может привести к злоупотреблениям должностным положением муниципальными служащими, созданию коррупционных связей.
Таким образом, принятие муниципального правового акта, определяющего отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в различных сферах, устанавливающего их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности и определяющего перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов и их полномочия, предоставит право органам муниципального контроля осуществлять административные действия в строгом соответствии с положениями федерального законодательства, что исключит возможные коррупционные проявления.
Поскольку судом установлено, что администрацией муниципального образования город ФИО1 не принято надлежащих мер по соблюдению требований законодательства в сфере осуществления муниципального контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, а также учитывая, что ответчик фактически признал заявленные прокурором требования, суд считает исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город ФИО1 о возложении обязанности разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город ФИО1 по выполнению требований прокурора в части разработки и принятия административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования город ФИО1 разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ефремовский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2018 года.
Судья И.А. Пересекина