Дело № 2-298/2018.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 апреля 2018 года. город Мирный.
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в лице председательствующего судьи Сортоева И.А, при секретаре Тыхееве Е.Э., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению-Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) о признании недействительным отказа и назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) (Далее - Пенсионный фонд РФ), в котором просит:
-признать решение Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) № от 27 ноября 2017 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным;
-включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы ФИО1:
с 01 августа 2004 года по 31 июля 2007 года в качестве <данные изъяты>
с 01 февраля 2007 года по 31 января 2008 года в качестве <данные изъяты>
с 01 февраля 2008 года по 30 ноября 2012 года <данные изъяты>,
с 01 декабря 2012 года по 03 июля 2017 года в качестве <данные изъяты> Центра сортировки АК «АЛРОСА» (ПАО);
-обязать Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) назначить ФИО1, трудовую пенсию досрочно с 03 июля 2017 года;
-взыскать с Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) в пользу ФИО1, судебные расходы в размере 20 000 рублей – за услуги представителя и 2 200 рублей – расходы за оформление нотариальной доверенности.
В исковом заявлении указано, что 03 июля 2017 года ФИО1, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, ей было отказано в виду отсутствия специального стажа. Истец с этим не согласна, 01 марта 2003 года она была принята на работу в качестве <данные изъяты> АК «АЛРОСА» (ПАО), проработала в этой должности до 31 июля 2004 года. С 01 августа 2004 года по 31 января 2007 года работал на должности <данные изъяты>. С 01 февраля 2007 года по 31 января 2008 года работала в качестве <данные изъяты>. С 01 февраля 2008 года по 30 ноября 2012 года работал в качестве <данные изъяты>. С 01 декабря 2012 года по день обращения в Пенсионную службу работала в качестве <данные изъяты>. В итоге в специальный надлежало включить 12 день 10 месяцев и 2 дня работы. Работы на указанных должностях соответствуют стажу работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение Списком № разделом №, подразделом № позицией № в соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпункта 2 Федерального Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации». Тождество работы эксперта по оценке алмазов 3 категории, эксперта по оценке алмазов 2 категории, характеру и условиям труда сортировщика алмазов и сортировщика бриллиантов без применения робототехники подтверждается представленными в суд документами.
В судебном заседании ФИО1, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме и пояснила, что должности эксперта и сортировщика алмазов тождественны, условия труда ни чем не отличаются, роботехника не используется, АК «АЛРОСА» (ПАО) в котором работает истец имеет кроме всего прочего и гранильные структуры, то есть занимается изготовлением бриллиантов из алмазов (огранкой). Право на льготную пенсию подтверждается представленными в суд документами, кроме того назначение досрочной пенсии это вопрос справедливости.
Представитель ответчика - Государственного учреждения-Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) ФИО2, (доверенность от 01 ноября 2017 года л.д. 54) считает исковые требования необоснованным, подлежащим к отказу в полном объеме и пояснила, что работа истца не связана с обработкой алмазов или бриллиантов, ее должность не указана в Списке № 2 и соответственно Пенсионная служба не может назначать ей льготную пенсию.
Суд, выслушав доводы и пояснения участников судебного заседания, изучив представленные материалы дела, приходит к следующему.
В суд представлено Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) № от 27 ноября 2017 года в которым истцу отказано в досрочном назначении пенсии по статье 30 части 1 пункта 2 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В решении отражено что, требуется общий стаж 20 лет, имеется 24 года 02 месяца 11 дней, то есть общий стаж имеется, требуется специальный стаж 06 лет, имеется 00 лет, месяцев дней, специальный стаж не имеется, требуется работа в районах Крайнего Севера 15 лет, имеется 19 лет 09 месяца 21 день, возраст 47 лет имеется. Указано, что факт работы ФИО1, на производстве по обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники в соответствие подразделом 11 раздела Х1У «Металлообработка» Списка №2 утверждённого Постановлением Кабинета Министров от 26 января 1991 года №, не подтверждается (л.д.11-13).
В деле имеется справка уточняющий характер работы или условий труда за период работы, которые засчитываются в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, выданная истицу Центром сортировки алмазов АК «АЛРОСА» (ПАО) 21 ноября 2017 года (л.д.14) в котором отражено, что ФИО1, с 03 ноября 2003 года по настоящее время работает в должности <данные изъяты> работала полный рабочий день, полную рабочую неделю. Должностные лица предприятия пописавшие данную справку указывают что Стаж работы дающий право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренный списком №, разделом № подразделом №, код позиции Списка №.
В суд представлена справка подписанная мастером по режиму службы СБ ЦСА АК «АЛРОСА» (ПАО) в котором указано, что ФИО1, <данные изъяты> участкам оценки, по итогам специальной оценки условий труда ее рабочего места по указанной профессии, по степени вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса составила 3.2 (вредные). Характер и условия труда по показателям напряженности трудового процесса тождественны характеру и условиям труда сортировщика алмазов и эксперта по оценке алмазов и эксперту алмазов 1 категории без применения робототехники (л.д. 79).
Согласно записей в трудовой книжке, ФИО1, (л.д. 18-19) 03 ноября 2003 года принята <данные изъяты> Центра сортировки алмазов, 01 августа 2004 года переведена <данные изъяты> 01 февраля 2007 года переведена <данные изъяты>,01 февраля 2008 года переведена <данные изъяты>, 01 декабря 2012 года переведена <данные изъяты> участка экспертной оценки Центра сортировки алмазов, 01 мая 2016 года переведена на участок оценки <данные изъяты> Продолжает работать.
В пункте 2.2.1. Положения о структурном подразделении АК «АЛРОСА» (ПАО) Центр сортировки алмазов, указано, что одной из задач Центра является прием сортировка, оценка, отправка и хранение алмазов на основании приказов и распоряжений президента или уполномоченных им лиц (л.д. 40-43).
В пункте 2.3 Должностной инструкции сортировщика алмазов участка оценки Центра сортировки алмазов, указано что, сортировщик наряду с иными, обязан осуществлять сортировку алмазов по установленным технологическим регламентам (л.д. 25).
В пункте 2.2 Должностной инструкции эксперта по оценке алмазов Центра сортировки алмазов, указано что, эксперт наряду с иными, обязан осуществлять сортировку и аттестацию алмазов по установленным технологическим регламентам, а так же уметь выполнять операции по сортировке (л.д. 26-28).
В суд представлено заключение государственной экспертизы условий труда проведенного Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) № 27 от 03 марта 2018 года (л.д.45-48). Экспертиза проведена в целях оценки фактических условий труда ФИО1 В выводах экспертизы указано, что характер и условия труда ФИО1, в качестве:
-эксперта по оценке алмазов 3 категории участка оценки Центра сортировки алмазов АК «АЛРОСА» (ПАО) за период работы с 01 февраля 2008 года по 30 ноября 2012 года соответствует характеру и условиям труда сортировщиков алмазов без применения робототехники, в связи с чем, подлежат включению в специальный стаж;
-эксперта по оценке алмазов 2 категории участка оценки Центра сортировки алмазов АК «АЛРОСА» (ПАО) за период работы с 01 декабря 2012 года по настоящее время соответствует характеру и условиям труда сортировщиков алмазов без применения робототехники, в связи с чем подлежат включению в специальный стаж;
Должность «эксперт» тождественна должности «сортировщик алмазов и бриллиантов без применения робототехники» по Списку №2. Эксперт Центра сортировки алмазов АК «АЛРОСА» (ПАО) имеет право, как сортировщик алмазов, работающий без применения робототехники на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173 – ФЗ и Списка № раздел №, подраздел № (раздел № Металлаобработка,№ Обработка алмазов в бриллианты без применения робототехники. Код позиции Списка №).
В соответствии с пунктом 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.
Как следует из пункта 2 статьи 28.1 указанного Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 – 10 и 16 – 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № № «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, - Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №
Работы по «Обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники» предусмотрены подразделом № раздела № «Металлообработка» Списка №, где указан перечень из 7 рабочих профессий, связанных с обработкой алмазов, среди которых имеется сортировщик алмазов (позиция №) и сортировщики бриллиантов (позиция №).
Исходя из чего, сортировщики алмазов имеют право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № только в случае, если заняты в производстве обработки алмазов в бриллианты (без применения робототехники). Под технологией обработки алмазов в бриллианты подразумевается выполнение операций с кристаллами алмазов; исследование, разметка, распиливание, обдирка, огранка, полировка промывка, оценка.
Квалификационные требования рабочей профессии сортировщик алмазов под кодом № указаны в разделе «Гранильное производство» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (выпуск 61), утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 05 марта 2004 года №
В письме начальника Департамента Пенсионного фонда Российской Федерации от 09 марта 2017 года на имя отделения Пенсионной службы РФ по РС(Я) и Центра сортировки алмазов АК «АЛРОСА» (ПАО) наряду с иными указано что сортировщики алмазов пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № (раздел №, подраздел № если заняты в производстве обработке алмазов в бриллианты (без применения робототехники. Эксперты и ведущие эксперты Списком № (раздел №, подраздел №) не предусмотрены (л.д.76-78).
Положение о структурном подразделении АК «АЛРОСА» (ПАО) Центр сортировки алмазов, где работает истец, не предусматривает обработку алмазов в бриллианты.
В должностных инструкциях сортировщика алмазов и эксперта по оценке алмазов Центра сортировки алмазов не указано что лицо наряду сортировкой и аттестацией алмазов обязан выполнять операции по технологической обработке алмазов в бриллианты.
В карте специальной оценки условий труда эксперта 2 категории Центра сортировки алмазов АК «АЛРОСА» (ОАО) указано что работник, занятый на данном рабочем месте не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии (л.д. 37 оборотная сторона).
В изученном в судебном заседании заключении государственной экспертизы условий труда проведенного Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) № от 03 марта 2018 года указано, что в части характеристики условий труда содержится указание на работу истца в структурном подразделении АК «АЛРОСА» (ПАО) Центр сортировки алмазов, который производит прием, сортировку, оценку, хранение и отправку алмазов полученных в процессе обогащения руды добываемой ГОКами Компании (л.д. 46 оборотная сторона -47). В этом заключении отсутствует указание на осуществление Центром сортировки алмазов деятельности по обработке алмазов в бриллианты.
Ссылка истца на тождественность работы <данные изъяты>, <данные изъяты>, характеру и условиям труда сортировщика алмазов и сортировщика бриллиантов без применения робототехники, суд находит необоснованным по следующим основаниям;
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01 апреля 2003 года № «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1, 2, 4, 5 и 7 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку данным Постановлением устанавливается только тождество профессий рабочих. Установление на основании данного Постановления тождества выполняемой истцом работы не влечет признания выполнения ею трудовой деятельности по обработке алмазов в бриллианты. Установление тождества работы по указанным истцом должностям не влечет признания за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии в отсутствии факта выполнения истцом работ по обработке алмазов в бриллианты.
При указанных обстоятельствах суд находит, что выводы заключения государственной экспертизы условий труда проведенного Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) № от 03 марта 2018 года не противоречат изученному Постановлению Минтруда РФ.
Судом установлено, что истец производит сортировку и аттестацию алмазов по установленным технологическим регламентам, но каких либо операций по технологической обработке алмазов в бриллианты никогда не производила и не производит.
Центр сортировки алмазов, который производит прием, сортировку, оценку, хранение и отправку алмазов полученных в процессе обогащения руды добываемой ГОКами Компании деятельностью по обработке алмазов в бриллианты не занимается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу ФИО1, для назначения досрочной пенсии пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального Закона «О страховых пенсиях» не хватает требуемого специального стажа - 6 лет.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьям 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В иске ФИО1 к Государственному учреждению-Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутии) о признании недействительным отказа и назначении досрочной трудовой пенсии – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную Коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Мирнинский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 апреля 2018 года.
Судья Мирнинского районного суда Сортоев И.А.