Гражданское дело №
№
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ласкиной М.М.,
при помощнике судьи Свиридовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к ООО «Административная практика» о защите прав потребителя, с требованием о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченной за товар денежной суммы и компенсации морального вреда, взыскании неустойки, шраф,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, ФИО1 с иском к ООО «Административная практика» просит расторгнуть договор купли-продажи, заключенный между ФИО1 и ООО «Административная практика» Взыскать с ООО «Административная практика» в пользу истца оплаченную сумму за Товар - 4350 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения. Наложить на ответчика штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в бутике № «Ломбард» ООО «Административная практика» (далее - Ответчик), расположенном по адресу: <адрес>, истец приобрела бывший в употреблении планшет «15003» стоимостью 2500 рублей и бывший в употреблении смартфон «Натес» стоимостью 1850 рублей (далее Товар). Свои обязательства по договору истец выполнила, за Товар была оплачена сумма в размере 4350 руб., что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ. Продавцом не была доведена до нее необходимая и достоверная информация о товаре, которая могла бы обеспечить возможность правильного выбора Товара. В этот же день, по приезду домой в <адрес> выявился существенный недостаток Товара, а именно у планшета имеется дефект разъема для зарядного устройства, планшет не заряжается, на телефон не удалось установить свой аккаунт, аккумулятор телефона не держит заряд. ДД.ММ.ГГГГ истец написала письменную претензию с требованием расторгнуть договор купли- продажи и вернуть денежные средства, оплаченные за товар, претензию продавец сфотографировала и в ее присутствии направила ее своему руководству по средствам мессенджеров. Не дождавшись ответа на претензию, ДД.ММ.ГГГГ истец позвонила продавцу с целью уточнить не пришел ли ответ, продавец пояснила ей, что ответ на претензию направлен почтой, но до сегодняшнего дня ответ на ее претензию так и не поступил, тем самым ответчик нарушил ее право предусмотренное ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Таким образом, ответчиком были допущены нарушения требований Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддерживала в полном объеме, а также суду пояснила, что данные Товары находятся у нее, продавец, которая продавала ее, нет, другая не принимает, просила удовлетворить исковые требования.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Административная практика» не явился, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № следует, что ДД.ММ.ГГГГ ожидает адресата в месте вручения, возврат отправителю по иным обстоятельствам. Ранее направленные письма, также возвращены отправителю. В суд своего представителя не направило, причину неявки суду не сообщило. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.
В судебное заседание представитель филиала магазин «Ломбард» бут. № не явился, согласно рапорта курьера суда ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что повестки на имя ООО «Административная практика» «Ломбард» по адресу: <адрес> не вручены, так как продавец отказывается получить повестку, сказала отправлять начальству.
Сведениями о том, что представитель ответчика и филиала не явился в суд по уважительной причине, суд не располагает. Таким образом, на основании ст.ст. 118, 119 ГПК РФ, ответчик надлежащим образом судом извещен о времени и месте рассмотрения дела, и дело подлежит рассмотрению в его отсутствие. В соответствии с положениями ст.167,233 ГПК РФсуд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся ответчика в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия ФИО3, действующий на основании доверенности не возражал в удовлетворении иска, а также суд предоставил письменное заключение по данному делу, которое поддержал данное заключение в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Судомустановлено, что ДД.ММ.ГГГГ в бутике № «Ломбард» ООО «Административная практика», расположенном по адресу: <адрес>, истец ФИО1 приобрела бывший в употреблении планшет «15003» стоимостью 2500 рублей и бывший в употреблении смартфон «Натес» стоимостью 1850 рублей. Факт заключения указанного договора подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ, за Товар была оплачена сумма в размере 4350 рублей, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ. При эксплуатации истцом Товара в день приобретения бывшего в употреблении Товара, были обнаружены недостатки, не оговоренные продавцом при заключении договора купли - продажи и получении Товара (у планшета имеется дефект разъема для зарядного устройства, планшет не заряжается, на телефон не удалось установить свой аккаунт, аккумулятор телефона не держит заряд). ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена письменная претензия в адрес директора ломбард «Диамант» о возврате денежных средств, оплаченных за Товар, претензию продавец в этот же день ДД.ММ.ГГГГ приняла, где имеется подпись, где продавец сфотографировала и в присутствии потребителя направила ее своему руководителю по средством мессенджеров.ДД.ММ.ГГГГ истец позвонила продавцу с целью уточнить, не пришел ли ответ, продавец пояснила ей, что ответ на претензию направлен почтой, но до сегодняшнего дня ответ на ее претензию так и не поступил. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась с письменной претензией в адрес директора ломбард «Диамант» о возврате денежных средств, оплаченных за Товар, претензию продавец в этот же день ДД.ММ.ГГГГ приняла, где имеется подпись, но ответа по первой претензий и а также по второй претензии в адрес истца не поступило.
Рассматривая заявленные требования,судруководствуется следующим:
В силу пункта 1 статьи454Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), апокупательобязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Статьей469ГК РФ, пунктом 1 статьи4Закона РФ "Озащитеправпотребителей" предусмотрено, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Часть 1 статьи18закона Российской Федерации «Озащитеправпотребителей» устанавливает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выборувправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатковвправеотказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждогогодагарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Указанный телефон, смартфон в силу пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" относится к технически сложным товарам.
В соответствии с пунктом 1 статьи19Закона РФ "Озащитеправпотребителей", потребительвправепредъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В силу 22 закона Российской Федерации "Озащитеправпотребителей", требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии с частью 2 статьи450ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут порешениюсудатолько: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что былавправерассчитывать при заключении договора.
В силу закона обязанность доказывать что-либо, связанное с недостатком, возложена на продавца. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку товара. Потребительвправеприсутствовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребительвправеприсутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы всудебномпорядке.
Вместе с тем, ответчик, в нарушение указанных норм, проверку качества товара не произвел, доказательств, подтверждающих отсутствие недостатков или их образование по вине потребителя,судуне представил.
Требование истца о расторжении договора купли-продажи в установленный законом срок не исполнено, претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения, в связи с чем, при которых проданный ответчиком товар является товаром ненадлежащего качества,судсчитает требование истца о взыскании денежной суммы, уплаченной за товар ненадлежащего качества в размере 4350 рублей законным и обоснованным.
Следовательно, требования ФИО1 о расторжении договора купли-продажи и возврате стоимости товара подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения,судруководствуется следующим:
в соответствии со ст.23Закона РФ «Озащитеправпотребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесениясудебногорешения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи330ГК РФ).
Способом обеспечения надлежащего исполнения обязательств в соответствии со статьей330ГК РФ является неустойка, о применении которой стороны договорились при заключении договоров, согласовав виды нарушений, за совершение которых наступает такой способ, а также порядок ее исчисления.
Согласно п.32 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17 «Орассмотрениисудамигражданских дел по спорамозащитеправпотребителей» неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки.
В силу п.34 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17 «Орассмотрениисудамигражданских дел по спорамозащитеправпотребителей» размер подлежащей взысканию неустойки (пени) в случаях, указанных в статье23, пункте 5 статьи28, статьях30и31Законаозащитеправпотребителей, а также в случаях, предусмотренных иными законами или договором, определяетсясудомисходя из цены товара (выполнения работы, оказания услуги), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на день вынесениярешения.
В связи с вышеизложенным,судсчитает требование истца о взыскании с ответчика неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6351 рублей (4350 рублей х1%х146 дней). Учитывая, что размер неустойки не может превышать цену товара,судсчитает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере 1000 рублей.
Период неустойки при взыскании еесудомв каждом случае может зависеть от длительности ненадлежащего исполнения стороной своих обязанностей.
Учитывая назначение института неустойки и ее роль для надлежащего исполнения сторонами возникших гражданско-правовых обязательств, в пункте 65 постановления Пленум ВерховногоСудаРоссийской Федерации от 24.03.2016 N 7 "Оприменениисудаминекоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", разъяснил, что по смыслу статьи330ГК РФ, истецвправетребовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна.
Присуждая неустойку,судисчисляет подлежащую взысканию неустойку на дату вынесениярешения, а также считает, что такое взыскание должно производится до момента фактического исполнения обязательства.
В силу статьи 46 Постановления Пленума ВерховногоСудаРоссийской Федерации от 28.06.2012 №17 «Орассмотрениисудамигражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворениисудомтребований потребителя в связи с нарушением егоправ, установленных Закономозащитеправпотребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером),судвзыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требованиесуду(пункт 6 статьи13Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «Озащитеправпотребителей»).
С учетом того, что истец в целях досудебного урегулирования спора направлял ответчику претензию, которая ответчиком в добровольном порядке не удовлетворена,судсчитает обоснованным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 штраф в размере 50 % от взыскиваемой суммы в размере 2175 рублей.
При рассмотрении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вредасудруководствуется следующим:
в соответствии со статьей15Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в областизащитыправпотребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяетсясудоми не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Прирешениивопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Из материалов дела усматривается исудомустановлено, что ООО «Административная практика» не исполнило свои обязательства в сроки, установленные законом, чем нарушило права потребителя.
Посколькусудомустановлен факт нарушения ответчикомправпотребителя, соответственно с ответчика в пользу истца с учетом принципа разумности и справедливости подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 500 рублей.
На основании ст.103 ГПК РФс ответчика в доход местного бюджета МО «Баргузинский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 234-239 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к ООО «Административная практика» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи, заключенный между ФИО1 и ООО «Административная практика» от ДД.ММ.ГГГГ, на приобретение планшет «15003», смартфон «Натес».
Вернуть стороны в первоначальное положение.
Взыскать с ООО «Административная практика» в пользу ФИО1 сумму, уплаченную за товар, в размере – 4350 (четыре тысяча триста пятьдесят) рублей,неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения в размере 1000 (одна тысяча) рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в размере 2175 (две тысяча сто семьдесят пять) рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.
Обязать ФИО1 вернуть планшет «15003», смартфон «Натес» в бутик № «Ломбард» ООО «Административная практика» расположенного по адресу: <адрес> в течение 10 календарных дней со дня вступлениярешенияв законную силу.
Взыскать с ООО «Административная практика» в доход МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Ответчик вправе подать в Баргузинский районный суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: М.М. Ласкина