78RS0021-01-2020-001937-19
Дело № 2-298/2021 03 июня 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сестрорецкий районный суд Санкт - Петербурга в составе председательствующего судьи Максимовой А.В.
С участием представителя истца ФИО2
Представителя ответчика ФИО1 – ФИО4
При секретаре Соболевой Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2021 по исковому заявлению ФИО6 к ФИО1 о взыскании средств субсидии
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 (далее по тексту решения – ФИО8) обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании субсидии на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, предоставленной по договору от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, в размере 400 000 руб., мотивируя свое обращение тем, что на основании распоряжения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-р ответчику, как индивидуальному предпринимателю, была предоставлена субсидия на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурге в целях возмещения затрат в соответствии со специальной программой «Субсидирование затрат малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», в размере 400 000 руб., с ответчиком был заключен договор №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат, в соответствии с условиями договора Комитетом была проведена проверка в отношении получателя субсидии, по результатам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки было выявлено нарушение получателем субсидии п. 5 дополнительного соглашения к договору, а именно: получатель субсидии не уведомил Комитет в трехдневный срок о начале процедуры ликвидации и не осуществил возврат субсидии в бюджет Санкт – Петербурга. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом ответчику было направлено уведомление о нарушении условий договора, содержащее предложение устранить выявленное в ходе проверки нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с не устранением получателем субсидии выявленного нарушения в установленный срок, Комитетом ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение №-р «О возврате субсидий в бюджет Санкт – Петербурга», которым ответчику предписывалось осуществить возврат субсидии в размере 400 000 руб. в бюджет Санкт – Петербурга в течение семи дней со дня получения требования о возврате субсидии и копии указанного распоряжения. Требование и распоряжение были направлены ответчику по почте, однако средства субсидии в бюджет не были возвращены (л.д.3-7).
В судебное заседание представитель истца ФИО9ФИО2 явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела судом.
В судебное заседание явилась представитель ответчика ФИО1 – ФИО4, которая исковые требования не признала, указав, что ответчик условия и цели предоставления субсидии выполнил, однако не уведомил Комитет в трехдневный срок о начале процедуры ликвидации, в связи с чем размер взыскиваемой субсидии подлежит снижению.
Суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено решением Сестрорецкого районного суда Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-340/2020, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-61).
Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена специальная программа «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста».
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга (далее – Комитет) и ИП ФИО1 (получатель субсидий) был заключен договор №/<адрес> предоставлении субсидии на создание групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, по условиям которого Комитет обеспечивает безвозмездное и безвозвратное перечисление средств бюджета Санкт – Петербурга в целях финансового обеспечения (возмещения) произведенных и документально подтвержденных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с п. 3 специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», утвержденной распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-р и перечнем затрат, подлежащих возмещению в соответствующем финансовом году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства по Специальной программе, утверждаемым Комитетом, а получатель субсидии обязуется выполнить все условия, предусмотренные настоящим договором.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ИП ФИО1 подписан акт №/<адрес> об исполнении обязательств получателя субсидий по договору, который является основанием для перечисления бюджетных средств получателю субсидий в размере 964 615 руб. 91 коп.
Субсидия в размере 964 615 руб. 91 коп. была перечислена ИП ФИО1 Комитетом на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ИП ФИО1 было заключено соглашение №/<адрес> об обеспечении функционирования групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста, по условиям которого получатель субсидии обязуется создать и обеспечить функционирование групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста в течение не менее трех лет с момента получения субсидий на создание Центра времяпрепровождения детей (п. 1.1 соглашения).
Таким образом, по условиям указанного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Центр времяпрепровождения детей должен был функционировать как минимум по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке предоставления в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурге», распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О реализации постановления Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№», на основании решения конкурсной комиссии на право получения в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурге от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-р, ИП ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 400 000 руб. на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательстве в Санкт – Петербурге в целях возмещения затрат в соответствии со специальной программой «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», утвержденной распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-р (л.д.12-14).
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга и ИП ФИО1 (получатель субсидии) был заключен договор №/<адрес> предоставлении субсидии из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста», предметом которого является предоставление из бюджета Санкт – Петербурга в 2017 году ИП ФИО1 субсидии в целях возмещения затрат в соответствии с перечнем затрат, подлежащих возмещению в 2017 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и предельного объема из возмещения, являющегося приложением к Порядку предоставления субсидий, по специальной программе «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возврата», утвержденной распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в размере 400 000 руб.
Согласно п. 2 договора №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, субсидия предоставляется при условии согласия получателя субсидии на осуществление Комитетом и Комитетом государственного финансового контроля Санкт – Петербурга обязательных проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии; соблюдение получателем субсидии иных условий, установленных п. 2.2 Порядка предоставления субсидии (л.д.15-18).
Субсидия в размере 400 000 руб. была перечислена ИП ФИО1 Комитетом на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ИП ФИО1 заключено дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, в соответствии с п. 5 которого договор №/<адрес> дополнен пунктом 6.8, согласно которому получатель субсидии (ИП ФИО1) обязан уведомить Комитет в трехдневный срок о возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить условия настоящего договора, в том числе о начале процедуры ликвидации (банкротства) получателя субсидии, и осуществить возврат в бюджет Санкт – Петербурга субсидии в порядке и сроки, установленные настоящим договором (л.д.19-20).
Согласно п.п. 1,2 и 7 постановления Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по совершенствованию управления в сфере промышленной политики, инноваций и торговли в Санкт – Петербурге», Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга создан в результате реорганизации Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт – Петербурга путем присоединения с нему Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга. Правовые акты Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга действуют до признания их утратившими силу в соответствии с правовыми актами Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга.
Таким образом, Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга с ДД.ММ.ГГГГ является правопреемником Комитата по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт – Петербурга.
Распоряжением Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга №-р от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести проверку в отношении ИП ФИО1 с целью принятия (не принятия) решения о возврате субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурга в рамках реализации специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста».
Задачами проверки являются установление наличия (отсутствия) нарушений получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, условий договора о предоставлении субсидии из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, а также оценка достижения (недостижения) получателем субсидии целевых показателей эффективности использования субсидии путем проверки предоставленной получателем субсидии отчетности о достижении показателей эффективного использования субсидии (л.д.22-30).
По результатам указанной проверки специалистами Комитета был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что получателем субсидии ИП ФИО1 предоставлена отчетность об использовании субсидии, предоставлен отчет о достижении целевых показателей, достигнуты целевые показатели эффективности использования субсидии, однако выявлены нарушения условий договора о предоставлении субсидии, а именно: в нарушение п. 5 дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес> получатель субсидии не уведомил Комитет в трехдневный срок о начале процедуры ликвидации (банкротства) и не осуществил возврат субсидии в бюджет Санкт – Петербурга (л.д.31-32).
ФИО1 Комитетом было направлено по почте уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о нарушении условий договора о предоставлении субсидии, установленных п. 5 дополнительного соглашения к договору.
ФИО1 Комитетом было предложено исправить выявленные нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, в случае не устранения нарушений в установленные в уведомлении сроки Комитет в течение пяти рабочих дней со дня истечения указанных сроков принимает решение о возврате в бюджет Санкт – Петербурга субсидий, полученных ФИО1
Также ФИО1 Комитетом по почте был направлен акт проверки (л.д.33).
В связи с нарушением Порядка предоставления в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт – Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№, условий договора о предоставлении субсидий из бюджета Санкт – Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-Р, которым ИП ФИО1 предписано осуществить возврат в бюджет Санкт – Петербурга субсидии в размере 400 000 руб. (л.д.34-35).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 Комитетом направлено требование о возврате субсидии в размере 400 000 руб. из бюджета Санкт – Петербурга.
ДД.ММ.ГГГГ указанное требование было вручено ФИО1 (л.д.36-38).
ФИО1 оспорил распоряжение Комитета №-р от ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в суд с исковым заявлением о признании данного распоряжения незаконным.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-340/2020, вступившим с законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт – Петербурга о признании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, было отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, решение Сестрорецкого районного суда Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-340/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт – Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, а кассационная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения
По условиям договора №/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (согласно п. 6.4) получатель субсидии осуществляет возврат в бюджет Санкт – Петербурга средства субсидии в сроки и по коду бюджетной классификации, указанные в требованиях, формируемых в соответствии с п.п. 5.4, 5.5 договора.
Согласно п. 5.5 договора, Комитет в случае выявления при проведении проверки, указанной в п. 5.2 договора, не достижения получателем субсидии показателей результативности, в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта принимает решение в форме распоряжения о возврате в бюджет Санкт – Петербурга средств субсидии в объеме, соответствующем показателям результативности, которые не были достигнуты и направляет копию указанного распоряжения получателю субсидии вместе с требованием, в котором предусматриваются подлежащая возврату в бюджет Санкт – Петербурга сумма денежных средств, а также сроки ее возврата; код бюджетной классификации, по которому должен быть осуществлен возврат средств субсидии.
Согласно п. 3.6 Порядка предоставления субсидии, в соответствии с распоряжением Комитета о предоставлении субсидии, указанным в п. 3.3 настоящего Порядка, между Комитетом и получателем субсидии заключается договор о предоставлении субсидии по типовой форме, утвержденной Комитетом финансов Санкт – Петербурга.
Распоряжением Комитета финансов Санкт – Петербурга, которым устанавливается типовая форма договора согласно п. 3.6 Порядка, установлено условие о возврате субсидии в объеме, соответствующем показателям результативности, которые не были достигнуты (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р).
Таким образом, в типовой форме договора, а также в самом договоре о предоставлении субсидии, предусмотрен возврат субсидии в объеме недостигнутых показателей.
В Порядке предоставления в 2017 году субсидии не указана формула, по которой необходимо рассчитывать объем субсидии, которую необходимо вернуть.
Однако, в п. 5.5 постановления Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№, указана формула, по которой возможно посчитать объем субсидии, подлежащей возврату: O=Cxk/n, где О – объем средств субсидии, подлежащий возврату; С – размер предоставленной субсидии; k – количество недостигнутых показателей результативности; n – количество показателей результативности.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В данном случае, ФИО1 были достигнуты все требуемые показатели результативности, за исключением требования об уведомлении о ликвидации в течение трех дней.
При таких обстоятельствах, подлежащая возврату сумма субсидии должна рассчитываться по формуле: 400 000 х 1/3 = 133 333 руб.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Комитета подлежат частичному удовлетворению и с ФИО1 подлежат взысканию средства субсидии в размере 133 333 руб.
Поскольку истец при обращении с иском в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию в доход бюджета Санкт - Петербурга государственная пошлина в размере 3 866 руб. 66 коп.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО10 к ФИО1 о взыскании средств субсидии – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Санкт – Петербурга 133 333 руб. субсидии на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, предоставленной по договору от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес>, в удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Санкт – Петербурга государственную пошлину в размере 3 866 руб. 66 коп.
Решение может быть обжаловано в Санкт - Петербургский городской суд через Сестрорецкий районный суд Санкт - Петербурга в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Максимова
Дата принятия решения суда в окончательной форме 07 июня 2021 года.