ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-298/2023 от 25.09.2023 Ибресинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-298/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 сентября 2023 года п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Козлова В.А.,

с участием прокурора ФИО3,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ибресинского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску и.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к отделу образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

Установил:

И.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Отделу образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции. В обосновании иска указывается, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в Отделе образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики.

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Согласно ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в связи с чем, Министерством труда и социальной защиты РФ ДД.ММ.ГГГГ приняты «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Разделом 4 Методических рекомендаций установлена антикоррупционная политика организации, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)».

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы: разработка проекта антикоррупционной политики; обсуждение проекта и его утверждение; информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике; реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер; анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.

Кроме того, рекомендуется организовать информирование общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте учреждения.

Проверкой установлено, что в Отделе образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, указанные требования законодательства о противодействии коррупции не соблюдаются, установленные ст.13.3 Федерального закона -Ф3 меры по предупреждению и противодействию коррупции не разработаны и не приняты.

Сотрудничество организации с правоохранительными органами не налажено; стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и в практику не внедрены; меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, не приняты, не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ отделом образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики конкретные меры не приняты, нарушения не устранены, сотрудничество организации с правоохранительными органами не налажено; стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и в практику не внедрены; не разработана единая Антикоррупционная политика; меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, не приняты.

Таким образом, бездействие Отдела образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, в сфере противодействия коррупции негативно влияет на работу организации по противодействию коррупционным проявлениям, не способствует достижению целей, провозглашенных законодательством о противодействии коррупции, влечет неисполнение требований государственной антикоррупционной политики, что в результате создает препятствия в искоренении коррупции в целом.

Непринятие соответствующих мер по предупреждению коррупции влечет за собой повышенный риск ее проявления, что недопустимо. В связи с этим прокурор Ибресинского района просил обязать отдел образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

В судебном заседании прокурор Ибресинского района ФИО3 полностью поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - отдела образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, начальник отдела образования ФИО4 представила заявление о признании исковых требований и рассмотрении иска без их участия.

Выслушав прокурора Ибресинского района и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно справке и.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в Отделе образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ требования законодательства о противодействии коррупции не соблюдаются, установленные ст.13.3 Федерального закона № 273-Ф3 меры по предупреждению и противодействию коррупции не разработаны и не приняты. Сотрудничество организации с правоохранительными органами не налажено; стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и в практику не внедрены; меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, не приняты, не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений. По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ Отделом образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики конкретные меры не приняты, нарушения не устранены, сотрудничество организации с правоохранительными органами не налажено; стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и в практику не внедрены; не разработана единая Антикоррупционная политика; меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, не приняты. Таким образом, бездействие Отдела образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, в сфере противодействия коррупции негативно влияет на работу организации по противодействию коррупционным проявлениям, не способствует достижению целей, провозглашенных законодательством о противодействии коррупции, влечет неисполнение требований государственной антикоррупционной политики, что в результате создает препятствия в искоренении коррупции в целом. Непринятие соответствующих мер по предупреждению коррупции влечет за собой повышенный риск ее проявления, что недопустимо (л.д.6-7).

Согласно сообщения начальника отдела образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Ибресинского района Чувашской Республики «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции», в настоящее время в отделе разрабатываются документы, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции (<данные изъяты>).

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Согласно ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в связи с чем, Министерством труда и социальной защиты РФ 08 ноября 2013 года приняты «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Разделом 4 Методических рекомендаций установлена антикоррупционная политика организации, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)».

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы: разработка проекта антикоррупционной политики; обсуждение проекта и его утверждение; информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике; реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер; анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.

Отделом образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики конкретные меры не приняты, нарушения не устранены, сотрудничество организации с правоохранительными органами не налажено; стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и в практику не внедрены; не разработана единая Антикоррупционная политика; меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, не приняты.

Суд приходит к выводу, что бездействие отдела образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, в сфере противодействия коррупции негативно влияет на работу организации по противодействию коррупционным проявлениям, не способствует достижению целей, провозглашенных законодательством о противодействии коррупции, влечет неисполнение требований государственной антикоррупционной политики, что в результате создает препятствия в искоренении коррупции в целом. Непринятие соответствующих мер по предупреждению коррупции влечет за собой повышенный риск ее проявления, что недопустимо.

Изложенное приводит суд к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором Ибресинского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к отделу образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Решил:

Обязать отдел образования администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья