ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-298/202313 от 13.02.2023 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0015-01-2022-003170- 65

Дело № 2-298/2023 13 февраля 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Мордас О.С.,

при секретаре Петровой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского регионального отделения межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Общественный потребительский надзор» к индивидуальному предпринимателю МамедовуШахрияру К. О. о признании действий по реализации продукции противоправными, обязании прекратить противоправные действия,

установил:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что в ходе проверки на территории ТК «Китай город» установлено, что ответчик осуществлял реализацию товаров легкой промышленности, в отношении которых установлены требования к маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, а именно несоответствие информационной маркировки на реализуемой одежде. Ответчик не предоставил сопроводительные документы на вышеуказанный товар, осуществляет розничную торговлю товаров, маркированных товарными знаками торговых марок «PUMA», «REEBOK», «ADIDAS», «NIKE и т.д. в отсутствие лицензионных соглашений с правообладателем. Кроме того, отсутствовал аппаратно-программный комплекс, то есть не пройдена регистрация в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Таким образом, ответчик вводит потребителей в заблуждение, осуществляет незаконное предпринимательство, направленное на систематическое получение дохода от продажи контрафактного товара.

На основании указанного, истец с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать действия ответчика противоправными в части реализации неопределенному кругу потребителей продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ в торговом объекте: магазин одежды и обуви RAMASHKA в ТК «Китай город» (ячейка ) по адресу: <адрес>

прекратить противоправные действия путем обязания ответчика совершить определенные действия, а именно: изъятия из оборота и уничтожения за свой счет без компенсации контрафактной продукции: спортивный костюм «PUMA», красный верх, темно-синий низ – <данные изъяты> спортивный костюм «REEBOK», красный верх, темно-синий низ – <данные изъяты> спортивный костюм «ADIDAS» – <данные изъяты> спортивный костюм «NIKE», зеленый – <данные изъяты> пиджак муж. синий «ZR ZEYREK» - <данные изъяты> костюм муж. серый «RAMZOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «ZR ZEYREK» - <данные изъяты> костюм муж. серый «COSTUMEN» - <данные изъяты> костюм муж. синий «ZR ZEYREK» - <данные изъяты> костюм муж. синий «RAMZOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. синий «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «STATUS» - <данные изъяты> костюм муж. синий «STATUS» - <данные изъяты> костюм муж. серый «ZEYMEN» - <данные изъяты> костюм муж. серый «RAMZOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «STATUS» - <данные изъяты> костюм муж. серый «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «ADO» - <данные изъяты> костюм муж. серый «RAMZOTTI GOLD» - <данные изъяты> костюм муж. бордовый «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «RAMZOTTI GOLD» - <данные изъяты> костюм муж. синий «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> костюм муж. серый «DANIEL GALLOTTI» - <данные изъяты> куртка муж. синяя «LE GUTTI JEANS» - <данные изъяты> куртка муж. синяя «LE GUTTI JEANS» - <данные изъяты> куртка муж. синяя «LE GUTTI JEANS» - <данные изъяты> анарак муж. красный «REEBOK» - <данные изъяты> кроссовки муж. синие «FILA» – <данные изъяты> кроссовки муж. темно-синие «EMPORIO ARMANI» – <данные изъяты> кроссовки муж. серые «ADIDAS» – <данные изъяты> кроссовки муж. черные «EMPORIO ARMANI» – <данные изъяты> кроссовки муж. черные «KTNO» – <данные изъяты> кроссовки муж. темно-синие «KTNO» – <данные изъяты> исключив возможность последующего восстановления первоначальных потребительских свойств товаров, с предоставлением акта уничтожения и фотоматериалов истцу в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу;

обязать ответчика осуществить в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и обеспечить работу собственных программно-аппаратных средств по взаимодействию с информационной системой мониторинга «Честный знак» со дня вступления решения суда в законную силу;

обязать ответчика в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей резолютивную часть настоящего решения путем его опубликования в официальном печатном издании Санкт-Петербурга;

присудить в пользу истца денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере <данные изъяты> за каждый день неисполнения решения по истечении 10 дней после вступления его в законную силу (л.д. 3-7, 48-49, 56-63, 133-136).

Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал исковые требования о признании действий ответчика противоправными; обязании ответчика прекратить противоправные действия, изъяв из оборота и уничтожить за свой счет контрафактную продукцию: куртка муж. синяя «LE GUTTI JEANS» - <данные изъяты> куртка муж. синяя «LE GUTTI JEANS» - <данные изъяты> куртка муж. синяя «LE GUTTI JEANS» - <данные изъяты> анарак муж. красный «REEBOK» - <данные изъяты> кроссовки муж. синие «FILA» – <данные изъяты> кроссовки муж. темно-синие «EMPORIO ARMANI» – <данные изъяты> кроссовки муж. серые «ADIDAS» – 1 <данные изъяты> кроссовки муж. черные «EMPORIO ARMANI» – <данные изъяты> кроссовки муж. черные «KTNO» – <данные изъяты> кроссовки муж. темно-синие «KTNO» – <данные изъяты> о присуждении компенсации за неисполнение решения суда и обязании довести до сведений потребителей резолютивную часть решения. В остальной части исковые требования не поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.

Суд, выслушав позиции представителей сторон, изучив материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 указанной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легко промышленности» и постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» с 01.07.2020 нанесение средств идентификации на обувные товары является обязательным.

Средство идентификации обувных товаров – это код маркировки, представленный в виде цифрового кода в формате Data Matrix, который наносится на обувь (упаковку, ярлык) и позволяет проследить путь товара от производителя (или импортера) до потребителя. Информация в цифровом коде зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.

Ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию.

Цель введения информационной системы мониторинга – гарантировать приобретение качественного и легального товара и обеспечить безопасность потребителей.

В соответствии с Постановлением на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, указанных в пп. «е» и «ж» п. 2 указанного постановления.

До ДД.ММ.ГГГГ допускается выпуск таможенными органами в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления немаркированных товаров легкой промышленности, указанных в пп. «ж» п. 2 настоящего постановления.

При этом до ДД.ММ.ГГГГ участники оборота товаров легкой промышленности вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении товаров легкой промышленности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (остатков товаров) и осуществлять их маркировку средствами идентификации в целях последующей реализации (продажи) при соблюдении условий, предусмотренных п. 54 правил, утвержденных указанным постановлением.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом регулировании», технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Исходя из ст. 3 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» продукция легкой промышленности выпускается в обращение на рынке государств – членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ТС.

В силу ст. 9 Технического регламента ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ТС; дату изготовления.

В соответствии со ст. 12 указанного регламента, Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ТС наносится на каждую единицу продукции легкой промышленности или товарный ярлык единицы продукции.

В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуги), продавец (изготовитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно нормам ст.ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе получить на русском языке всю необходимую и достоверную информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, и о товарах и услугах.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона требования к качеству и безопасности товаров, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для предпринимателей и юридических лиц.

В силу п. 1 ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в сфере предпринимательской деятельности законодатель признаёт виновным, кроме случая, когда исполнению обязательства помешали чрезвычайные обстоятельства: стихийное бедствие, война и т.д.

Согласно ч. 2 ст. 45 Закона «О защите прав потребителей», общественные объединения вправе проводить проверки соблюдения прав потребителей, составлять акты проверок и в соответствии со ст. 46, обращаться в суд с исками в защиту неопределённого круга потребителей.

СПб РО МОО «Общпотребнадзор» является общественной организацией, целью которой является контроль за соблюдением Закона «О защите прав потребителей» во всех сферах его деятельности и защита прав потребителей (как конкретного потребителя, так и неопределенного круга потребителей) в пределах, установленных законодательством.

Таким образом, истец вправе осуществлять общественный контроль на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

Из материалов дела следует, что в ходе общественной проверки на территории ТК «Китай город» установлено, что ответчик осуществлял реализацию товаров легкой промышленности, в отношении которых установлены требования к маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, а именно несоответствие информационной маркировки на реализуемой одежде, что подтверждается актом о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-21), актом фиксации доказательств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-77).

Ответчик не предоставил сопроводительные документы на вышеуказанный товар, осуществляет розничную торговлю товаров, маркированных товарными знаками торговых марок «PUMA», «REEBOK», «ADIDAS», «NIKE и т.д. в отсутствие лицензионных соглашений с правообладателем.

Кроме того, у ответчика отсутствовал аппаратно-программный комплекс, то есть не пройдена регистрация в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Таким образом, как указывает истец, ответчик вводит потребителей в заблуждение, осуществляет незаконное предпринимательство, направленное на систематическое получение дохода от продажи контрафактного товара.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик, указал, что мужские костюмы не подлежат маркировке Data Matrix; согласно Правил маркировки товаров легкой промышленности и обувных товаров допускается наносить средства идентификации как на товары, так и на потребительскую упаковку или на товарный ярлык, в связи с чем ответчиком указанная обязанность по маркировке исполнена надлежащим образом; ответчик с 2020 года зарегистрирован в системе «Честный знак» как участник оборота «розничная торговля»; на товарах кроме бумажного ярлыка с указанием цены товара размещены также двухмерные штриховые коды Data Matrix; непредоставление декларации потребителям не является нарушением законодательства о защите прав потребителей; на рабочем месте кассира используются ККТ, терминал-эквайринг, сканер для считывания двухмерных штриховых кодов в формате Data Matrix; компьютер с программой 1С Розница с интеграцией ИС МП «Честный знак» (л.д. 97-101).

В подтверждение своей правовой позиции ответчиком представлен в материалы дела нотариальный протокол осмотра письменных доказательств (л.д. 103-116), карточка регистрации ККТ (л.д. 123), уведомление о заключении договора на обработку фискальных данных (л.д. 121), уведомление о присоединении к регламенту УЦ (л.д. 118), счет на оплату на изготовление сертификата «Ключ для кассы» (л.д. 119), счет на оплату электронного идентификатора Рутокен (л.д. 117), акт об оказании услуг на замену и приобретение лицензии на обновление ПО ККТ (л.д. 120), декларации о соответствии товара (л.д. 124-128).

Кроме того, ответчиком в материалы дела представлена выгрузка информации из личного кабинета ТИ Мамедова системы «Честный знак» (л.д. 139-163) в подтверждение отсутствия сведений о цвете, бренде и иных сведений о товаре, поскольку данная продукция являлась остатками; фото- и видео-записи, подтверждающие наличие у ответчика аппаратно-программного комплекса и сканера для ввода в систему «Честный знак» сведений об обороте товаров (л.д. 166-168); распечатки скрин-шотов сообщений от оператора системы «Честный знак» о сбоях в работе системы (л.д. 164-165), в связи с чем возникали проблемы со считыванием кода.

В судебном заседании истец не отрицал факт регистрации ответчика в системе «Честный знак»; также не поддержал исковые требования в части изъятия из оборота и уничтожения контрафактной продукции: спортивных костюмов, костюмов и пиджака, а также в части обязания ответчика осуществить регистрацию в системе «Честный знак».

В связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.

При этом суд принимает во внимание, что факт реализации ответчиком товара с выявленными нарушениями (отсутствие маркировки), подтверждается имеющимися в материалах дела актом о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-21), актом фиксации доказательств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-77).

Мероприятия проводились в присутствии сотрудников торгового объекта, которые в соответствии со ст. 182 ГК РФ являются законными представителями ответчика.

Таким образом, на товарах легкой промышленности (куртки, анарак) и обувной продукции, подлежащих обязательной маркировке, представленных в торговом объекте ответчика, маркировка Data Matrix код отсутствовала или не прошла проверку в официальном приложении системы «Честный знак».

Доказательств обратного суду не представлено.

Вопреки доводам ответчика, из нотариального протокола осмотра письменных доказательств не представляется возможным определить, какие именно обувные товары и товары легкой промышленности были отгружены, перемаркированы, приняты и выведены из оборота ввиду отсутствия какой-либо информации о товарах.

При таких обстоятельствах, факт продажи товаров без соответствующей маркировки нашел свое подтверждение в материалах дела и какими-либо допустимыми доказательствами данное обстоятельство не опровергнуто.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика являлись противоправными в отношении неопределенного круга потребителей в части продажи товара легкой промышленности и обувной продукции без маркировки, требования истца об обязании ответчика прекратить противоправные действия и изъять из оборота являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из ст. 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании ответчика довести до сведения потребителей решение суда по данному делу в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.

При этом оснований для ограничения ответчика в публикации принятого судом решения исключительно через печатное средство массовой информации не имеется, поскольку законом предоставлена возможность довести до сведения потребителей решение суда не только через средства массовой информации, но и иным способом.

В пункте 20 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).

С учетом указанных разъяснений требования истца об изъятии из оборота и уничтожения за свой счет без компенсации контрафактной продукции, а также о присуждении денежной суммы в случае неисполнения судебного акта удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика.

В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлина в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя МамедоваШахрияра К. О. по реализации продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в торговом объекте – магазине одежды, обуви и аксессуаров «RAMASHKA», расположенном в ТК «Китай Город» по адресу: <адрес>

Обязать индивидуального предпринимателя МамедоваШахрияра К. О. прекратить реализацию в торговом объекте – магазине одежды, обуви и аксессуаров «RAMASHKA», расположенном в ТК «Китай Город» по адресу: <адрес>, следующей продукции без маркировки: куртка мужская синяя «LE GUTTI JEANS» стоимостью <данные изъяты> анарак мужской красный «REEBOK» стоимостью <данные изъяты> кроссовки мужские синие «FILA» стоимостью <данные изъяты> кроссовки мужские темно-синие «EMPORIO ARMANI» стоимостью <данные изъяты> кроссовки мужские серые «ADIDAS» стоимостью <данные изъяты> кроссовки мужские черные «EMPORIO ARMANI» стоимостью <данные изъяты> кроссовки мужские черные «KTNO» стоимостью <данные изъяты> кроссовки мужские темно-синие «KTNO» стоимостью <данные изъяты>

Обязать индивидуального предпринимателя МамедоваШахрияра К. О. довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Мамедова Шахрияра Карама Оглы в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме изготовлено 13.06.2023