ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-299 от 29.06.2011 Бийского районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Бийский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бийский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-299/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Бийск 29 июня 2011 года

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Уманца А.С.,

при секретаре Скиба Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бийского района в защиту интересов Российской Федерации о признании Устава муниципального образования сельского поселения Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края противоречащим федеральному законодательству Российской Федерации, не действующим в части, об обязании привести Устав в соответствии с законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бийского района, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в Бийский районный суд Алтайского края с заявлением о признании Устава муниципального образования сельского поселения Калининский сельсовет Бийского района Алтайского края (далее по тексту решения - Устав) противоречащим федеральному законодательству Российской Федерации, не действующим и не подлежащим применению в части, об обязании привести Устав в соответствии с законодательством.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что пункт 22 статьи 3 Устава вступил в противоречие с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Федеральный закон №131-Ф3), который к вопросам местного значения поселения отнес не только организацию освещения улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов, но и присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов. В связи с этим указанную норму Устава необходимо дополнить в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Устава органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Указанное положение Устава было принято в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-Ф3, который Федеральным законом от 27.12.2009 №365-Ф3 признан утратившим силу с 01.01.2010. В связи с чем, указанная норма Устава подлежит приведению в соответствие с действующей редакцией Федерального закона №131-Ф3.

Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ расширен перечень прав органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. В частности, статья 14.1 Федерального закона №131-Ф3 дополнена правом поселения на создание муниципальной пожарной охраны. В этой связи заявитель считает необходимым часть 1 статьи 4 Устава привести в соответствие с действующей редакцией Федерального закона №131-ФЗ.

Федеральным законом от 28.11.2009 №283-Ф3 изменена редакция части 2 статьи 14.1 Федерального закона №131-ФЗ, в связи с чем, положения части 2 статьи 4 Устава, регулирующего вопросы финансирования, необходимо привести в соответствие с действующей редакцией Федерального закона №131-ФЗ.

В статье 8 Устава не отражено положение части 3 статьи 45 Федерального закона №131-ФЗ, которой предусмотрено, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Федеральным законом от 27.12.2009 №365-Ф3 изменена редакция статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, где среди оснований для досрочного прекращения полномочий депутата предусмотрены иные случаи, установленные иными Федеральными законами. Этой связи действующая редакция пункта 11 части 7 статьи 24 Устава не соответствует требованиям действующей редакции Федерального закона №131-ФЗ и подлежит дополнению.

Часть 1 статьи 39 Устава, в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ, не содержит положения, предусматривающего, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Данный пробел, по мнению заявителя, надлежит восполнить.

Часть 2 статьи 37 Устава, устанавливающая срок полномочий муниципальной избирательной комиссии в четыре года, противоречит части 5 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в которой указано, что срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Положение части 3 статьи 37 Устава, в которой закреплено, что избирательная комиссия состоит из 5 человек, противоречит части 6 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой, избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса.

В силу пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от №131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации только муниципальных предприятий. Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2011. В нарушение данной нормы Закона №131-ФЗ пунктом 6 статьи 21 Устава поселения к исключительной компетенции сельского Совета народных депутатов отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации не только муниципальных предприятий, но и учреждений.

Кроме того, к полномочиям Администрации сельского совета согласно пункту 20 статьи 35 Устава поселения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в случаях, установленных федеральными законами, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

Вместе с тем, согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2010 №237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - исключены полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Аналогичным образом изменены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, предусмотренные пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Федеральным законом от 21.04.2011 №69-ФЗ дополнен пункт 5 статьи 14 Закона №131-ФЗ, указывающий, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Уставе отсутствует положение о муниципальном контроле, однако в силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

В марте 2010 года прокурором района на Устав принесен протест, однако до настоящего времени Калининским сельским Советом народных депутатов Бийского района Алтайского края не принято мер по внесению соответствующих изменений в устав муниципального образования.

Заявитель просил признать противоречащими закону, не действующими и не подлежащими применению пункт 22 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 4, пункт 11 части 7 статьи 24, часть 1 статьи 39, часть 2 статьи 37, часть 3 статьи 37, пункт 6 статьи 21, пункт 20 статьи 35 Устава муниципального образования Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края, в редакции от 22 сентября 2009 года, обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края привести муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края в соответствие с требованиями действующего законодательства, путем внесения указанных в заявлении дополнений и изменений в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

24.06.2011 в суд поступило уточненное заявление, в котором прокурор Бийского района просил признать противоречащим закону, не действующими пункт 2 части 1 статьи 4, пункт 11 части 7 статьи 24, часть 2 статьи 37, часть 3 статьи 37, пункт 6 статьи 21, пункт 20 статьи 35 Устава, в редакции от 22 сентября 2009 года; обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края дополнить в соответствии с действующим законодательством пункт 22 статьи 3, часть 1 статьи 4, статью 8, часть 1 статьи 39, пункт 5 статьи 3 Устава муниципального образования Калининский сельсовет Бийского района Алтайского края, а также дополнить Устав положением о муниципальном контроле, обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края изменить в соответствии с действующим законодательством пункт 2 части 1 статьи 4 (путем исключения), часть 2 статьи 4, пункт 11 части 7 статьи 24, часть 2 и часть 3 статьи 37, пункт 6 статьи 21, пункт 20 статьи 35 Устава, обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края привести Устав муниципального образования Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края в соответствие с требованиями действующего законодательства путем внесения указанных в заявлении дополнений и изменений в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Бийского района Алтайского края Безрукова Е.Л. поддержала заявленные требований, с учетом их уточнений от 24.06.2011.

Представитель заинтересованного лица - Калининского сельского совета народных депутатов Бийского района Алтайского края - Лебедева Г.В., являющаяся председателем данного органа представительной власти, в судебном заседании заявленные требования признала,

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах.

Пункт 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3, которым органам местного самоуправления поселения предоставлялось право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-Ф3 признан утратившим силу с 01.01.2010.

Пунктом 8.1 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3 органам местного самоуправления предоставлено право на создание муниципальной пожарной охраны.

В соответствии с действующей редакцией части 2 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3, органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Частью 3 статьи 45 Федерального закона №131-Ф3 предусмотрено, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

В соответствии с действующей редакцией пункта 10 части 10 статьи 40 Федерального закона №131-Ф3 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Частью 4 статьи 44 Федерального закона №131-Ф3 предусмотрено, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет

Частью 6 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от №131-Ф3 уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона №131-Ф3 к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации только муниципальных предприятий.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2011.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2010 №237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - исключены полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Аналогичным образом изменены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, предусмотренные пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Пунктом 5 статьи 14 действующей редакции Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 муниципальные правовые акты, принимаемые населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Судом установлено, что действующая редакция Устава муниципального образования «Калининский сельсовет Бийского района Алтайского края» принята 22.09.2009, Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю 20.11.2009 зарегистрирован муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Калининский сельсовет Бийского района Алтайского края».

Согласно проверке действующая редакция Устава противоречит требованиям Федерального закона №131-Ф3.

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора.

С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, суд находит возможным, в соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о данном судебном решении на информационном стенде в администрации Калининского сельского совета Бийского района Алтайского края.

Поскольку заявитель был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с Калининского сельского совета народных депутатов Бийского района Алтайского края государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 103, 194-199, 246, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Бийского района Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации о признании Устава муниципального образования сельского поселения Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края противоречащим федеральному законодательству Российской Федерации, не действующим в части, об обязании привести Устав в соответствии с законодательством, удовлетворить.

Признать противоречащим закону, не действующими пункт 2 статьи 4, пункт 11 части 7 статьи 24, часть 2 статьи 37, часть 3 статьи 37, пункт 6 статьи 21, пункт 20 статьи 35 Устава муниципального образования Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края в редакции от 22 сентября 2009 года со дня вынесения решения судом - 29 июня 2011 года.

Обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края дополнить в соответствии с действующим законодательством пункт 22 статьи 3, часть 1 статьи 4, статью 8, часть 1 статьи 39, пункт 5 статьи 3 Устава муниципального образования Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края, а также дополнить Устав муниципального образования Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края положением о муниципальном контроле в срок до 01 сентября 2011 года.

Обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края изменить в соответствии с действующим законодательством пункт 2 части 1 статьи 4 (путем исключения), часть 2 статьи 4, пункт 11 части 7 статьи 24, часть 2 и часть 3 статьи 37, пункт 6 статьи 21, пункт 20 статьи 35 Устава муниципального образования Калининский сельский совет Бийского района Алтайского края в срок до 01 сентября 2011 года.

Обязать Калининский сельский совет народных депутатов Бийского района Алтайского края после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о данном судебном решении на информационном стенде в администрации Калининского сельского совета Бийского района Алтайского края.

Взыскать с Калининского сельского совета народных депутатов Бийского района Алтайского края государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок в Алтайский краевой суд с подачей жалобы или представления через Бийский районный суд.

Судья А.С.Уманец