ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2991/19 от 15.10.2019 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-2991/2019

УИД: 33RS0002-01-2019-003110-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владимир 15 октября 2019 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Стеций С.Н.,

при секретаре Федотовой К.М.,

с участием:

истца ФИО8

представителя ответчика УМВД России по Владимирской области ФИО5, действующей на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Управления архитектуры и строительства администрации <...>ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» ФИО6, действующего на основании доверенности ### от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УГИБДД УМВД России по Владимирской области, Управлению архитектуры и строительства администрации <...>, Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Нов<...> дорожного агентства»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, просит обязать Управление архитектуры и строительства администрации <...> спроектировать и зарегистрировать стихийный съезд с автомобильной дороги М7 «Волга» к СНТ «Спартак», УГИБДД УМВД России по Владимирской области обязать оборудовать данный съезд (дорогу) дорожными знаками.

В обоснование иска, поддержанного в судебном заседании, истец указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>, входящего в состав СНТ «Спартак». В указанном доме она проживает со своей семьей постоянно. На протяжении 15 лет существовал стихийный съезд с федеральной трассы М7 «Волга», которым она пользовалась в качестве подъезда к дому. Указанный съезд необходим ей для хозяйственных и бытовых нужд. Также данным съездом пользовались и пожарные машины. В связи с проводимым капитальным ремонтом автомобильной дороги М-7 «Волга» данный съезд был ликвидирован. Дороги внутри СНТ «Спартак» не рассчитаны для крупногабаритного транспорта. Каждый год она подвозит к дому каменный уголь и дрова. В настоящее время такой возможности лишена.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное Учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Нов<...> дорожного агентства» (далее по тексту ФКУ «Упрдор Москва-Нижний Новгород»).

Представитель Управления архитектуры администрации <...>ФИО4 с иском не согласился. Пояснил, что управление архитектуры и строительства администрации <...> осуществляет свои функции в соответствии с Положением об управлении архитектуры и строительства администрации <...>, утвержденным решением СНД <...> от ДД.ММ.ГГГГ###, согласно которому полномочиями по проектированию и государственной регистрации права на объекты недвижимости Управление не наделено. Управление не принимает участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автодороги М7 «Волга» и к ликвидации спорного съезда отношения не имеет. Доступ к строениям, расположенным на территории СНТ «Спартак», осуществляется по другому существующему подъездному пути. Ссылаясь на ст.3, 24, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» указывает, что никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам. Если проход или проезд к земельному участку ограничен в результате действий конкретных физических лиц или бездействия органов управления СНТ «Спартак», то в соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Представитель ответчика УМВД России по Владимирской области ФИО5 исковые требования не признала, пояснила, что УГИБДД УМВД России по Владимирской области является ненадлежащим ответчиком. УГИБДД не обладает статусом самостоятельного юридического лица, а является структурным подразделением УМВД России по Владимирской области. Кроме того, федеральным законодательством на территориальные подразделения ГИБДД не возложены функции по организации дорожного движения на автомобильных дорогах.

Согласно ст.15,17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», ст.12, 21 и 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление дорожной деятельности и решение вопросов организации дорожного движения находится в компетенции собственника либо балансодержателя автомобильной дороги. УМВД России по Владимирской области не является балансодержателем автомобильных дорог.

Кроме того, на УМВД России по Владимирской области не возложена обязанность установки дорожных знаков.

Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Представитель ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» ФИО6 требования не признал, пояснил, что Учреждение осуществляет деятельность по реализации государственной политики в области дорожного хозяйства на подведомственной сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга» включена в состав международного транспортного коридора «Транссиб»: Берлин (Германия) - Варшава (Польша) - Минск (Беларусь) Москва - Екатеринбург – Владивосток - Находка, вдоль которого сосредоточены наибольшие международные грузопассажирские потоки между Европой и Азией. «Транссиб» пересекает всю территорию Российской Федерации в широтном направлении, имеет протяженность свыше 12000 км.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ЗЗАК ###, участок автодороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа» подъезд к <...> км 10+425-км 21+000(км 179+845-190+145) <...> является собственностью Российской Федерации и закреплен за ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» на праве оперативного управления.

Участок капитального ремонта расположен на территории Владимирской области км 10+425 - км 21+000 трассы автомобильной дороги М-7 «Волга» и проходит по территории областного центра - <...>.

Участок капитального ремонта, относится к дорогам федерального значения 1 Б категории.

Реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание, а также обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса, в том числе устройство пересечений и примыканий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также проектами организации дорожного движения, разработанными с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основанием для реализации проекта капитальный ремонт дороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань-Уфа, подъезд к городу Иваново на участке км 10+425 - км 21+000 (км 179+845 - км 190+145) во Владимирской области», является подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###.

Примыкания к автомобильной дороге М-7 «Волга» запроектированы в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012. Для примыканий в жилой зоне согласно СП 42.13330.2011. минимальные радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров в жилой застройке приняты с учетом стесненных условий 8м (2, п.11.8). К примыканиям предусмотрены переходно-скоростные полосы (1, п.6.38). В границах проектируемого участка запроектировано 35 примыканий.

Дорожная одежда на переходно-скоростных полосах и на примыканиях в пределах закругления принята по типу основной дороги.

Транспортная доступность в СНТ «Спартак» обеспечена через обустроенные съезды на км 10+463(слева) (<...>), на км 11 + 178 (слева) (напротив <...>) и через <...>.

Истец вправе использовать любой из съездов. Ближащий съезд км 11+185 (слева).

Мнение истицы об обязанности обеспечить строительство съезда к ее дому является ошибочным, поскольку в силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ### - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. Автомобильная дорога входящая в состав СНТ «Спартак», входит в перечень дорог регионального значения и осуществление деятельности по ее содержанию не входит в компетенцию ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород».

Третьи лица СНТ «Спартак», ФИО7, ГБУ «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений не представили, ходатайств не заявляли.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения; названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).

Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 45 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <...> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 является собственником садового дома, площадью 57,2 кв.м, расположенного в <...> садоводческое некоммерческое товарищество «Спартак», участок ###.

Из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что садовый <...> СНТ «Спартак» предназначен для постоянного проживания. <...> составляет 105,2 кв.м.

В указанном жилом доме, согласно паспорту, истец зарегистрирована и фактически в нем проживает.

Установлено также, что в результате проводимого ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» капитального ремонта автомобильной дороги М-7 «Волга» был нарушен съезд к дому ### в СНТ «Спартак», которым истец пользовалась на протяжении нескольких лет.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на невозможность подъезда к своему жилому дому крупногабаритного транспорта, пожарной машины и скорой помощи.

Как следует из материалов дела, публичной кадастровой карты и не оспаривалось сторонами, подъезд к СНТ «Спартак» возможен через существующее примыкания - обустроенные съезды на км 10+463(слева) (<...>), на км 11 + 178 (слева) (напротив <...>) и через <...>.

Доказательств того, что по указанным дорогам истец не имеет возможности проехать к дому, а также не может проехать крупногабаритный транспорт, пожарные машины и машины скорой помощи суду представлено не было.

Таким образом, доступ истца к жилому дому имеется.

Каких-либо иных нарушений прав владения, пользования, распоряжения истец не указывает.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ определено, что владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения являются федеральные казенные учреждения, подведомственные Федеральному дорожному агентству.

На основании изложенного в целях рассмотрения вопроса строительства примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения либо использования существующего примыкания для организации доступа к земельному участку Федеральное дорожное агентство предлагает обратиться в соответствующее федеральное казенное учреждение, подведомственное Федеральному дорожному агентству, в ведении которого находится автомобильная дорога.

Согласно п.17 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги федерального значения другой автомобильной дорогой или примыкания к автомобильной дороге федерального значения другой автомобильной дороги, в том числе в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения, допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным государственным учреждением, являющимся владельцем автомобильной дороги федерального значения, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ и согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги федерального значения. В случае, если при реконструкции автомобильной дороги федерального значения потребуется переустройство пересечений и примыканий, расходы на выполнение такого переустройства несет лицо, в интересах которого осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий.

Порядок выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги федерального значения в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги федерального значения с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги федерального значения к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия, утвержден Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 261.

Также Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 186 утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения.

Исходя из положений указанных норм права, для примыкания к автомобильной дороги федерального значения ФИО1 должна получить в установленном законом порядке разрешение на строительство и согласие собственника автомобильной дороги.

В ходе судебного заседания ФИО1 не отрицала, что ни разрешения, ни согласия владельца в установленном законом порядке на примыкание к автомобильной дороге федерального значения она в компетентных органах не получала.

Съезд, который истец просит восстановить, является несанкционированным, был организован и обслуживался самим истцом.

Данный съезд к СНТ «Спартак» в утвержденный проект капитального строительства автомобильной дороги М-7 «Волга» включен не был.

Эксплуатация примыкания к автомобильной дороге без соблюдения технических и строительных условий является незаконной и влечет нарушение условий безопасности дорожного движения.

На основании изложенного, принимая во внимание, что каких-либо нарушений прав истца действиями ответчиков не установлено, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 о понуждении УГИБДД УМВД России по Владимирской области, Управления архитектуры и строительства администрации <...>, Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Нов<...> дорожного агентства» спроектировать и зарегистрировать стихийный съезд с трасы М7 Волга к СНТ «Спартак», оборудовать данный съезд дорожными знаками оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья С.Н. Стеций

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.10.2019

Председательствующий судья С.Н. Стеций