ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2992 от 25.08.2011 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

                                                                                    Заволжский районный суд г. Твери                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Заволжский районный суд г. Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2992/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года г. Тверь

Заволжский районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Туруткиной Н.Ю.,

при секретаре Ивлевой О.А.,

с участием истца Федичкина Ю.Д.; представителя ответчика – прокуратуры Тверской области – Солуяновой Т.Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Твери гражданское дело по иску Федичкина Ю.Д. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области, прокуратуре Тверской области о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и признании права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Федичкин Ю.Д. обратился в суд с исковыми требованиями к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области, прокуратуре Тверской области о признании за Федичкиным Ю.Д. права пользования жилым помещением – трехкомнатной квартирой № (общей площадью 68,5 кв.м.) в доме № по ул. , кадастровый № по договору социального найма и признании за Федичкиным Ю.Д. права собственности на указанную квартиру.

Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах прокуратуры Тверской области. Как работнику прокуратуры в № органом местного самоуправления Федичкину Ю.Д. была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу:  в которой он проживал с семьей до 2004 г.

В № у Федичкина Ю.Д. родился сын Максим, в ДД.ММ.ГГГГ. – Тимофей. С ДД.ММ.ГГГГ Федичкин Ю.Д. проходя службу в органах прокуратуры Тверской области в должности   района г.Твери, неоднократно обращался с заявлениями с просьбой об улучшении жилищных условий с учетом состава семьи и права на дополнительную жилую площадь.

Согласно действовавшему на тот момент законодательству, а именно, п.4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязывались предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты.

Закон предусматривал право повторного заселения прокурорами и следователями освобожденных их коллегами жилых помещений.

16.07.2004 в соответствии с п. 4 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в действующей на тот момент редакции, мне, как работнику прокуратуры, в целях улучшения жилищных условий, жилищной комиссией прокуратуры Тверской области была выделена на семью из 4-х человек (истца, его жену и двоих детей), построенная прокуратурой области по договору на долевое участие в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ, новая трехкомнатная квартира № в д.  при условии передачи занимаемой семьей истца квартиры на  очереднику прокуратуры.

Таким образом, основанием для принятия решения жилищной комиссии о выделении истцу новой квартиры явилось нуждаемость в улучшении жилищных условий и обязательство передать занимаемую ранее квартиру для повторного заселения работником прокуратуры.

При выделении трехкомнатной квартиры, предполагалось, что она в дальнейшем будет передана Федичкину Ю.Д. в собственность в соответствии с законодательством о приватизации, в том же порядке, в каком предоставлялись другим работникам прокуратуры, получившим квартиры ранее.

После принятия решения о выделении трехкомнатной квартиры по  по устному распоряжению руководства прокуратуры области истцу были переданы ключи от новой квартиры, предложено выполнять отделочные работы и вселяться. После проведения отделочных работ в ДД.ММ.ГГГГ Федичкин Ю.Д. и его семья, с согласия прокуратуры области, вселились в спорную квартиру.

Таким образом, квартира была предоставлена Федичкину Ю.Д. в соответствии с требованиями ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в ДД.ММ.ГГГГ на момент предоставления спорной квартиры) фактически на условиях найма, однако договор найма жилого помещения не был обличен в письменную форму.

По независящим от истца причинам, несмотря на то, что квартира была построена прокуратурой области по договору на долевое участие в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ, и уже в ДД.ММ.ГГГГ Федичкин Ю.Д. заселился в нее, правоустанавливающие документы на квартиру были оформлены только в ДД.ММ.ГГГГ а именно, право федеральной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, право оперативного управления прокуратуры области на квартиру - ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, квартира не была передана истцу в собственность в ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что законодательство это предусматривало, и все работники прокуратуры, получившие квартиры в том же порядке примерно в одно время с ним, а некоторые, даже в этом же доме (дом сдавался секциями и их секции были сданы в эксплуатацию несколько ранее), приватизировали их в установленном законом порядке.

После того, как правоустанавливающие документы были оформлены, на его просьбы о приватизации новой квартиры руководство прокуратуры области сообщило, что с января 2005 года изменилось законодательство, и порядок передачи квартир в собственность работникам прокуратуры пока законодательно не установлен. В связи с этим в собственность квартира будет передана Федичкину Ю.Д. после принятия федеральным законодателем соответствующего нормативного акта по данному вопросу.

Действительно, с 1 января 2005 года, были внесены изменения в п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который был изложен в следующей редакции: прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.12.2005 г. N 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах» ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 и 2006 г.г. Генеральной прокуратуре РФ на улучшение жилищных условий прокуроров и следователей прокуратуры, используются ею на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Однако, трехкомнатная квартира на  была построена на ассигнования, выделенные из федерального бюджета прокуратуре области в ДД.ММ.ГГГГ, и передана истцу в пользование уже в ДД.ММ.ГГГГ, до принятия Жилищного кодекса РФ, до внесения изменений в закон «О прокуратуре Российской Федерации» и принятия постановлений Правительства РФ от 06.12.2005 г. N 737 и 26.01.2006 №42. Кроме того, в постановлении Правительства РФ от 06.12.2005 г. N 737 речь идет о жилых помещениях, приобретенных (построенных) на ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 и 2006 г.г. Генеральной прокуратуре РФ на улучшение жилищных условий прокуроров и следователей прокуратуры, а в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 прямо указано на то, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

В Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу с 01.03.2005, условия
предоставления жилья работникам прокуратуры остались неурегулированными. В статье 92 ЖК РФ перечислены виды специализированных жилых помещений, к которым отнесены, в том числе, служебные жилые помещения.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 установлены
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному
фонду. В соответствии с п. 12 Правил, а также ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение
жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Ни на момент предоставления Федичкину Ю.Д. в пользование квартиры в ДД.ММ.ГГГГ, ни на настоящий момент спорная квартира в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду не отнесена.

Кроме того, спорная квартира была предоставлена истцу в период работы   района г. Твери, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий (рождением двух детей) для постоянного проживания. При предоставлении квартиры не оговаривались условия, что жилое помещение предоставляется в связи со службой в прокуратуре, на время прохождения этой службы. Фактически жилье было предоставлено Федичкину Ю.Д. на условиях социального найма. Единственным условием при предоставлении новой квартиры была обязанность передать освободившееся жилое помещение очереднику прокуратуры, что и было им выполнено. Ранее занимаемая квартира № в доме  была приватизирована в ДД.ММ.ГГГГ на имя жены и детей, истец в приватизации жилья участия не принимал, и, во исполнение принятых обязательств, согласно договоренности с руководством прокуратуры области, в ДД.ММ.ГГГГ квартира передана в собственность работнику прокуратуры области.

Фактически статус трехкомнатной квартиры по  определен как государственное жилье, и никакого другого статуса не имеет.

На неоднократные (устные) обращения Федичкина Ю.Д. по вопросу передачи ему в собственность трехкомнатной квартиры по  прокуратура Тверской области, признавая его право пользования этой квартирой, одновременно ссылается на отсутствие в настоящее время правового регулирования передачи квартиры в собственность работникам прокуратуры.

Вместе с тем, действующее законодательство, в том числе п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в новой редакции, не содержит запрета на предоставление жилья по договору социального найма и приватизацию жилого помещения государственного жилищного фонда.

Часть 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения.

Однако к объектам, не подлежащим приватизации, спорная квартира не относится, поскольку не является специализированным жилым помещением. К служебным помещениям в установленном порядке спорная квартира также не отнесена.

Истец с семьей проживают в спорной квартире более 6 лет, Федичкин Ю.Д. несет бремя содержания, добросовестно и полном объеме оплачивает все расходы по содержанию жилья и коммунальным услугам, задолженность по оплате отсутствует, т.е. практически истец выполняет все обязанности нанимателя жилого помещения. Сложившиеся отношения свидетельствуют о фактическом предоставлении истцу квартиры на условиях социального найма, заключении с Федичкиным Ю.Д. договора социального найма, который не обличен в письменную форму. По причине отсутствия письменного договора Федичкин Ю.Д. и члены его семьи не могут зарегистрироваться по месту постоянного проживания, до настоящего времени семья Федичкина остается зарегистрированной в квартире № дома , где они не проживают уже 7 лет.

Несмотря на доводы прокуратуры о том, что имеется проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 44 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в котором предусматривается порядок передачи занимаемого жилого помещения в собственность, истец вынужден обратиться в суд с этим иском, поскольку федеральным законодателем установлен срок завершения бесплатной приватизации до 01 марта 2013 г. По мнению истца, право граждан на приватизацию, установленное законом о приватизации, не может быть ограничено в силу отсутствия специального закона.

В судебном заседании истец Федичкин Ю.Д. полностью поддержал исковые требования, обосновав доводами изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Тверской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, письменным заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

  Представитель ответчика – Прокуратуры Тверской области Солуянова Т.Б. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что прокуратура Тверской области не можем не учитывать мнение Генеральной прокуратуры РФ, которая возражает против удовлетворения исковых требований. Федичкин Ю.Д. проходил службу в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ ему, как работнику прокуратуры, была предоставлена двухкомнатная квартира (жилой площадью 30,1 кв. м.) на семью из 2 человек. Данная квартира расположена по адресу  В целях улучшения жилищных условий Федичкина Ю.Д., на тот момент проходившего службу в должности   района г. Твери, жилищной комиссией прокуратуры области на заседании ДД.ММ.ГГГГ решен вопрос о выделении ему на семью из 4 человек трехкомнатной квартиры по адресу: , при условии передачи занимаемой квартиры по адресу  очереднику прокуратуры. Данное обязательство Федичкиным Ю.Д. впоследствии было исполнено. Трехкомнатная квартира, расположенная по адресу , общей площадью 68,5 кв.м, кадастровый № приобретена прокуратурой области по договору на долевое участие в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ Квартира была предоставлена Федичкину Ю.Д. в соответствии с п. 4 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции 2004 года. На момент предоставления договор найма не был заключен. Квартира находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № квартира закреплена за прокуратурой Тверской области на праве оперативного управления, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № . С 01.03.2005 г. вступил в силу Жилищный кодекс РФ, с 1 января 2005 года были внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», п. 4 ст. 44 изложен в следующей редакции: прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.12.2005 г. N 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах» ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 и 2006 годы Генеральной прокуратуре Российской Федерации на улучшение жилищных условий прокуроров и следователей прокуратуры, используются ею на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. В связи с отсутствием законодательства, регламентирующего обеспечение жильем работников прокуратуры, квартира до настоящего времени в собственность Федичкину Ю.Д. не передана.

Третье лицо - Федичкина С.А., действующая в интересах несовершеннолетних Федичкина М.Ю. и Федичкина Т.Ю. в судебное заседание явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, письменным заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив в совокупности материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2.7.8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Из ст. 2 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы является высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и. законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Постановлении от 15.06.2006 № 6-П Конституционный Суд РФ указал, что право граждан на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения В этом же постановлении Конституционного Суда РФ указано, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и ч. 2) в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Конституционный Суд РФ, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Согласно выводу Конституционного Суда РФ, сделанному в указанном постановлении, запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

Из ст. 2 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый имеет право иметь имущество в собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Из смысла ст.1 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в момент возникновения спорного жилищного правоотношения, граждане РСФСР имеют право на жилище, гарантированное им Конституцией. Защита жилищных прав граждан предусмотрена положениями и ныне действующего жилищного законодательства. В соответствии с п.п.1 ч.3 ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

В ходе судебного заседания судом установлено, что Федичкин Ю.Н. приказом Генеральной прокуратуры РФ № «Об освобождении и назначении» от ДД.ММ.ГГГГ был назначен   района г.Твери сроком на пять лет. На основании приказа прокурора Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ Федичкин Ю.Н. вступил в должность   района г.Твери.

Из пояснений сторон, судом установлено, что Федичкину Ю.Д., как работнику прокуратуры, в ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу:

  В данной квартире Федичкин Ю.В. вместе со своей семьей, состоящей из 4-х человек: Федичкина Ю.В., его жены-Федичкиной С.А. и двух сыновей – Федичкина М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ и Федичкина Т.М., ДД.ММ.ГГГГ проживал до 2004 года.

Решением жилищной комиссии прокуратуры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Федичкин Ю.Д. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, решением жилищной комиссии было постановлено, предоставить прокурору Московского района г.Твери Федичкину Ю.Д. трехкомнатную квартиру общей площадью 72,72 кв.м. в строящемся доме по адресу:  (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СКЗП» и прокуратурой Тверской области был заключен договор № на долевое участие в строительстве жилья. Согласно п№ договора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СКЗП»осуществляет строительство крупнопанельного многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями по адресу: , а прокуратура Тверской области участвует в финансировании строительства в размере, пропорционально своей доли в праве собственности на недвижимое имущество, соответствующем трехкомнатной квартире, приведенной площадью 72,72 кв.м…. (л.д.31).

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта приема передачи квартиры ООО «СКЗП» передала прокуратуре Тверской области трехкомнатную квартиру на 9 этаже № панельного десяти этажного жилого дома № по , ДД.ММ.ГГГГ постройки, имеющей площадью 70,5 кв.м. (л.д.36).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии  право оперативного управления (собственность Российской Федерации) зарегистри­ровано за Прокуратурой Тверской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.24).

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и
обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, а также из действий
граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу об­щих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и
обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров (п. 1 ч. 1 названной статьи); в результате приобретения имущества по ос­нованиям, допускаемым законом (п. 4 ч. 1 названной статьи); вследствие действий гра­ждан и юридических лиц (п. 8 ч. 1 названной статьи).

Вместе с тем, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждане РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном фонде (ст.1).

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих несовершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом... Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2).

Не подлежат приватизации в числе иных служебные помещения (ст. 4).

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативном управлении которых передан жилищный фонд (ст.6).

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Согласно п.4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязывались предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты.

Закон предусматривал право повторного заселения прокурорами и следователями освобожденных их коллегами жилых помещений.

Как установлено судом, и не отрицалось представителем прокуратуры Тверской области, Федичкину Ю.Д. на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на семью из четырех человек была предоставлена новая трехкомнатная квартира № в  при условии передачи занимаемой семьей истца квартиры на  очереднику прокуратуры.

Из пояснений истца судом установлено, что при выделении трехкомнатной квартиры № в , предполагалось, что она в дальнейшем будет передана Федичкину Ю.Д. в собственность в соответствии с законодательством о приватизации.

После принятия решения о выделении трехкомнатной квартиры № в  по устному распоряжению руководства прокуратуры области истцу были переданы ключи от новой квартиры, предложено выполнять отделочные работы и вселяться. После проведения отделочных работ в ДД.ММ.ГГГГ (до принятия ЖК РФ) Федичкин Ю.Д. и его семья, с согласия прокуратуры Тверской области, вселились в спорную квартиру.

Как установлено судом, Федичкин Ю.Д. со своей семьей проживает постоянно в трехкомнатной квартире № в , а также обеспечивает оплату предоставленных коммунальных услуг (л.д.17).

Таким образом, по мнению суда, квартира была предоставлена Федичкину Ю.Д. в соответствии с требованиями ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в 2004 году на момент предоставления спорной квартиры) фактически на условиях найма, однако договор найма жилого помещения не был оформлен в письменном виде.

Как установлено судом, Федичкин Ю.Д. обратился в прокуратуру Тверской области, на праве оперативного управления у которого находится указанное жилое помещение, с заявлением о разрешении на приватизацию квартиры.

Однако, истцу отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, на том основании, что спорное жилое помещение является специализированным служебным жилым помещением, полностью исключенным из гражданского оборота.

Вместе с тем в ходе судебного заседания судом установлено, что до передачи квартиры истцу прокуратурой Тверской области решения о присвоении жилому помещению статуса служебного не принималось.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в числе иных и служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченными Правительством РФ органом исполнительной власти, за исключением случае, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к оперативному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 г.

Согласно Правилам включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к оперативному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункт 12); для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления документы, в том числе документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение (пункт 13); орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения (пункт 14); использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (пункт 15).

Из представленной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что в данном реестре сведения о придании жилому помещению статуса служебного отсутствуют.

Согласно п.4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на день юридического предоставления истцу спорного жилого помещения) прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечивались в соответствии с норами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями, приобретаемым за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органами Прокуратуры РФ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Нуждающимися в улучшении условий с учетом положений данной статьи признавались прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством РФ и жилищным законодательством субъектов РФ.

Спорное жилое помещение, приобретенное Прокуратурой Тверской области за счет средств федерального бюджета не признавалось служебным жилым помещением.

Жилищный Кодекс РФ предусматривает возможность предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ по договорам социального найма.

Согласно п.3 ст. 49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право на данном учете до получения ими помещений по договорам социального найма.

По мнению суда, в отсутствие федерального закона и Указа Президента РФ, определяющих иные категории граждан и основания постановки их на учет в качестве нуждающихся, федеральные органы государственной власти с 01.03.205 г. не могут принимать решения о постановке на учет граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ по договорам социального найма.

В свою очередь, граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Следовательно, для предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.03.2005 г. не требуется дополнительного нормативного регулирования.

Федичкин Ю.Д. как работник прокуратуры был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ, спорное помещение было предоставлено ему прокуратурой Тверской области в порядке очередности в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ после вселения истца в спорное жилое помещение с ним фактически был заключен договор социального найма.

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение не является служебным и не относится к тем, которые не подлежат приватизации, а истец, его жена и дети фактически проживают в квартире и не утратили право пользования ею. Федичкин Ю.Д. ранее не воспользовался правом на приватизацию.

В связи с этим, суд считает возможным признать за истцом право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, а также признать за ним право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федичкина Ю.Д. удовлетворить.

Признать за Федичкиным Ю.Д. право пользования жилым помещением – трехкомнатной квартирой № (общей площадью 68,5 кв.м.) в доме , кадастровый № по договору социального найма.

Признать за Федичкиным Ю.Д. право собственности на жилое помещение – трехкомнатную квартиру № (общей площадью 68,5 кв.м.) в доме , кадастровый №.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Заволжский районный суд г.Твери.

Судья Н.Ю.Туруткина