ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2993/16 от 25.08.2016 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2-2993/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Лисицыной Е.С.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО1 по устному ходатайству ФИО2,

представителей ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» по доверенностям ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о возложении обязанности включить время пребывания на военных сборах в период ДД.ММ.ГГГГ г. в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ

установил:

ФИО1 ФИО8 обратился в суд с настоящим исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>».

В обоснование иска указывает, что он является офицером запаса Вооруженных сил РФ. Согласно послужному списку выслуга лет в календарном исчислении составляет 19 лет 11 месяцев 24 дня.

На основании приказа Командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, истец проходил военные сборы в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 29 Постановления Правительства от 29.05.2006 г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности», время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к военному комиссару <адрес> с заявлением о перерасчете выслуги лет с учетом призыва на военные сборы, а также назначения пенсии по выслуге лет, однако заявление осталось без удовлетворения.

Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд за их защитой, с учетом уточнений, принятых к производству суда, просит: обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» включить время пребывания на военных сборах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы; обязать назначить пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ

Истец ФИО1 и его представитель по устному ходатайству ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представители ответчика по доверенностям ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Привлеченное определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 21.06.2016 г. к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление кадров Западного военного округа, не направило своего представителя в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещено, о чем имеется почтовое уведомление.

Привлеченное определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 21.06.2016 г. к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ» по <адрес> и <адрес>» не направило своего представителя в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещено, в суд направило письменные мотивированные возражения, в котором просило рассмотреть дело без их участия.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно абз.2 п.2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы и членов их семей осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1992 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В силу п.1 ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

В соответствии с п.1 ст. 56 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 15 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 г. № 333 граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.

Согласно п. 16 Положения о проведении военных сборов, основными задачами учебных сборов приписного состава являются: а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий; б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени; в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей; д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время.

В соответствии с п.19 Положения о проведении военных сборов, на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся: а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности; б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса; в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники; г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.

Согласно п.29 Положения о проведении военных сборов, время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.

Судом установлено, что <данные изъяты> ФИО1, состоящий в распоряжении командира войсковой части уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с назначением наказания в виде лишения свободы (подпункт «е» пункта 1 ст. 51 Федерального закона) с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно расчету выслуги лет ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет составляет 19 лет 11 мес. 24 дня.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ.военного комиссара <адрес> был организован призыв граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы в сроки, определенные выпиской из плана проведения военных сборов на территории Воронежской области в 2015 году (л.д.8).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части , <данные изъяты> ФИО1, прибывший для прохождения военных сборов, назначен на должность <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава воинской части, поставлен на все виды обеспечения, что подтверждено выпиской из данного приказа (л.д.9).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части , <данные изъяты> ФИО1, <данные изъяты>, прошедшего военные сборы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения (л.д.10).

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237, прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 и пунктами 8 и 9 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, пенсии уволенным с военной службы военнослужащим назначаются исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленную из окладов. При этом, право на пенсию и размер пенсии напрямую зависит от выслуги лет, рассчитанной на день увольнения с военной службы (статьи 13 и 14 Закона).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии после увольнения со службы.

Истцу пенсия по выслуге лет не назначалась.

Следовательно, рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу (назначение на должность) и последующее увольнение со службы. Истец вновь на военную службу не принимался. Определением Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 № 338-О-О, разъяснено, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", как указывается в его преамбуле, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, для чего в статье 2 приведен круг лиц, имеющих статус военнослужащих.

В абзаце втором пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. предоставил им иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др.), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения (п.3).

Из пунктов 16 и 19 Положения о проведении военных сборов, следует, что при проведении военных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а так же осуществляется подготовка, переподготовка граждан по требуемым военноучетным специальностям и воинским должностям.

Таким образом, граждане, призванные на военные сборы, не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не распространяется на них в полном объеме.

Анализ вышеназванных правовых норм, позволяет суду сделать вывод о том, что действующее законодательство предоставляет гражданам, призванным на военные сборы иной, чем у военнослужащих статус, с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу и последующего увольнения с военной службы.

Следовательно, заявленные требования о возложении обязанности на ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» включить время пребывания на военных сборах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы и назначить пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ, являются не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 ФИО9 к ФКУ

Военный комиссариат <адрес>» о возложении обязанности включить время пребывания на военных сборах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: В.И. Буслаева

Решение в окончательной форме составлено 29.08. 2015 г.