ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2993/19 от 21.11.2019 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2 -2993/2019

64RS0047-01-2019-002844-37

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2019 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Забайлович Т.В.,

при секретаре Эндрусенко М.А.,

с участием:

представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ
по Саратовской области»: Богатовой Н.Н., представившей доверенность от <дата>,

представителя ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»: Бушевой А.Ю., представившей доверенность д от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Шевченко Е.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения МО РФ по Саратовской области»
о признании права на получение подъемного пособия, об обязании выплатить подъемное пособие,

установил:

Шевченко Е.В. обратился с исковыми требованиями
к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения
МО РФ по Саратовской области» о признании права на получение подъемного пособия, об обязании выплатить подъемное пособие, в обоснование которых указал, что он проходит военную службу по контракту на военной кафедре при Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. (СГТУ имени Гагарина Ю.А.) с <дата>. Шевченко Е.В. назначен на должность начальника учебной части-заместителя начальника военной кафедры приказом Министра обороны РФ от <дата>. На денежном довольствии состоит в финансово-экономическом управлении СГТУ имени Гагарина Ю.А.

С прибытием к новому месту службы, принятием дел и должности и постановкой на регистрацию по месту проживания истец подал служебную записку на имя ректора СГТУ имени Гагарина Ю.А. на получение подъемного пособия на него и членов его семьи: жена: ФИО и дочь: ФИО, совместно с ним проживающие в городе Саратове.

Истцу было отказано по причине того, что он был назначен на «не воинскую должность», на основании полученного письма от <дата> из Департамента социальных гарантий МО РФ.

При этом на должность в соответствии с приказом Министра обороны он назначался на основании пункта 2 статьи 45 Федерального закона от <дата>-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> и был направлен без приостановления военной службы в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный университет имени Гагарина Ю.А.». Перевод истца осуществлялся на основании приказа МО РФ от <дата> в интересах службы, как определено
в приказе.

Таким образом, истец считает, что на него распространяются все права и обязанности военнослужащих, в том числе и право на получение подъемного пособия на него и членов его семьи при перемещении к новому месту службы.

При этом военнослужащим, назначенным на не воинские должности на военные кафедры при других ВУЗах, подъемное пособие было выплачено по согласованию с тем же департаментом социальных гарантий МО РФ. В случае истца на запрос ректора СГТУ от должностных лиц департамента социальных гарантий МО РФ (исполнитель ФИО) поступил ответ, что, так как военнослужащий был назначен на не воинскую должность, подъемное пособие не полагается.

На личное обращение истца в адрес начальника Департамента социальных гарантий МО РФ он получил ответ от <дата> за подписью С. Микищенко о том, что правовых оснований на выплату ему подъемного пособия не имеется. То есть он, военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящий военную службу по контракту, осуществивший переезд совместно со своей семьей на территорию другого военного округа, не имеет права на выплату ему подъемного пособия. При этом в сути проблемы никто разбираться не стал.

При переезде к новому месту службы истец понес значительные финансовые потери, часть которых возможно было восполнить при получении подъемного пособия на него и членов его семьи. Этот переезд за время прохождения военной службы далеко истца не первый, и он ничем не отличается от других переездов при назначении на «воинские» должности. Как и в тех случаях, жена истца была вынуждена уволиться с предыдущего места работы, здесь в <адрес>, так и не смогла найти равноценной работы, а также проживание на съемной квартире и транспортные расходы.

В своих ответах с отказами в выплате истцу подъемного пособия в адрес ректора университета Департамент социальных гарантий не учитывает Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2019 года №15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1, части 2, статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат в связи с жалобой гражданина А.Е. Годунова».

После выхода постановления Конституционного суда <дата> истец подал служебную записку на получение подъемного пособия, в котором ему вновь было отказано (то есть выплата не была произведена, но и письменного отказа в выплате от ректора СГТУ имени Гагарина Ю.А. истец не получал).

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований истец просит признать право на получение подъемного пособия на истца и членов его семьи на основании Постановления Конституционного суда РФ от <дата>-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданина А.Е. Годунова». Обязать руководителя ФУ «Управление финансового обеспечения финансового обеспечения МО РФ по Саратовской области» Ковина Дмитрия Валерьевича выплатить истцу подъемное пособие на истца и членов его семьи.

Истец в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии со ст.113 ГПК РФ.

Участники процесса не возражали рассмотреть дело в отсутствии истца и представителя ответчика.

Принимая во внимание мнение участников процесса и, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца и представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании представители ответчиков ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Саратовской области», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» просили в удовлетворении исковых требований отказать, дав пояснения аналогично изложенным в отзывах на исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что в адрес СГТУ имени Гагарина Ю.А. <дата> в установленном порядке поступила выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от <дата> об освобождении от занимаемых воинских должностей и направлении без приостановления военной службы в ФГБОУ ВО СГТУ имени Гагарина Ю.А. подполковника Шевченко Е.В.

Во исполнении вышеуказанного приказа и в соответствии с п.9 Приложения к приказу Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 10.07.2009г. «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», <дата> и.о. ректора СГТУ имени Гагарина Ю.А. был издан приказ -JIC о назначении с <дата> на должность начальника учебной части - заместителя начальника военной кафедры при СГТУ имени Гагарина Ю.А. подполковника Шевченко Е.В., направленного в СГТУ имени Гагарина Ю.А. без приостановления военной службы не на воинскую должность Министерством обороны Российской Федерации.

<дата> в адрес СГТУ имени Гагарина Ю.А. поступила выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от <дата> об увольнении с военной службы в запас подполковника Шевченко Е.В., направленного в ФГБОУ ВО СГТУ имени Гагарина Ю.А. без приостановления военной службы.

Во исполнении действующего законодательства <дата> и.о. ректора СГТУ имени Гагарина Ю.А. был издан приказ -П об освобождении от должности с исключением из списков организации начальника учебной части - заместителя начальника военной кафедры при СГТУ имени Гагарина Ю.А. подполковника Шевченко Е.В. с <дата> с выплатой денежного довольствия.

С прибытием к новому месту службы, принятием дел и должности и постановкой на регистрацию по месту проживания истец подал служебную записку на имя ректора СГТУ имени Гагарина Ю.А. на получение подъемного пособия на него и членов его семьи: жена: ФИО и дочь: ФИО, совместно с ним проживающих в г. Саратове.

На основании письма от <дата> из Департамента социальных гарантий МО РФ истцу было отказано по причине, что он был назначен на «не воинскую должность».

Также на основании ответа от <дата> Минобороны России истцу было отказано в выплате подъемного пособия в связи с отсутствием правовых оснований.

Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 22 марта 2019 г. №15-П по делу о проверки Конституционности пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих конституционности пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданина А.Е. Годунова следует, что согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования, срок обучения в которой превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производится выплата подъемного пособия в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения).

По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства о системе государственной службы Российской Федерации военная служба, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы - профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Такого рода деятельность, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляется в публичных интересах, направлена на защиту Отечества, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним, а также их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 20 октября 2010 года № 18-П, от 17 мая 2011 года № 8-П, от 21 марта 2013 года № 6-П, от 19 мая 2014 года № 15-П и др.).

Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 1). Приведенная норма, раскрывая содержание правовой категории "статус военнослужащих", является основополагающей для формирования единообразного правового регулирования отношений по прохождению военной службы.

Предусматривая в статье 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обязанности военнослужащих по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, отражению вооруженного нападения, выполнению задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и предоставляя им в связи с этим социальные гарантии и компенсации, а также определяя ответственность военнослужащих, федеральный законодатель исходил из принципа единства правового статуса лиц, проходящих военную службу.

Названный принцип находит свое воплощение в закреплении общих морально-нравственных основ регламентации военно-служебных отношений. Так, все граждане, поступившие на военную службу, приводятся к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части, а иностранные граждане - дают обязательство (статья 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Общевоинские уставы закрепляют единые правила поведения военнослужащих как внутри воинского коллектива, так и по отношению к гражданам, не являющимся военнослужащими (статьи 67 - 74 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495).

Общность правового положения лиц, проходящих военную службу, выражается и в иных аспектах правового регулирования. В частности, для военнослужащих предусмотрена военная форма одежды и соответствующие знаки различия, определен общий для всех порядок прохождения военной службы. На военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, равным образом распространяются закрепленные законодательством правила заключения контрактов о военной службе, ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы, основания увольнения со службы и т.д. Все военнослужащие на равных основаниях привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Таким образом, основы правового статуса военнослужащих, определенные с учетом необходимости обеспечить эффективную деятельность военной организации государства, воинскую дисциплину, неукоснительное исполнение военнослужащими своих обязанностей и надлежащую защиту их интересов, в равной мере установлены для всех лиц, проходящих военную службу.

По общему правилу, военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Исключение составляют случаи нахождения в распоряжении командира (начальника) и другие случаи прохождения военной службы не на воинских должностях, предусмотренные законодательством и предполагающие закрепление особенностей правового статуса таких военнослужащих (пункты 1 и 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно статье 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае направления их не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и на военные кафедры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования) военная служба, как правило, приостанавливается. Без приостановления им военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, если это предусмотрено иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 45 в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ, действовавшей до 31 января 2019 года - даты вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года №309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования"). Возможность направления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не на воинские должности с их согласия без приостановления им военной службы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, закреплена и в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (пункт 2 статьи 18 и статья 19). Для прохождения военной службы не на воинской должности без приостановления им военной службы военнослужащие направлялись в том числе и в учебные военные центры.

Согласно Военной доктрине Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976) одной из основных задач развития военной организации государства является повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации (подпункт "л" пункта 35). В строительстве и развитии Вооруженных Сил Российская Федерация исходит из необходимости подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы (подпункт "з" пункта 38). Выполнение основных задач строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации достигается в том числе путем совершенствования структуры федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программам военной подготовки (подпункт "н" пункта 39).

В развитие положений Военной доктрины Российской Федерации пунктом 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей до 31 января 2019 года), а также пунктом 1 Положения об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 года N 152 "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования") предусматривалось обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, которое рассматривалось в качестве формы добровольной подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, предполагающей после завершения обучения по очной форме в этих образовательных организациях прохождение ими военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

В связи со вступлением в силу с 31 января 2019 года Федерального закона от 3 августа 2018 года № 309-ФЗ взамен существующих ныне структурных подразделений военной подготовки, к которым относятся учебные военные центры, факультеты военного обучения (военные кафедры), в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования создаются структурные подразделения военной подготовки единого вида - военные учебные центры. При этом принятие решений о создании названных военных учебных центров возложено на Правительство Российской Федерации.До внесения в законодательство указанных изменений решение о создании учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования принималось Правительством Российской Федерации на основании предоставленных ему подпунктом 13 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне" полномочий. Согласно Положению об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования к их основным задачам были отнесены реализация программы военной подготовки граждан, а также участие в проведении воспитательной работы среди граждан и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи (пункт 2), основным же видом деятельности таких центров была признана образовательная деятельность, включающая в себя организацию и проведение учебной, методической и воспитательной работы (пункт 15).

Подбор и назначение педагогических работников учебного военного центра осуществлялись Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования, при которой был создан учебный военный центр (пункт 7 статьи 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции, действовавшей до 31 января 2019 года, пункт 8 Положения об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования).

Замещение должностей профессорско-преподавательского состава учебных военных центров производилось военнослужащими, направленными в установленном порядке в образовательную организацию, либо гражданами, пребывающими в запасе, имеющими воинское звание офицера (пункт 43 Положения об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования). Перечень должностей работников учебного военного центра, которые могут замещаться военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными в образовательное учреждение без приостановления им военной службы, приведен в приложении № 1 к Порядку замещения должностей работников учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2009 года № 666/249 "Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования") и включает в себя также должность начальника учебной части - заместитель начальника учебного военного центра.

В соответствии с названным Порядком направление военнослужащих в образовательные учреждения осуществлялось приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на основании запросов ректоров образовательных учреждений, а назначение на должности преподавательского состава и перемещение военнослужащих, направленных в образовательные учреждения, на другие должности в учебном военном центре - ректором образовательного учреждения (пункты 8 и 9).

В свою очередь, начальник учебного военного центра при организации обучения граждан по программе военной подготовки пользовался в отношении военнослужащих, направленных в образовательное учреждение не на воинские должности преподавательского состава без приостановления им военной службы, правами командира воинской части, определенными законодательством Российской Федерации, отвечая в том числе за воинскую дисциплину, а также за беспрекословное исполнение приказов и распоряжений уполномоченных должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации (пункт 12 Общих требований к содержанию и организации военной подготовки граждан Российской Федерации в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения и военных кафедрах, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2009 года N 666/249).

Таким образом, несмотря на то, что направление военнослужащих в учебные военные центры предполагало назначение их на не являющиеся воинскими должности профессорско-преподавательского состава, осуществление возложенных на них должностных обязанностей по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе по контракту и формированию у них необходимых для этого профессиональных, морально-психологических и личностных качеств в режиме продолжающихся (не приостановленных в предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации случаях) военно-служебных отношений предопределяло и необходимость выполнения ими обусловленных несением военной службы обязанностей, а также привлечение к ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, установленной для всех проходящих военную службу лиц, и как следствие - сохранение по отношению к ним обязанностей государства, связанных, в числе прочего, и с предоставлением соответствующих гарантий материального обеспечения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2008 года N 847 "О порядке обеспечения военнослужащих, направленных не на воинские должности без приостановления им военной службы, всеми видами довольствия, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" закрепляется обязанность обеспечивать военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, направленных в организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования не на воинские должности без приостановления им военной службы, если это предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, денежным довольствием, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за счет средств организаций, в которые они направлены, в порядке, определенном в Министерстве обороны Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, от которых направлены военнослужащие. Размеры должностных окладов и иных видов денежного довольствия устанавливаются руководителями организаций по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, от которых направлены военнослужащие (абзацы первый и второй пункта 1).

Указанные военнослужащие (в частности, военнослужащие, направленные на должности преподавательского состава учебных военных центров) обеспечиваются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации всеми видами довольствия (кроме денежного), в том числе вещевым имуществом, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, закрепленном для обеспечения военнослужащих. Расходы, связанные с перевозкой таких военнослужащих, членов их семей и личного имущества, возмещаются в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации. Кроме того, при направлении для повышения квалификации или профессиональной переподготовки в образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, на стажировку или участие в командно-штабных, войсковых и специальных учениях им выплачиваются командировочные расходы, а при их увольнении с военной службы - единовременное пособие, предусмотренное для военнослужащих действующим законодательством (пункты 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2008 года N 847, пункты 7 и 17 Общих требований к содержанию и организации военной подготовки граждан Российской Федерации в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения и военных кафедрах).

Приведенные нормативные положения указывают на то, что военнослужащие, направленные без приостановления им военной службы в учебные военные центры в целях реализации задач по добровольной подготовке к военной службе граждан Российской Федерации, замещая должности преподавателей учебных военных центров, сохраняли статус военнослужащих, в том числе право на получение закрепленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами видов обеспечения.

Согласно статье 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Подъемное пособие для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выплачиваемое при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность на основании пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", относится к числу предусмотренных законодателем дополнительных выплат, имеющих целевое назначение.

Целью предоставления подъемного пособия, которое не входит в состав денежного довольствия военнослужащих, является оказание материальной помощи, необходимой для обустройства военнослужащего и членов его семьи после переезда на новом месте службы и жительства в другом населенном пункте (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 года N 278-О-О), что направлено на защиту связанных с дальнейшим прохождением военной службы интересов военнослужащих и обусловлено основаниями переезда, предполагающими в том числе сохранение военно-служебных отношений при прохождении военной службы в другом населенном пункте.

Схожее по сути правовое регулирование предусмотрено трудовым законодательством, согласно которому наряду с оплатой своего труда работник в рамках трудовых отношений получает иные выплаты, в том числе направленные на возмещение затрат, произведенных в связи с исполнением им трудовых или иных обязанностей. Так, в статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя возместить работнику при его переезде по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность расходы по обустройству на новом месте жительства. При этом во исполнение предписания части второй данной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 187 "О размерах возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений" установлены порядок и размеры возмещения расходов по обустройству на новом месте жительства соответствующей категории работников и членам их семей при переезде на работу в другую местность (подпункт "в" пункта 1).

Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственным гражданским служащим гарантируется возмещение расходов, связанных с переездом государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе государственного гражданского служащего в другой государственный орган (пункт 9 части 1 статьи 52). В частности, таким государственным гражданским служащим возмещаются расходы по обустройству на новом месте жительства в размере, закрепленном подпунктом "д" пункта 2 Правил возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 514).

Выплата подъемного пособия на основании части 3 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена при переезде сотрудников органов внутренних дел на новое место службы в другой населенный пункт (в том числе на территорию и с территории иностранного государства) в связи с назначением на иную должность и в других случаях.

Таким образом, выплаты для обустройства на новом месте жительства в связи с переменой места работы (службы) являются традиционными и охватывают большинство граждан, реализовавших право на труд посредством осуществления профессиональной деятельности.

Замещение Шевченко Е.В. должности начальника учебной части – заместителя начальника военной кафедры также связано с переездом в другую местность. При этом истец, направленный на данную должность в иной населенный пункт без приостановления им военной службы, как и военнослужащие, осуществляющие переезд на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность, исполнял возложенные на него обязанности, продолжал оставаться субъектами военно-служебных отношений. С учетом этого такая деятельность хотя и не предполагала замещения воинских должностей, но, как и служебная деятельность граждан, проходящих военную службу на воинской должности, направлена на обеспечение обороны страны.

При таких обстоятельствах предоставление подъемного пособия, предназначенного по своей правовой природе для того, чтобы способствовать военнослужащему и членам его семьи в адаптации к новым условиям несения службы и проживания, не может быть обусловлено замещением исключительно воинской должности.

Между тем исходя из буквального смысла пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" выплата подъемного пособия при переезде военнослужащих и членов их семей на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт связывается только с назначением военнослужащих на воинскую должность, в результате чего военнослужащие, направленные в установленном порядке в учебные военные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и назначенные на должности преподавателей, не являющиеся воинскими, без приостановления им военной службы, оказались - в части, касающейся уровня гарантий их материального обеспечения, - в худшем положении по сравнению не только с военнослужащими, направленными в иной населенный пункт для дальнейшего прохождения военной службы на воинской должности, но и с имеющими право на выплату подъемного пособия лицами, работающими по трудовому договору, государственными гражданскими служащими, а также сотрудниками органов внутренних дел и другими категориями граждан.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), допускающих такие различия, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П, от 3 февраля 2010 года № 3-П, от 27 февраля 2012 года № 3-П, от 15 октября 2012 года № 21-П, от 19 февраля 2018 года № 9-П и др.).

Таким образом, в связи с тем что, все военнослужащие, переезжающие в другой населенный пункт в целях дальнейшего прохождения военной службы, сохраняют статус военнослужащего и относятся к одной категории, нет оснований для установления различий в их правовом положении применительно к выплате подъемного пособия в зависимости от того, на какой должности - воинской или не являющейся воинской - им предстоит исполнять свои обязанности. Соответственно, установленное оспариваемой нормой правовое регулирование вступает в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, с учетом разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации, исковые требования Шевченко Е.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения МО РФ по Саратовской области» о признании права на получение подъемного пособия, об обязании выплатить подъемное пособие подлежат удовлетворению. А именно, подлежит признанию право Шевченко Евгения Владимировича на получение подъемного пособия. Обязав Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения МО РФ по Саратовской области» выплатить Шевченко Е.В. выходное пособие на него и членов его семьи.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Шевченко Е.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения МО РФ
по Саратовской области» о признании права на получение подъемного пособия,
об обязании выплатить подъемное пособие, удовлетворить в полном объеме.

Признать право Шевченко Е.В. на получение подъемного пособия.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения МО РФ по Саратовской области» выплатить Шевченко Е.В. выходное пособие на него и членов его семьи.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова апелляционная жалоба в течение месяца
со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья /подпись/ Т.В. Забайлович