Тушинский районный суд города Москвы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тушинский районный суд города Москвы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 14 июля 2011 года
Тушинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Никифоровой Е.А. при секретаре Романовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2996/11 по заявлению ФИО1 ФИО8 о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ г. Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов.
В обосновании заявления указано, что заявителю на праве собственности принадлежит воздушное судно «ВЖИК», регистрационный номер №. В соответствии со ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности, порядок выдачи которого устанавливается федеральными авиационными правилами. Так как данный самолет является единичным экземпляром воздушного судна авиации общего назначения (далее – ЕЭВС), то процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС и общие технические требования к ЕЭВС содержатся в Федеральных авиационных правилах «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденных приказом Минтранса России № от ДД.ММ.ГГГГ (далее №). Для проведения сертификации, принадлежащего заявителю воздушного судна в соответствии с положениями № им была подана заявка на сертификацию в Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов (далее – МТУ ВТ ЦР). По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принял решение № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ему было предложено обратиться в Центр сертификации ООО «ЛТЦ ЭЛИЦ СЛА» для проведения работ по оценке соответствия принадлежащего ему воздушного судна установленным требованиям. Данное решение является незаконным по следующим основаниям. Одной из процедур сертификации является оценка соответствия единичного экземпляра воздушного судна установленным требованиям. Данную оценку осуществляют соответствующие центры по сертификации, аккредитованные в соответствии с законом на право проведения оценки соответствия ЕЭВС установленным требованиям. На сегодняшний день все центры по сертификации ЕЭВС аккредитованы в системе добровольной сертификации ГосНИИ ГА, однако данные центры подлежат аккредитации Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с Положением «О Федеральном агентстве воздушного транспорта», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку на сегодняшний день в России отсутствуют центры по сертификации ЕЭВС, аккредитованные Федеральным агентством воздушного транспорта, как того требует п. 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, соответственно, деятельность центров по сертификации осуществляется незаконно. Таким образом, у органа по сертификации отсутствует правовая основа по привлечению экспертных организаций для выполнения работ по оценке соответствия ЕЭВС авиации общего назначения сертификационным требованиям.
Эксплуатант воздушного судна может получить сертификат летной годности либо на основании сертификата типа, если воздушное судно сертифицировано в России как типовое, либо на основании акта оценки конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Поскольку ЕЭВС «ВЖИК» не сертифицировано в России как типовое и не имеет соответствующего сертификата типа, и, учитывая, что на сегодняшний день в России отсутствуют центры по сертификации ЕЭВС, аккредитованные Федеральным агентством воздушного транспорта, как того требует закон и деятельность данных организаций является незаконной, то единственной возможностью получить сертификат летной годности на воздушное судно является проведение в соответствии со ст. 36 ВК РФ оценки данного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов, с составлением по ее окончании соответствующего акта оценки. При этом отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего порядок выдачи сертификата летной годности на основании акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям, не может лишить эксплуатанта воздушного судна, не имеющего сертификата типа, предусмотренного ст. 36 ВК РФ, права на получение сертификата летной годности на основании указанного акта оценки, а также не освобождает уполномоченный орган от обязанности провести такую оценку воздушного судна, составить акт оценки, и в случае соответствии воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям – выдать сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам). Пунктами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта установлено, что Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет организацию и проведение инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи сертификатов. Поскольку согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №, оно является территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта и также осуществляет полномочия по организации и проведении инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи сертификатов летной годности. Таким образом, орган по сертификации имеет право самостоятельно без привлечения Центра сертификации провести в соответствии со ст. 36 ВК РФ оценку ЕЭВС «ВЖИК» на соответствие данного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов, с составлением по ее окончании соответствующего акта оценки. Поскольку сертификат летной годности на принадлежащее заявителю воздушное судно до сих пор не получен, а решением № от ДД.ММ.ГГГГ1 г. сертификация его воздушного судна незаконно приостановлена, заявитель не может эксплуатировать принадлежащее ему воздушное судно.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представители заявителя по доверенности ФИО2, ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признал, предоставил письменный отзыв на заявление (л.д. 14-17), при этом пояснил, что согласно пункту 2 ст. 36 ВК РФ порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами. На сегодняшний день изданы следующие Федеральные авиационные правила с порядком выдачи сертификатов летной годности: - Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедура сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - «№ в которых установлен порядок проведения работ по сертификации экземпляров воздушных судов; Федеральные авиационные правила «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденные приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - «№»), в которых установлен порядок проведения работ по сертификации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения. В соответствии с перечисленными Федеральными авиационными правилами сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации). В соответствии с пунктом 15 № комплексное заключение, выдаваемое центром по сертификации, является также аттестатом о годности к эксплуатации для единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения. Федеральные авиационные правила, в которых установлен порядок выдачи сертификата летной годности на основании акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям, отсутствуют. Разработка данных Федеральных авиационных правил относится к функции Министерства транспорта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» Федеральное агентство воздушного транспорта не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Поэтому, на сегодняшний день сертификация единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения (например «Вжик» №) возможна только в порядке, установленном №, что не противоречит требованиям ст. 36 ВК РФ.
Заявителем в соответствии с положениями № на бланке установленной формы была подана заявка в МТУ ВТ ЦР ФАВТ на сертификацию единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения «Вжик» №. По результатам рассмотрения заявки в соответствии с пунктом 12 № было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Центру по сертификации ООО «ЛТЦ ЭЛИЦ СЛА» поручено проведение работ по оценке соответствия единичного экземпляра воздушного судна «Вжик» № установленным требованиям. При выборе центра по сертификации, с учетом отсутствия пожелания заявителя, учитывалась удаленность и направление деятельности центра. Центр выбирался из «Перечня центров по сертификации привлекаемых Росавиацией для работы по оценке соответствия экземпляра воздушного судна, единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения, организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, наземной авиационной техники», предложенных комиссией по сертификации Росавиации и направленным Руководителям межрегиональных территориальных Управлений воздушного транспорта письмом руководителя Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № ГК 1.21-215. С учетом того, что в Московском регионе находится только 2 центра по сертификации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения, было принято решения о направлении в Центр по сертификации ООО «ЛТЦ ЭЛИЦ СЛА». В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта ов Федерального агентства воздушного транспорта, Управление осуществляет организацию и проведение инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов. Так в отношении единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения в соответствии с требованиями № осуществляется: организация проведение работ по оценке соответствия единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения установленным требованиям с привлечением центров по сертификации (раздел 2 №); организация и проведение инспекционного контроля летной годности единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения (раздел 3 №). В письме ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в МТУ ВТ ЦР ФАВТ, также предлагалось провести работы по сертификации единичного экземпляра воздушного судна «Вжик» № силами Федерального агентства воздушного транспорта. Однако, при этом нарушаются требования, изложенные в разделе 2 (№). Отсутствует нормативная база для выполнения работ по оценке соответствия единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения установленным требованиям силами сотрудников федерального органа. По этой причине в Управлении отсутствуют подготовленные специалисты, имеющие достаточную квалификацию и опыт для проведения работ по оценке прочностных характеристик конструкции единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения (требование №); летных испытаний единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения (требование №); а также отсутствуют технические средства (выполнения взвешивания единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения, определение тяги воздушного винта и т.д.). ФИО1 не обращался в МТУ ВТ ЦР ФАВТ с просьбой отменить оспариваемое решение.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что для проведения сертификации, принадлежащего заявителю единичного экземпляра воздушного судна «ВЖИК» №, в соответствии с положениями № заявителем была подана заявка на сертификацию в Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов (далее МТУ ВТ ЦР) (л.д. 6-9).
Заявитель также просил провести сертификацию ЕЭВС собственными силами Федерального агентства воздушного транспорта с выдачей соответствующего документа, поскольку а России отсутствуют центры по сертификации ЕЭВС, аккредитованные Федеральным агентством воздушного транспорта (л.д. 9).
По результатам рассмотрения заявки было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Центру по сертификации ООО «ЛТЦ ЭЛИЦ СЛА» поручено проведение работ по оценке соответствия единичного экземпляра воздушного судна «Вжик» № установленным требованиям (л.д. 10-11).
По пояснению представителя заинтересованного лица, при выборе центра по сертификации, с учетом отсутствия пожелания заявителя, учитывалась удаленность и направление деятельности центра. Центр выбирался из «Перечня центров по сертификации, привлекаемых Росавиацией для работы по оценке соответствия экземпляра воздушного судна, единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения, организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, наземной авиационной техники», предложенных комиссией по сертификации Росавиации и направленным Руководителям межрегиональных территориальных Управлений воздушного транспорта письмом руководителя Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № 1.21-215 (л.д. 84-87).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 36 Воздушного кодекса РФ допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
Федеральные авиационные правила, в которых установлен порядок выдачи сертификата летной годности на основании акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям, отсутствуют.
Приказом Минтранса РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные авиационные правила «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (далее ФАП-118).
В силу п.п. 10-17 № заявитель подает заявку на сертификацию ЕЭВС в орган по сертификации, который при принятии заявки к рассмотрению поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. По результатам работ центр по сертификации оформляет заключение по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Центр по сертификации при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение (Аттестат о годности к эксплуатации). Указанные документы передаются заявителю и в орган по сертификации. Орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности ЕЭВС. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ВК РФ сертификация ЕЭВС осуществляются на возмездной основе. Таким образом, указанными ФАП установлена двухстадийная процедура сертификации ЕЭВС, в которой участвует непосредственно орган по сертификации и центр по сертификации.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
На основании п. 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
По пояснению представителя заинтересованного лица в настоящее время у органов по сертификации отсутствует аккредитация Федерального агентства воздушного транспорта.
По мнению заявителя Федеральное агентство воздушного транспорта и соответственно его территориальное подразделение, может собственными силами провести сертификацию принадлежащего его ему ЕЭВС на основании п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
В силу п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ положения агентство осуществляет выдачу лицензий и сертификатов, в том числе сертификатов (свидетельств) авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование; организацию и проведение инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов.
Суд не может согласиться с данными выводами заявителя, поскольку согласно ФАП-118 сертификат летной годности может быть выдан только на основании комплексного заключения по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС (Аттестата о годности к эксплуатации), которое выдает только центр по сертификации. При этом Федеральное агентство воздушного транспорта не наделено полномочиями данных центров и не наделено самостоятельными полномочиями по выдаче указанных комплексных заключений. Ссылка на п. ДД.ММ.ГГГГ Положения, суд находит не состоятельной, поскольку данный пункт определяет полномочия в области организации инспектирования, а не сертификации воздушных судов.
Также пунктом 17.1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта ов Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что управление в установленном порядке в пределах полномочий выдавать:
- сертификаты соответствия юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность в аэропортах, кроме международных и федерального значения, расположенных на территории деятельности Межрегионального управления;
- сертификаты летной годности гражданских воздушных судов к полету;
- свидетельства о государственной регистрации и годности к эксплуатации гражданских аэродромов классов Г, Д, Е (кроме категорированных и международных), гидроаэродромов;
- удостоверения годности системы светосигнального оборудования с огнями малой интенсивности;
- свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;
- сертификаты летной годности единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения.
При этом Управление не обязано и не имеет право выдавать заключения по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС (Аттестаты о годности к эксплуатации) или акты оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта», Федеральное агентство воздушного транспорта, не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
Согласно ответу Генеральной прокуратуры РФ на обращение ФИО1 выявлены нарушения требований законодательства в сфере сертификации и аккредитации в гражданской авиации, по информации Минтранса России в настоящее время проект Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по привлечению организаций для проведения обязательной сертификации юридических и физических лиц на соответствие их требования воздушного законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности находится в стадии согласования (л.д. 96).
Поскольку Федеральное агентство воздушного транспорта и Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта ов не наделены полномочиями в области нормотворчества, которыми в данном случае наделен Минтранс России, пробелы в нормативном регулировании деятельности не могут являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку в отсутствие нормативной правовой базы в области порядка выдачи сертификата летной годности на основании акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям и в области аккредитации центров по сертификации, заинтересованное лицо не нарушало прав заявителя, предложив ему обратиться в рекомендованный ведомственным документом центр по сертификации для защиты его прав по получению сертификата летной годности.
При принятии решение суд также учитывает, что орган государственной власти не вправе при осуществлении своей деятельности выходить за пределы своих полномочий. Поэтому требование заявителя о выдаче сертификата летной годности на основании акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям, правовое регулировании которого в настоящее время отсутствует, не основано на требованиях действующего законодательства, что не зависит от заинтересованного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1 ФИО8 о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.
Федеральный судья Е.А. Никифорова
Мотивированное решение составлено 20 июля 2011 г.