Дело №2-299/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Жирновск 06 июня 2016 года
Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Суппес Г.В.,
единолично,
при секретаре Бондаренко И.Н.,
с участием: прокурора Жирновского района Волгоградской области Галкина Е.В.,
ответчика - истца ФИО1 и его представителя - адвоката Голованова С.А.,
представителя третьего лица – ответчика – комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2,
представителя третьего лица – ответчика администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах Российской Федерации - Министерства сельского хозяйства РФ в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (в настоящее время Комитета сельского хозяйства Волгоградской области) субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (в настоящее время Комитета сельского хозяйства Волгоградской области) к ФИО1 о взыскании бюджетных средств в счет возврата социальной выплаты, и по встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО4 к Министерству Финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства Волгоградской области, Комитету финансов Волгоградской области, Комитету сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании права на социальную выплату по улучшению жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании бюджетных средств в счет возврата социальной выплаты, указав, что прокуратурой Жирновского района Волгоградской области проведена проверка по вопросу целевого использования средств, выделенных в ДД.ММ.ГГГГ на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013 № 681-п, в ходе которой установлено, что гражданин ФИО1 включен в список участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «гражданин», осуществляющий трудовую деятельность в сельской местности в агропромышленном комплексе в организации ООО «Айтакс-Молоко» с составом семьи из пяти человек: ФИО1 - муж, ФИО4 - жена, С1 - дочь, С2 - дочь, С3 - сын.
Включение в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» гражданина ФИО1 осуществлено в соответствии с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В указанных заявлениях имеется подпись ФИО1 о том, что он ознакомлен с условиями ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и обязуется их выполнять.
Проверка показала, что ФИО1 к заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» приложен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым он выполняет работу по должности старшего чабана в ООО «Айтакс-Молоко».
Между тем, по информации ООО «Айтакс-Молоко» ФИО1 приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволен из ООО «Айтакс-Молоко» по собственному желанию.
Включение в сводный список участников Государственной программы и последующая выдача свидетельства, подтверждающего право на получение социальной выплаты, гражданина ФИО1 незаконно.
В соответствии со свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности гражданину ФИО1 предоставлена субсидия в сумме 1 413 720.00 рублей исходя из численности семьи в 5 человек.
Из объяснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент написания заявления на получение социальной выплаты о факте увольнения из ООО «Айтакс-Молоко» не сообщал. Социальная выплата получена ДД.ММ.ГГГГ и направлена на частичную оплату за приобретенный жилой дом по адресу: <адрес>.
Таким образом, неисполнение условия о работе по трудовому договору (основное место работы) в сельской местности и постоянно проживающих в сельской местности является основанием для возврата ФИО1 социальной выплаты в размере 1 413 720 рублей.
Просит признать недействительным свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1413720 рублей, выданное Министерством сельского хозяйства Волгоградской области гражданину ФИО1; взыскать с ФИО1 бюджетные средства в виде полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1413720 рублей, из них 650311 рублей в федеральный бюджет и 763409 рублей в бюджет Волгоградской области.
ФИО1 обратился со встречным исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства Волгоградской области, Комитету финансов Волгоградской области, Комитету сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании права на социальную выплату по улучшению жилищных условий, указав, что он с начала трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал и работал в сельской местности в совхозе им.Калинина Палласовского района Волгоградской области чабаном, трактористом. Супруга ФИО4 с начала трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала и работала в сельской местности чабаном. С ДД.ММ.ГГГГ по предложению ООО «Айтакс-Молоко» ФИО1 переехал на постоянное место жительства в р.п.Красный Яр Жирновского района Волгоградской области, где работал в дочернем Обществе ООО «Кленовский бекон» чабаном в овцеводческой ферме. С ДД.ММ.ГГГГ его супруга ФИО4 также принята на работу в овцеводческую ферму ООО «Эко-ферма Перещепное», дочернего предприятия ООО «Айтакс-Молоко». ДД.ММ.ГГГГФИО1 и его супруга ФИО4 приняты в порядке перевода на работу в овцеводческую ферму «Рассвет» ООО «Айтакс-Молоко» чабанами. ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием жилья для семьи, супруги ФИО1, ФИО4 на средства материнского капитала приобрели в общую долевую собственность (в размере 1/5 доли каждый) жилой 2-х комнатный дом по адресу: <адрес>. Семья ФИО1 в количестве 5 человек проживала в указанном 2-х комнатном доме. В ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Айтакс-Молоко» ФИО5 предложил ФИО1, ФИО4 улучшить жилищные условия по федеральной целевой программе, порекомендовав обратиться в администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области. Специалист комитета по сельскому хозяйству ФИО6 с мая по ДД.ММ.ГГГГ производила запросы по прежнему месту жительства семьи, осуществляла сбор документов ФИО1 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 сдал специалисту комитета по сельскому хозяйству администрации Жирновского муниципального района <адрес>ФИО6 документы на улучшение жилищных условий, включая трудовой договор с ООО «Айтакс-Молоко», кроме документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГС. не написал заявление на улучшение жилищных условий, поскольку отсутствовал документ, подтверждающий право семьи на улучшение жилищных условий согласно федеральной целевой программе.
В ДД.ММ.ГГГГ ООО «Айтакс-Молоко» ликвидировало овцеводческую ферму «Рассвет» в р.п.Красный Яр Жирновского района Волгоградской области, сократила в штатном расписании должности чабанов, в связи с чем, предложила ФИО1, ФИО4 рабочие места в с.Бутырки Жирновского района Волгоградской области, либо расторгнуть договор по собственному желанию. ФИО1 не имел жилья в с.Бутырки, Жирновского района Волгоградской области, в связи с чем, со значительной удаленностью (расстояние 100 км.) с.Бутырки от р.п.Красный Яр, а также наличием 3-х малолетних детей, нуждающихся в постоянном уходе, ФИО1, ФИО4 вынужденно отказались переезжать на постоянное место жительства из р.п.Красный Яр в с.Бутырки Жирновского района Волгоградской области, вынужденно отказались от предложенных рабочих мест. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Айтакс-Молоко», незаконно с нарушением п.2 ст.81 ТК РФ, используя юридическую безграмотность работников, которых по существу ввела в заблуждение относительно основания прекращения трудового договора, уволила ФИО1, ФИО4 с работы не по сокращению штата, а указав основанием увольнения ст.77 ТК РФ. Увольнение с работы ФИО1, ФИО4 являлось фактически увольнением не по собственному желанию, а вынужденным вследствие ликвидации структурного подразделения овцеводческой фермы «Рассвет». По состоянию на момент увольнения ДД.ММ.ГГГГФИО1 имел стаж работы в сельской местности более 25 лет, включая 2 года 8 месяцев в ООО «Айтакс-Молоко», супруга ФИО4 имела стаж работы более 12 лет и 2 года 3 месяца непрерывного стажа в ООО «Айтакс-Молоко».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Красноярского поселения ФИО7 семья ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет в общем списке.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в интересах всех членов семьи подал заявление о включении в список участников ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" на социальную выплату для улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал повторное заявление о включении в список участников ФЦП на социальную выплату для улучшения жилищных условий, поскольку первоначальное заявление не соответствовало утвержденной форме.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на работу в Жирновский производственный отдел по охране лесов от пожара на должность рабочего, где работает до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята на работу в ООО «Русский хлеб» на должность формовщицы, где работает до настоящего времени.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства Волгоградской области, рассмотрев заявление ФИО1, установило право истца на социальную выплату на улучшение жилищных условий семьи, включило в список участников Федеральной Целевой Программы, с учетом всех членом семьи произвело социальную выплату на приобретение жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства Волгоградской области удостоверило право ФИО1 на социальную выплату, выдало свидетельство №.
В ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО4 продали принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на вырученные от продажи дома деньги, на средства социальной выплаты, ФИО1, ФИО4 приобрели в общую долевую собственность жилой дом по адресу: <адрес>.
Прокурор Жирновского района Волгоградской области произвел проверку законности выдачи ФИО1 социальной выплаты на улучшение жилищных условий, в ходе которой прокурором установлено, что на момент подачи ФИО1 заявления ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения между истцом и ООО «Айтакс-Молоко» прекращены по собственному желанию. Отсутствие трудовых правоотношений ФИО1 на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, по мнению прокурора, на основании указанного нормативного правового акта в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, являлось основанием для признания социальной выплаты неосновательным обогащением ФИО1 Указанный довод иска прокурора не основан на законе в виду его неправильного толкования. Прокурор подменяет понятие «трудовая деятельность» понятием «трудовой договор».
П. 5 приложения N 4 типового положения федеральной целевой программы о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья гражданам, устанавливает право гражданина на получение социальной выплаты при соблюдении условия постоянного проживания и осуществления трудовой деятельности в сельской местности.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что, являясь трудоспособным в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на протяжении 26 лет истец осуществлял трудовую деятельность исключительно в сельской местности. Сам факт отсутствия у ФИО1 трудовых правоотношений в момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) не свидетельствует об отсутствии у истца трудовой деятельности, поскольку трудовая деятельность согласно закону более широкое определение, нежели выполнение обязанностей по трудовому договору.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 вынужденно уволился с работы в связи с ликвидацией овцеводческой фермы «Рассвет» ООО «Айтакс-Молоко» в р.п.ФИО8 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 искал работу в сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГФИО1 продолжил трудовую деятельность в сельской местности, в Жирновском филиале СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр», где работает до настоящего времени.
В силу пп. «а» п.5 приложения №4 Типового положения ФЦП организационно-правовая форма юридического лица (работодателя) не имеет правового значения для установления права на социальную выплату, поскольку в нормативном правовом акте законодатель связывает наличие права на социальную выплату не с организационно - правовой формой работодателя, а с постоянным осуществлением трудовой деятельности работником в сельской местности.
У ФИО1 имелось право на социальную выплату, поскольку имелось основание, предусмотренное требованием пп. «а» 5 приложения N 4 типового положения ФЦП в виде трудовой деятельности в сельской местности.
ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в сельской местности в ООО «Айтакс-Молоко» до подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), и после подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ в Жирновском филиале СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» на должности рабочего. ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в сельской местности на момент предоставления социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Приостановление трудовой деятельности в виду вынужденного увольнения и временного отсутствия работы по специальности, не является отсутствием трудовой деятельности.
Указанный порядок при установлении права ФИО1 на социальную выплату, включении ФИО1 в сводный список участников федеральной целевой программы и выдаче свидетельства полностью соблюден Министерством сельского хозяйства Волгоградской области, администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области.
На момент указанных действий ДД.ММ.ГГГГ действовала норма процессуального закона ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанная норма процессуального права предусматривает способ защиты права, в связи с незаконными действиями (бездействиями) органов власти Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований.
Действия органа муниципального образования, Министерства сельского хозяйства Волгоградской области по установлению права ФИО1 на социальную выплату, включению его в список участников ФЦП, производстве социальной выплаты основаны на положениях нормативного правового акта Постановлении Правительства РФ №598 ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в связи с чем, являются законными.
Вместе с тем, действия указанных органов власти не оспорены прокурором в судебном порядке в соответствии с требованиями ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ. По указанным основаниям право ФИО1 на социальную выплату по улучшению жилищных условий приобретено на законных основаниях, в предусмотренном законом порядке.
Просит признать право ФИО1 учетом членов семьи: супруги ФИО4 и несовершеннолетних детей С3, С2, С1 на социальную выплату по улучшению жилищных условий, удостоверенное свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства Волгоградской области по ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Жирновского района Волгоградской области Галкин Е.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Возражал против удовлетворения встречных исковых требований ФИО1, считает их незаконными и необоснованными.
Истец ФИО4, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, заявлений не представила.
В судебном заседании ответчик –истец ФИО1 возражал против исковых требований прокурора Жирновского района Волгоградской области, считает их необоснованными и нарушающими права его семьи, просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. Встречные исковые требования поддерживает по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика – истца ФИО1 – Голованов С.А. суду показал, что предоставление администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1 социальной выплаты на приобретение жилья, являлось законным и обоснованным, поскольку администрацией установлены все основания, предусмотренные п. 5 Приложения №4 типового положения ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (ред. от 15.07.2013 года). Администрация установила факт постоянного проживания и осуществления ФИО1 трудовой деятельности в сельской местности, установила факт нуждаемости ФИО1 в улучшении жилищных условий, установила факт наличия у ФИО1 собственных средств в размере 30 процентов от стоимости приобретаемого жилья, в связи с чем, установила право ФИО1 на получение социальной выплаты, выдала свидетельство №. ФИО9 приобрел социальную выплату на законных основаниях: на основании законных решений администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, Министерства сельского хозяйства Волгоградской области. В связи, с чем исковые требования прокурора считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявление подано в нарушении ст.131 ГПК РФ, поскольку прокурор, заявляя иск в защиту прав субъекта Российской Федерации, Волгоградской области не указал истца (Министерство финансов РФ, Комитет финансов по Волгоградской области), сторону по гражданскому делу, а так же приложенные к заявлению документы не заверены надлежащим образом, чем нарушен Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 №450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ», а потому данные документы являются ничтожными и не могут быть приняты во внимание.
Встречные исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить по изложенным во встречном иске основаниям.
В судебном заседании представитель третьего лица – ответчика – комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2 суду показала, что С. было первоначально подано заявление о включении в Федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, однако, из материалов дела следует, что на момент подачи заявления о включении в программу, у гражданина С. не было документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку данное постановление датируется администрацией района от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после подачи заявление и принятии заявления администрацией района. Помимо этого, по информации предоставленной прокуратурой Жирновского раойна, установлено, что ДД.ММ.ГГГГС. уволен из ООО «Айтакс-Молоко». Включен в сводный список ДД.ММ.ГГГГ. По данному Сводному списку гражданин С. проходит как «граждане, проживающие в сельской местности и работающие в сфере АПК», т.е. здесь обязательно указывается место работы. По данному списку С. идет по №, указано место работы ООО «Айтакс-Молоко» - чабан, сфера занятости - АПК, включен в Список участников Программы ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, министерством сельского хозяйства Волгоградской области (в настоящее время – комитет сельского хозяйства Волгоградской области) на основании сводного списка, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, по категории "гражданин" ФИО1 выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГг. № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которому ответчику предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 1413720,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 650311,00 рублей и средств областного бюджета 763409,00 рублей.
Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам указанных категорий, являющимися Приложением №4 к Программе установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
То есть, для участия в данной Программе необходимо предоставить пакет документов, и основным документом является документ о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, что, соответственно, является основанием для предоставления социальной выплаты. Получается, что на ДД.ММ.ГГГГ, С. не был признан нуждающимся. На эту дату потому, что его первоначальное заявление в администрацию датируется ДД.ММ.ГГГГ. Данную информацию им предоставляет район – это Список участников, где указано, что ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищный условий в ДД.ММ.ГГГГ, хотя на самом деле, он признан в ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеется постановление администрации, которое датируется ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы свидетельствуют, что на момент подачи заявления, С. не имел права участвовать в Программе, как гражданин, проживающий в сельской местности и работающий в сфере АПК. Если обратиться к категории лиц, которая включает первоочередность представления социальной выплаты, то эта категория стоит на самом первом месте. Приоритетно, что именно, работающий в сфере АПК. Если взять дату ДД.ММ.ГГГГ, то на тот момент, он работал в сфере АПК, поскольку уволен ДД.ММ.ГГГГ. Но необходимо учесть, что на момент признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, он уже не работал в сфере АПК, следовательно, он должен идти не по категории «А», а по категории «Д» -граждане просто проживающие в сельской местности, но не работающие в сфере АПК, т.е. он автоматически должен уходить в конец Списка. Согласно Сводному областному списку и лимитов, которые выделяются на предоставление социальной выплаты, данная категория вообще в Сводный список не попадает, так как деньги на эту категорию граждан не предусмотрены. Сводный список получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в Волгоградской области в ДД.ММ.ГГГГ, утвержден только ДД.ММ.ГГГГ. То есть, на протяжении целого года, информацию в Комитет о том, что гражданин С. не занимается в сфере АПК, или какой-либо иной информации районом не предоставлялось. Поскольку С. не соответствовал условиям, считаем, что он обязан возвратить данные денежные средства, поскольку в соответствии с Бюджетным законодательством, предусмотрены определенные цели и порядок предоставления социальной выплаты, той же субсидии. Поскольку, если нарушаются условия получения субсидии, это обязательное основание для возврата субсидии, согласно Бюджетному законодательству.
По поводу встречного иска возражает, поскольку считает, что у гражданина С. отсутствовало право на получение социальной выплаты, по крайней мере, в качестве гражданина, работающего в сфере АПК. Он мог встать в очередь по категории «Д», как гражданин, проживающий в сельской местности. По сути, мог бы до сих пор стоять в данной очереди.
В судебном заседании представитель третьего лица – ответчика -администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО3 суду показал, что исковые требования прокурора Жирновского района Волгоградской области считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворении по указанным в заявлении основаниям, а встречные исковые требования ФИО1, ФИО4 являются не обоснованными, поскольку ФИО1 на момент подачи заявления не работал в сфере агропромышленного комплекса. Кроме того, считает, что администрация Жирновского района является не надлежащим ответчиком, поскольку не наделена какими-либо правами по выделению социальных выплат.
Представитель ответчика Комитета финансов Волгоградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменное возражение, из которого следует, что встречные исковые требования ФИО1 и ФИО4 о признании права на социальную выплату считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ФИО1 в результате предоставления недостоверных сведений о своей трудовой деятельности незаконно получил социальную выплату, так как не соответствовал условиям для её получения. Просит в удовлетворении встречного искового заявления ФИО1, ФИО4 отказать, заявленные прокурором Жирновского района Волгоградской области требования к ФИО1, удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства Волгоградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах Российской Федерации - Министерства сельского хозяйства РФ в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (в настоящее время Комитета сельского хозяйства Волгоградской области) субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (в настоящее время Комитета сельского хозяйства Волгоградской области) к ФИО1 о взыскании бюджетных средств в счет возврата социальной выплаты подлежащим удовлетворению, а встречный иск ФИО1, ФИО4 к Министерству Финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства Волгоградской области, Комитету финансов Волгоградской области, Комитету сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании права на социальную выплату по улучшению жилищных условий подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 года N 858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Срок действия указанной программы истек 31.12.2013 года.
В последующем постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", по своему существу являющейся продолжением федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Согласно положениям, содержащимся в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, являющимися приложением № 3 к ФЦП (далее по тексту - Правила) и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам указанных категорий, являющимся Приложением № 4 к ФЦП (далее по тексту - Типовое положение) установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
В силу п.п. «а» п. 5 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, право на получение социальных выплат (в ред. от 15.07.2013, от 29.04.2014) гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 17 Порядка гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 6 к Программе с приложением: а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном подпунктом "б" пункта 5 настоящего Типового положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления определяются органом исполнительной власти; г) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; д) копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; е) иных документов, предусматривающих разрешительные документы на строительство жилья, а также документы, подтверждающие стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению). Перечень таких документов, сроки и порядок их представления определяется органом исполнительной власти.
В силу п. 6 Порядка предоставления гражданам социальных выплат (в ред. от 15.07.2013, от 29.04.2014) предоставление социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:
а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Согласно п.7 Порядка предоставления гражданам социальных выплат (в ред. от 15.07.2013) в каждой из указанных в п. 6 Порядка групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления.
В силу п. 35 Порядка предоставления гражданам социальных выплат (в ред. от 15.07.2013, от 29.04.2014) под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать: на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания (п. 8 Порядка).
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальных выплат (далее - Свидетельство), срок действия которого составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве (п. 12 Порядка).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судом установлено, что ФИО1 с семьей в ДД.ММ.ГГГГ из сельской местности Палласовского района Волгоградской области переехал в Жирновский район Волгоградскую область в сельскую местность р.п. Красный Яр, где трудоустроился с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кленовский бекон» чабаном в овцеводческой ферме, а затем в порядке перевода с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ООО «Айтакс-Молоко» в овцеводческую ферму «Рассвет» чабаном по трудовому договору.
В ДД.ММ.ГГГГФИО1, обратился в администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области для участия в федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (далее ФЦП), предоставив документы: копию паспорта, трудовой книжки, заверенную специалистом ООО «Айтакс-Молоко», трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, копию паспорта супруги ФИО4, копии свидетельства о рождении троих детей, копию домовой книжки о регистрации по месту жительства, кроме документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к главе Красноярского городского поселения Жирновского района Волгоградской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении его и членов его семьи.
В ДД.ММ.ГГГГ ООО «Айтакс-Молоко» ликвидировало овцеводческую ферму «Рассвет» в р.п.Красный Яр Жирновского района Волгоградской области, сократила в штатном расписании должности чабанов, в связи с чем, предложила ФИО1, рабочее место в с.Бутырки Жирновского района Волгоградской области, от перевода ФИО1 отказался.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 из ООО «Айтакс-Молоко», уволен по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № главы администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области семья ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет в общем списке.
В ДД.ММ.ГГГГ администрация Жирновского муниципального района включила в список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей по договору найма жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГФИО1 по категории «гражданин» в сфере занятости в агропромышленном комплексе, и направила данный список в министерство сельского хозяйства Волгоградской области, после чего ФИО1 был включен в сводный список получателей социальных выплат на приобретение жилья по Волгоградской области на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в интересах всех членов семьи подал заявление о включении в список участников ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" на социальную выплату для улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал повторное заявление о включении в список участников ФЦП на социальную выплату для улучшения жилищных условий, поскольку первоначальное заявление не соответствовало утвержденной форме.
В указанном заявлении имеется подпись ФИО1 о том, что он ознакомлен с условиями ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и обязуется их выполнять.
ФИО1, будучи ознакомленным с порядком предоставления социальной выплаты, о чем имеется его роспись в заявлениях, несет ответственность за достоверность предоставленных им документов.
В качестве подтверждения трудовой деятельности ФИО1 к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» приложены заверенная копия трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и заверенная ДД.ММ.ГГГГ копия трудовой книжки, в соответствии с которыми он выполняет работу по должности старшего чабана в ООО «Айтакс-Молоко», то есть работает в агропромышленном комплексе.
На основании сводного списка, утвержденного министерством сельского хозяйства Волгоградской от ДД.ММ.ГГГГ, по категории "гражданин" в сфере АПК ФИО1 было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, согласно которому ФИО1 предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 1413720 рублей, исходя из численности семьи в 5 человек, в том числе за счет средств федерального бюджета 650311 рублей и средств областного бюджета 763409 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 не работал, проживал в р.п.Красный Яр Жирновского района Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на работу в Жирновский филиал СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр», где работает до настоящего времени.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не имел права на получение средств государственной поддержки на приобретение жилья в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку не отвечал указанным условиям, предъявляемым к участникам мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, поживающих в сельской местности, а именно не осуществлял трудовую деятельность в агропромышленном комплексе(не имел основного места работы) в сельской местности.
Доводы представителя ФИО1 адвоката Голованова С.А. о том, что прокурор, заявляя иск в защиту прав субъекта Российской Федерации, Волгоградской области не указал истца (Министерство финансов РФ, Комитет финансов по Волгоградской области), сторону по гражданскому делу, а потому исковое заявление не отвечает требованиям ст. 131 ГПК РФ, а так же, что денежные средства не могут быть взысканы с ФИО1 как неосновательное обогащение, являются не состоятельными по следующим основаниям.
На ФЦП средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений. При этом, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять соответствующие программы устойчивого развития сельских территорий, а также предусматривать в проектах бюджетов средства на реализацию программных мероприятий.
Предоставление субсидий осуществляется на основании заключённого между Министерством сельского хозяйства РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий, предусматривающего: сведения об объёме субсидий, целевое назначение субсидий, сведения об объёме бюджетных ассигнований, предусмотренных в консолидированном бюджете субъекта РФ, график перечисления субсидий, обязательство органа исполнительной власти о достижении значений показателей результативности использования субсидий, значения которых установлены по согласованию сторон, порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (орган исполнительной власти) заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» № (далее – Соглашение).
Согласно п. 2.1.1 Соглашения Министерство доводит до органа исполнительной власти субсидии с целевыми индикаторами и показателями результативности, предусматриваемые на реализацию мероприятий Программы, в объемах, согласно Приложению № 1 к Соглашению.
В силу п. 2.2.3 Соглашения орган исполнительной власти обязуется обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей результативности предоставления субсидий, установленных Приложением № 1 к Соглашению.
В соответствии с п. 2.2.10, 2.2.11, 2.2.12, 2.2.13, 2.2.14 Соглашения орган исполнительной власти обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий, перечисленных Министерством, в соответствии с Соглашением. Субсидия в случае ее использования не по целевому назначению подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ; осуществляет контроль за использованием органами местного самоуправления субсидий, перечисленных Министерством, в случае если субсидии используются на софинансирование муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия, указанные в Соглашении; обеспечивает перечисление средств федерального бюджета и бюджета Волгоградской области на счета получателей средств (граждан – получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, а также исполнителей работ в соответствии с контрактами в срок не более 30 дней с момента зачисления на счет территориального органа Федерального казначейства Волгоградской области, открытий для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет Волгоградской области; обеспечивает своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство сведений и целевое использование субсидий. Остаток неиспользованных субсидий в текущем финансовом году, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на соответствующие цели. При установлении Министерством отсутствия потребности Волгоградской области в субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета. В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Таким образом, орган исполнительной власти – Министерство сельского хозяйства Волгоградской области ( в настоящее время Комитет сельского хозяйства Волгоградской области) в соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от 18.06.2014 № 905/10 выступает главным распорядителем средств федерального и областного бюджета.
В силу указанного обстоятельства привлечение к участию в деле Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Волгоградской области, Комитета финансов Волгоградской области не требуется. Комитет по сельскому хозяйству Волгоградской области в соответствии с указанным Соглашением привлечен прокуратурой района в качестве третьего лица.
Суд не может согласиться с доводами представителя ФИО1 адвоката Голованова С.А. о том, у ФИО1 имелось право на социальную выплату, поскольку он осуществлял трудовую деятельность в сельской местности в ООО «Айтакс-Молоко» до подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), после подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ в Жирновском филиале СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр», и на момент предоставления социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, поскольку гражданин имеет право на участия в Программе при соблюдении в совокупности условий: постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности в сельской местности, наличие собственных или заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости приобретения жилья, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Отсутствие одного из условий, лишает гражданина права на получение социальной выплаты.
Как было установлено судом в ДД.ММ.ГГГГ администрация Жирновского муниципального района включила в список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей по договору найма жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГФИО1 по категории «гражданин» в сфере занятости в агропромышленном комплексе, на указанный период ФИО1 работал в сфере АПК – ООО «Айтакс-Молоко», однако не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ( поставлен на учет только ДД.ММ.ГГГГ). На момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 уже не работал в сфере АПК- ООО «Айтакс-Молоко» с ДД.ММ.ГГГГ, а СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковым в соответствии со ст.3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», следовательно, он должен участвовать в Программе не по категории «А», а по категории «Д» - граждане просто проживающие в сельской местности, но не работающие в сфере АПК, а потому включение ФИО1 в сводный список участников Государственной Программы и последующая выдача свидетельства, подтверждающего право на получение социальной выплаты, незаконно.
Кроме того, согласно п. 2.6 Постановления Правительства Волгоградской области от 18.06.2014 № 302-п «О мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» основаниями для отказа во включении в список граждан, молодых семей и молодых специалистов поселения для граждан является недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Поскольку ФИО1 предоставил недостоверные сведения о трудовой деятельности, то есть неисполнение условий о работе в агропромышленном комплексе, то данное обстоятельство является основанием для возврата ФИО1 социальной выплаты.
Доводы представителя Голованова С.А. о том, что представленные суду прокурором документы, надлежаще не заверены, не отвечают требованиям Приказа Генпрокуратуры России от 29.12.2011 №450 «О введении в действие Инструкции по делу производству в органах и учреждениях Российской Федерации», суд не принимает во внимание, поскольку прокурором представлены лишь те документы, на основании которых ФИО1 участвовал в Государственной программе, и на основании которых он незаконно получил социальную выплату, что свидетельствует о халатном отношении как самого ФИО1, так и должностных лиц к предоставлению и оформлению документов, дающих право на получение социальной выплаты. Более того, не заверенные прокурором документы по Инструкции ни как не могут повлиять на незаконное получение ФИО1 денежных средств по Федеральной целевой программе.
В ч.2 ст. 1102 ГК РФ установлена обязанность возврата незаконного обогащения и в тех случаях, когда неосновательное обогащение явилось результатом поведения третьих лиц. Кроме того, ФИО1, будучи ознакомлен с порядком выделения указанных денежных средств, о чем имеется его роспись в заявлениях, самостоятельно несет ответственность за достоверность предоставленных им документов.
Таким образом, ФИО1 получена социальная выплата в нарушение установленных законом требований, а именно на основании документов, содержащих недостоверные сведения. Действия ФИО1 повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, выразившихся в нарушении установленного требованиями федерального законодательства принципа соблюдения законности при реализации федеральной целевой программы, нарушение имущественных прав и интересов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.333.20 п.2 НК РФ, учитывая имущественное положение ответчика, суд полагает возможным снизить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 0 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах Российской Федерации - Министерства сельского хозяйства РФ в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (в настоящее время Комитета сельского хозяйства Волгоградской области) субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Министерства сельского хозяйства Волгоградской области (в настоящее время Комитета сельского хозяйства Волгоградской области) к ФИО1 о взыскании бюджетных средств в счет возврата социальной выплаты, удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1413720 рублей, выданное Министерством сельского хозяйства Волгоградской области гражданину ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в пользу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области бюджетные средства в виде полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1 413 720,00 рублей, из них 650311 рублей в федеральный бюджет <данные изъяты>;
763.409 рублей в бюджет Волгоградской области <данные изъяты>.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО1, ФИО4 к Министерству Финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства Волгоградской области, Комитету финансов Волгоградской области, Комитету сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании права на социальную выплату по улучшению жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Жирновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.В.Суппес