ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-299/19 от 29.03.2019 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 2-299/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Томск 29 марта 2019 года

Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Перемитиной И.А.,

при секретаре Панкратьевой Н.П.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Яковлева А.Г.,

представителя ответчика Урусова Д.Б.,

представителей ответчика Гришко Е.Н., Зевякиной О.В., Кузнецова Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности по выделению денежных средств для устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности, к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Кедр» Города Томска» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

установил:

прокурор Октябрьского района города Томска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об обязании до 01.06.2019 выделить в необходимом объеме денежные средства Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Кедр» Города Томска» (далее по тексту – ДЮСШ «Кедр») для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16.04.2018; к ДЮСШ «Кедр» об обязании в течение 6 месяцев с момента выделения необходимых денежных средств устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, указанные в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16.04.2018, а именно: обеспечить ширину эвакуационных выходов в свету не менее 0,8 метров (двери выхода из тренажерного зала в бассейн, выход из спортзала 1 этаж, кабинет врача 2 этаж, выход №2, выход из бассейна к выходу №2), высоту эвакуационных выходов в свету не менее 1,9 метров (выход №2); оборудовать двери эвакуационных выходов световыми оповещателями «ВЫХОД» (1 этаж помещение спортзала, выход со 2 этажа №3); заменить автоматическую установку пожарной сигнализации, которая не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием; обеспечить на автоматической установке пожарной сигнализации подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием, так, чтобы при срабатывании АПС происходило отключение общеобменной вентиляции; обеспечить достоверность поступления сигнала о пожаре на управление систем оповещения и управление инженерным оборудованием путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, так как сигнал осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя, не удовлетворяющего параметрам; установить системы автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях на объекте, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей; разместить настенные звуковые и речевые оповещатели на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя не менее 150 мм; привести в исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре и информирование прибора управления на световом табло «Выход» о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения; разместить в помещениях (тренажерный зал, борцовский зал, спортивный зал) пожарных извещателей (извещатель пожарный дымовой линейный), соответствующих назначению защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; разработать проект исполнительной документации на системы противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы пожаротушения); обеспечить работоспособность автоматической установки пожарной сигнализации и включение системы оповещения, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием.

В обоснование заявленных требований указано, что во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации прокуратурой города с привлечением специалистов Главного управления МЧС России по Томской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. В ходе проведения выездной проверки в нежилом здании, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 7 (школа и лыжная база), принадлежащем ДЮСШ «Кедр» на праве оперативного управления, выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: для обеспечения безопасной эвакуации людей не организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения), так как не все двери эвакуационных выходов оборудованы световым оповещателями «ВЫХОД», автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации (далее по тексту – АПС) не происходит отключение общеобменной вентиляции; не все помещения здания защищены системами АПС, в здании лыжной базы АПС находится в неисправном состоянии; не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения), не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; не организован порядок и сроки проведения работ не реже 1 раза в год по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздухоотводов от горючих отходов с составлением соответствующего акта; установка пожаротушения находится в неисправном состоянии; при размыкании контактов линии связи, а также при коротком замыкании на световом табло «ВЫХОД» прибор управления не информирует о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения; тип используемых пожарных извещателей, размещенных в помещениях (тренажерный, борцовский, спортивный залы), не соответствует назначению защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки, отсутствуют ИПДЛ; настенные звуковые и речевые оповещатели расположены таким образом, что расстояние от потолка до верхней части оповещателя составляет менее 150мм; запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечены возможностью свободного открывания изнутри без ключа, на дверных полотнах установлены замки; в подвальном помещении здания устроена кладовая, хранятся деревянные, отделочные материалы, краска; в коридорах зданий дорожки на путях эвакуации не закреплены к полу; дверь эвакуационного выхода, ведущего из здания наружу, открывается не по направлению выхода из здания; в здании школы отсутствует декларация пожарной безопасности и исполнительная документация на системы противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы пожаротушения). Эксплуатация объектов с выявленными нарушениями может привести к необратимым трагическим последствиям, чрезвычайным ситуациям и, как следствие, к жертвам людей. У ДЮСШ «Кедр» отсутствуют достаточные денежные средства для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем считает, что обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности должна быть возложена на Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, являющееся учредителем ДЮСШ «Кедр» и собственником имущества, что соответствует в том числе п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Яковлев А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным доводам.

Представитель ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска Урусов Д.Б., действующий на основании доверенности №8279 от 21.12.2018 (сроком на 1 год), в судебном заседании исковые требования не признал, считая, что решение, принятое по заявленным требованиям будет неисполнимым в силу неопределенности формулировок. Полагал, что срок, заявленный прокурором, является необоснованным. Вместе с тем, фактические обстоятельства, связанные с наличием нарушений пожарной безопасности в зданиях, используемых ДЮСШ «Кедр», не оспаривал.

Представители ответчика ДЮСШ «Кедр» директор Кузнецов Е.Г., Гришко Е.Н., действующая на основании доверенности №17 от 24.01.2019 (сроком на 3 года), Зевякина О.В., действующая на основании доверенности №18 от 24.01.2019 (сроком на 3 года), в судебном заседании признали, что нарушения, на которые указал прокурор, имеются, однако ими приняты все возможные меры по устранению нарушений. Оставшиеся нарушения ДЮСШ «Кедр» устранить не может, поскольку они связаны с конструктивными недостатками здания, введенного в эксплуатацию в 80-ые годы ХХ века, при этом какими-либо полномочиями, позволяющими производить капитальный ремонт недвижимых объектов, переданных учредителем ДЮСШ «Кедр» на праве оперативного управления, ответчик не обладает. Также считали недостаточным заявленный истцом срок для устранения недостатков.

Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – ФЗ «О пожарной безопасности») пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

В силу ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Из положений ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») следует, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным законом, либо если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (ст.6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В соответствии со ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества, руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций, лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности, и должностных лиц в пределах их компетенции.

В судебном заседании установлено, что ДЮСШ «Кедр» является некоммерческой организацией и имеет своей целью осуществление деятельности в области физической культуры и спорта, место нахождения организации: г. Томск, ул. В.Высоцкого, д.7.

Учредителем и собственником имущества ДЮСШ «Кедр» является муниципальное образование «Город Томск», Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах (пункты 1.3-1.6, 1.8 Устава).

На основании постановления Администрации г. Томска №218 от 14.03.2011 МОУ ДОД ДЮСШ «Кедр» г. Томска передано из муниципальной имущественной казны Города Томска в оперативное управление нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого Владимира, д.7, общей площадью 2910,3 кв.м, нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Владимира Высоцкого, д.7, стр.1, общей площадью 563,7 кв.м, нежилое помещение, расположенное в здании по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого Владимира, д.7, общей площадью 87,1 кв.м., нежилое помещение, расположенное в здании по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого Владимира, д.7, общей площадью 75,4 кв.м, сооружение, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого Владимира, д.7, стр.3, общей площадью 1828,3 кв.м.

29.03.2018 прокурором Октябрьского района г.Томска по заданию прокуратуры Томской области принято решение о проведении проверки соблюдения ДЮСШ «Кедр» норм действующего законодательства в части соблюдения норм пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей с целью установления фактов правонарушений.

По результатам проверки начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы Октябрьского района г. Томска ГУ МЧС России по Томской области составлена справка от 16.04.2018 №3-28-8164, в которой зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 7, г. Томск, ул. Высоцкого, 7 строение 1.

Из объяснений представителей сторон в судебном заседании следует, что часть выявленных нарушений на сегодняшний день устранена, что также подтверждается представленными стороной ответчика в материалы дела письменными доказательствами, стороной истца не оспаривалось.

Вместе с тем, большая часть выявленных в ходе проверки нарушений до настоящего времени не устранена, что стороной ответчика в судебном заседании также не оспаривалось.

Поскольку эксплуатация зданий детского образовательного учреждения с нарушениями законодательства может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних (воспитанников), нарушает их права и законные интересы, суд считает обоснованным обращение прокурора Октябрьского района г.Томска в суд с настоящим исковым заявление.

Согласно ч.1 ст.53 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть установлено необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов (п.2 ч.2).

В соответствии с п.4.2.5 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 №171, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету – не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Согласно п.4 справки от 16.04.2018 №3-28-8164 в нарушение приведенных положений закона на объекте, находящемся в оперативном управлении ДЮСШ «Кедр», ширина эвакуационных выходов в свету составляет менее 0,8 м (двери выхода из тренажерного зала в бассейн, выход из спортзала 1 этаж, кабинет врача 2 этаж, выход №2, выход из бассейна к выходу №2), высота некоторых эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м (выход №2), в результате чего не обеспечивается беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

Принимая во внимание, что данное нарушение до настоящего времени не устранено, требования прокурора о возложении обязанности устранить данное нарушение подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.53 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Согласно ч.2 ст.54 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Как следует из ч.1 ст.84 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Световые оповещатели «Выход» следует устанавливать в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек – над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей «Выход» («СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №173).

Из п.5 справки от 16.04.2018 №3-28-8164 следует, что в нарушение приведенных норм на спорных объектах для обеспечения безопасной эвакуации людей не организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения), а именно: не все двери эвакуационных выходов оборудованы световыми оповещателями «ВЫХОД» (1 этаж помещение спортзала, выход со 2 этажа №3 и т.д.).

Поскольку доказательств устранения данного нарушения стороной ответчика в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлено, требования прокурора о возложении обязанности устранить данное нарушение подлежат удовлетворению.

В силу ч.3 ст.84 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения (ч.9 ст.84 названного Закона).

Согласно п.3.3 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» система оповещения и управления эвакуацией людей (далее по тексту – СОУЭ) должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже. Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям. В СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

В нарушение приведенных положений закона функциональные характеристики систем противопожарной защиты не соответствуют требованиям, а именно: автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием, таким образом, при срабатывании АПС не происходит включение системы оповещения, то есть система оповещения и управления эвакуацией находится в ручном режиме, что отражено в п.6 справки от 16.04.2018 №3-28-8164.

Доказательств устранения указанных нарушений стороной ответчика суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить данные нарушения также подлежат удовлетворению.

Согласно ст.59 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности или высоты зданий и сооружений; применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; применение установок пожаротушения.

Пунктом 14.2 «СП 5.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 №175 установлено, что формирование сигналов управления системами оповещения 1, 2, 3, 4-го типа по «СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности», оборудованием противодымной защиты, общеобменной вентиляции и кондиционирования, инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта, а также формирование команд на отключение электропитания потребителей, сблокированных с системами пожарной автоматики, допускается осуществлять при срабатывании одного пожарного извещателя, удовлетворяющего рекомендациям, изложенным в соответствующем приложении. В этом случае в помещении (части помещения) устанавливается не менее двух извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ". Расстановка извещателей осуществляется на расстоянии не более нормативного.

Согласно п.12.3 СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №279, для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения или автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое блокирование электроприемников систем воздушного отопления, вентиляции, кондиционирования, автономных и оконных кондиционеров, вентиляторных доводчиков, воздушно-тепловых завес и внутренних блоков кондиционеров (далее - системы вентиляции), а также электроприемников систем противодымной вентиляции с этими установками (или пожарной сигнализацией) для:

а) отключения при пожаре систем вентиляции, кроме систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы помещений категорий А и Б, а также в машинные отделения лифтов зданий категорий А и Б. Отключение может производиться:

централизованно, прекращая подачу электропитания на распределительные щиты систем вентиляции;

индивидуально для каждой системы.

При использовании оборудования и средств автоматизации, комплектно поставляемых с оборудованием систем вентиляции, отключение приточных систем при пожаре следует производить индивидуально для каждой системы с сохранением электропитания цепей защиты от замораживания. При невозможности сохранения питания цепей защиты от замораживания допускается отключение только вентилятора подачей сигнала от системы пожарной сигнализации в цепь дистанционного управления вентилятором приточной системы. При организации отключения при пожаре с использованием автомата с независимым расцепителем должна проводиться проверка линии передачи сигнала на отключение;

б) включения при пожаре систем (кроме систем для удаления газа и дыма после пожара) аварийной противодымной вентиляции;

в) открывания противопожарных нормально закрытых и дымовых клапанов систем противодымной вентиляции в помещении или дымовой зоне, где произошел пожар, или в коридоре на этаже пожара и закрывания противопожарных нормально открытых клапанов систем общеобменной вентиляции.

Из представленной суду справки от 16.04.2018 №3-28-8164 следует, что автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием, таким образом, при срабатывании АПС не происходит отключение общеобменной вентиляции (п.7).

Доказательств устранения данных нарушений в судебном заседании не представлено, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить указанное нарушение подлежит удовлетворению.

Как установлено п. 13.15.2 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», шлейфы пожарной сигнализации проводные и непроводные, а также соединительные линии проводные и непроводные необходимо выполнять с условием обеспечения требуемой достоверности передачи информации и непрерывного автоматического контроля их исправности по всей протяженности.

Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения, дымоудаления или инженерным оборудованием объекта должно осуществляться за время, не превышающее разности между минимальным значением времени блокирования путей эвакуации и временем эвакуации после оповещения о пожаре. Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения должно осуществляться за время, не превышающее разности между предельным временем развития очага пожара и инерционностью установок пожаротушения, но не более чем необходимо для проведения безопасной эвакуации. Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения, или дымоудаления, или оповещения, или инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме «И» (п.14.1 названного СП).

Судом установлено, что на спорных объектах не обеспечена достоверность сигнала о пожаре, что подтверждается п.8 справки от 16.04.2018, из которой следует, что АПС спроектирована и эксплуатируется таким образом, при котором сигнал на управление систем оповещения и управление инженерным оборудованием осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя, не удовлетворяющего параметрам.

Поскольку стороной ответчика признано данное нарушение, которое не устранено до настоящего времени, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить его являются законными и подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст.91 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В нарушение приведенного положения закона не все помещения здания, находящегося в оперативном управлении ДЮСШ «Кедр» защищены системами пожарной сигнализации, что зафиксировано в справке от 16.04.2018 №3-28-8164 и стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Также из указанной справки (п. 11) следует, что настенные звуковые и речевые оповещатели расположены таким образом, что расстояние от потолка до верхней части оповещателя составляет менее 150 мм, что противоречит п.4.4 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ДЮСШ «Кедр» обязанности устранить данные нарушения подлежат удовлетворению.

Как следует из п.п.13.14.3, 14.4 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», приборы приемно-контрольные пожарные, имеющие функцию управления оповещателями, должны обеспечивать автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание. В помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала должны быть выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения, а также линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией, противодымной защиты, автоматического пожаротушения и других установок и устройств противопожарной защиты.

Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности (п.3.4 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).

В п.12 справки от 16.04.2018 зафиксировано, что на спорных объектах не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, а именно: не обеспечен автоматический контроль линий связи системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на обрыв и короткое замыкание, то есть при размыкании линии связи, а также при инициировании короткого замыкания, на световом табло «Выход» прибор управления не информирует о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения.

Учитывая, что до настоящего времени указанное нарушение не устранено, требования прокурора о возложении на ДЮСШ «Кедр» обязанности устранить его являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Общие положения при выборе типов пожарных извещателей для защищаемого объекта регулируются п.13.1 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Из п.13.1.10 названного СП следует, что выбор пожарных извещателей производится в зависимости от назначения защищаемых помещений и вида пожарной нагрузки.

Согласно п.13 справки от 16.04.2018 тип используемых пожарных извещателей (извещатель пламени «Спектрон-201»), размещенных в помещениях (тренажерный, борцовский и спортивный залы), не соответствует назначению защищаемого помещения и виду пожарной нагрузки, что стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора о возложении на ДЮСШ «Кедр» обязанности устранить указанные нарушения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.83 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п.61 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390).

В справке от 16.04.2018 указано, что отсутствует проект (не хранится на объекте), исполнительная документация на системы противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы пожаротушения), что является нарушением вышеприведенных положений закона, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить данные нарушения также являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, однако фактическое устранение выявленных нарушений возможно только при выделении образовательному учреждению необходимых для этого денежных средств. Данную обязанность суд считает необходимым возложить на МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска по следующим основаниям.

Так, из объяснений представителей ответчика следует, что нарушения правил пожарной безопасности, имеющиеся в настоящее время, связаны с конструктивными особенностями здания, для их устранения необходимо проведение капитального ремонта.

В соответствии с п.3 ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.п.4 – 6 ст.123.22 и п.2 ст.123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

На основании п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п.7.1 Устава ДЮСШ «Кедр»).

Источниками финансового обеспечения Учреждения являются субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» (п.7.8 Устава).

Учреждение вправе осуществлять функции заказчика (застройщика) на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство объектов капитального строительства (п.7.11 Устава).

Таким образом, проведение капитального ремонта за счет средств общеобразовательного учреждения не предусмотрено.

Согласно ст.ст.38, 40 Устава Города Томска администрация Города Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск», выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета Города Томска; обеспечивает исполнение бюджета Города Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета Города Томска, в порядке, установленном Думой Города Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.

Как следует из п.1.5 Устава ДЮСШ «Кедр» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.

Согласно п.7.2 Устава учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления или приобретенными учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

В соответствии с п.2 ст.21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Статьей 156 БК РФ предусмотрено, что адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств. Он же формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В силу ст.60 Устава Города Томска под бюджетом Города Томска понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории Города Томска.

Суд принимает во внимание, что здания, используемые в своей деятельности ответчиком ДЮСШ «Кедр», находятся в муниципальной собственности, обеспечение их содержания в технически безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск», которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования.

При таких обстоятельствах финансирование расходов ДЮСШ «Кедр» на проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника зданий – муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.

Пунктом 2 ст.206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В исковом заявлении истец просит суд обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска выделить в необходимом объеме денежные средства ДЮСШ «Кедр» до 01.06.2019, а ДЮСШ «Кедр» в течение шести месяцев с момента выделения необходимых денежных средств устранить нарушения правил пожарной безопасности.

В судебном заседании сторона ответчика указывала о недостаточности заявленного срока, сославшись на длительность процедур, необходимых для выделения денежных средств, проведения работ.

Суд считает указанные возражения обоснованными, в связи с чем полагает, что разумным и достаточным для выделения денежных средств является срок 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, так как выделению денежных средств предшествуют ряд определенных действий, таких как осмотр здания, составление смет и прочие работы, которые учитывая значительную площадь здания, характер деятельности, а именно работу с детьми и непрерывный образовательный процесс, занимают значительное время.

При этом срок для устранения нарушений правил пожарной безопасности, заявленный истцом, по мнению суда, является достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить в необходимом объеме денежные средства Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Кедр» Города Томска» для проведения работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке ГУ МЧС России по Томской области от 16.04.2018 №3-28-8164.

Обязать Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Кедр» Города Томска» в течение шести месяцев с момента выделения необходимых денежных средств устранить нарушения правил пожарной безопасности, указанных в справке ГУ МЧС России по Томской области от 16.04.2018 №3-28-8164, а именно:

- обеспечить ширину эвакуационных выходов в свету не менее 0,8 м (двери выхода из тренажерного зала в бассейн, выход из спортзала 1 этаж, кабинет врача 2 этаж, выход №2, выход из бассейна к выходу №2), высоту эвакуационных выходов в свету не менее 1,9 м (выход №2);

- оборудовать двери эвакуационных выходов световыми оповещателями «ВЫХОД» (1 этаж помещение спортзала, выход со 2 этажа №3);

- заменить автоматическую установку пожарной сигнализации, которая не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием;

- обеспечить на автоматической установке пожарной сигнализации подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием, так, чтобы при срабатывании АПС происходило отключение общеобменной вентиляции;

- обеспечить достоверность поступления сигнала о пожаре на управление систем оповещения и управление инженерным оборудованием путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, так как сигнал осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя, не удовлетворяющего параметрам;

- установить системы автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях на объекте, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей;

- разместить настенные звуковые и речевые оповещатели на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя не менее 150 мм;

- привести в исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре и информирование прибора управления на световом табло «Выход» о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения;

- разместить в помещениях (тренажерный зал, борцовский зал, спортивный зал) пожарные извещатели (извещатель пожарный дымовой линейный), соответствующие назначению защищаемого помещения и виду пожарной нагрузки и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

- разработать проект исполнительной документации на системы противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы пожаротушения);

- обеспечить работоспособность автоматической установки пожарной сигнализации и включение системы оповещения, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Копия верна

Судья И.А. Перемитина

Секретарь: Н.П. Панкратьева

«____» _____________ 20 __ года

Судья: /подпись/

Оригинал хранится в деле №2-299/2019 в Октябрьском районном суде г.Томска.