ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-299/2013 от 10.07.2013 Хайбуллинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2-299/2013

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Акъяр Хайбуллинского района
Республики Башкортостан

10 июля 2013 года

Хайбуллинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Каримова Ф.Ф.,

при секретаре Исмагиловой Г.Г.,

с участием помощника прокурора Хайбуллинского района РБ Яхина Н.И., представителя ответчика сельского поселения Бурибаевский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ- главы сельского поселения Ильбакова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хайбуллинского района РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Бурибаевский сельсовет муниципального образования Хайбуллинский район РБ о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор Хайбуллинского района РБ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным, выразившееся в не обращении администрацией сельского поселения Бурибаевский сельсовет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозного недвижимого имущества с последующей регистрацией права муниципальной собственности, обязать администрацию сельского поселения Бурибаевский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ в срок до 01 августа 2013 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозного недвижимого имущества- водопроводных сетей в с. Бурибай протяженностью- 47,4 км. и зарегистрировать право муниципальной собственности.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при оформлении в собственность и использовании объектов водоснабжения и водоотведения. В ходе проверки установлено, что общая протяженность водопроводных сетей в населенном пункте сельского поселения Бурибаевский сельсовет в с. Бурибай- 47,4 км. Объекты водоснабжения на балансе администрации сельского поселения состоят, но ни за кем не закреплены, в муниципальную собственность не переданы, являются бесхозными. Содержание, текущий ремонт данных объектов осуществляется организацией жилищно- коммунального комплекса ООО «Коммунальщик». Собственник вышеуказанных сетей не определен, данные сети в настоящее время ни за кем не закреплены. Таким образом, бездействие администрации сельского поселения Бурибаевский сельсовет выражается в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозного недвижимого имущества с последующей регистрацией права муниципальной собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Хайбуллинского района Яхин Н.И., действующий в интересах неопределенного круга лиц, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Бурибаевский сельсовет муниципального образования Хайбуллинский район РБ- глава сельского поселения Ильбаков В.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал. Суду пояснил, что в населенном пункте с. Бурибай протяженность водопроводных сетей составляет 47,4 км., канализационных- 14,4 км. Указанные объекты находятся в собственности сельского поселения. На основании договора аренды водопроводные сети были переданы в аренду в ООО «Коммунальщик». Считает, что указанные водопроводные сети не являются бесхозными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исходя из исследованных судом доказательств, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, в частности, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых

вещей» (далее по тексту - Постановление) от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;

территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно п. 4 Постановления на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пункт 5 Постановления устанавливает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Учитывая существо иска юридически значимыми обстоятельством по делу являются: наличие бесхозного имущества, факт владения данным имуществом кем-либо, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по определению собственника указанного в иске недвижимого имущества и принятию мер по постановке данного имущества на учет в качестве безхозяйного. Доказывание юридически значимых обстоятельст возложена на истца.

С учетом существа заявленных требований к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Истцу неоднократно предоставлялась возможность предоставить указанные документы для подтверждение его доводов.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления может быть признано незаконным в случае, если оно противоречит законодательству, нарушает права и законные интересы граждан. Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от прав собственности на которую собственник отказался. Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Как следует из материалов дела на территории данного сельского поселения протяженность водопроводных сетей составляет 47,4 км.

Постановлением №218 от 04 сентября 2003 года «Об отнесении имущества, находящегося в муниципальной собственности Хайбуллинского района РБ, к государственной собственности Республики Башкортостан и передаче во владение и пользование администрации Хайбуллинского района РБ» и Перечнем имущества, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность Бурибаевского муниципального образования Хайбуллинский район РБ тепло-водоснабжение передано в собственность Бурибаевского муниципального образования.

О том, что водопроводные сети переданы в собственность муниципального образования Бурибаевский поссовет подтверждается договором №781 от 25 ноября 2004 года передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность муниципального образования Бурибаевский поссовет и актом о приема-передачи от 25 ноября 2004 года.

Согласно договору №5 от 13 октября 2010 года сельское поселение Бурибаевский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ передало в аренду ООО «Коммунальщик» систему отопления, систему водоснабжения, объекты системы КНС и ОС, здания и сооружения с. Бурибай, расположенного по адресу: Хайбуллинский район, с. Бурибай, ул. З. Валиди, 38.

Из информационного письма адресованного на имя прокурора Хайбуллинского района РБ следует, что объекты водоснабжения состоят в собственности сельского поселения Бурибаевский сельсовет, объекты водоснабжения переданы в аренду согласно договору об аренде.

Согласно пункта 4 ст. 3 Устава сельского поселения Бурибаевский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ, к вопросам местного значения относятся организация в границах Сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В первую очередь к вопросам водоснабжения и водоотведения следует отнести обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу.

Установлено в ходе судебного заседания, что объект водоснабжения находится в собственности сельского поселения, и он находится во временном владении и пользования согласно договору аренду и акту приема- передачи у ООО «Коммунальщик», содержание и ремонт осуществляется арендатором.

Фактически сельское поселение владеет и пользуется водопроводными сетями как собственник имущества.

Согласно ст. 56 ГПК РФ истцом прокурором Хайбуллинского района РБ не представлено суду доказательств, подтверждающих, что водопроводные сети которые находятся в ведении сельского поселения Бурибаевский сельсовет являются бесхозными. А учитывая наличие указанных выше документов свидетельствующих, что данные объекты недвижимости переданы в собственность сельского поселения Бурибаевский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район РБ, которые не оспорены стороной истца, то для удовлетворения исковых требований оснований не имеется.

Положения ст. 56, 57, 148, 149 ГПК РФ были разъяснены истцу в ходе проведения досудебной подготовки по делу, достоверных, допустимых и относимых доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, истцом не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении искового заявления прокурора Хайбуллинского района РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия сельского поселения Бурибаевский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район незаконным- отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы в Хайбуллинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Ф.Ф. Каримов

Судебный акт вступил в законную силу