РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2014 г. г. Ростов-на-Дону
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Галкина Д.А., при секретаре судебного заседания Звереве Д.В., с участием представителей заявителя – ФИО1 и ФИО2, представителя начальника Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу (далее – МУ КФИ МО РФ по ЮВО) – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Военного комиссара Республики Северная Осетия – Алания (далее – ВК РСО-А) ФИО4 об оспаривании действий начальника МУ КФИ МО РФ по ЮВО, связанных с указанием в Акте контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Республики Северная Осетия – Алания Министерства обороны Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. сведений о незаконности оплаты расходов, связанных с возмещением гражданскому персоналу расходов по проезду к месту командировки и обратно без предоставления проездных документов (билетов), подтверждающих понесенные расходы,
УСТАНОВИЛ:
ВК РСО-А обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать незаконным и необоснованным действия начальника МУ КФИ МО РФ по ЮВО в раздел «Другие расходы по бюджетной смете МО РФ и использование материальных средств» Акта контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Республики Северная Осетия – Алания Министерства обороны Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. (далее - Акт) абзацев 5, 6 и 7, и обязать упомянутое должностное исключить данные абзацы из Акта.
В обоснование своих требований заявитель указал, что согласно обжалуемым абзацам Акта ВК РСО-А в нарушение требований законодательства производилось возмещение гражданскому персоналу расходов по проезду к месту командировки и обратно на основании справок о стоимости проезда без предоставления проездных документов (билетов), подтверждающих произведенные расходы. На указанные цели было затрачено <...> рубль <...> копеек. Актом предписано предпринять меры по возмещению данной суммы. В то же время компенсация упомянутых расходов производилась во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. «О размерах возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», которое предписывает производить возмещение транспортных расходов при отсутствии проездных документов в размере минимальной стоимости проезда.
В судебном заседании представители заявителя, каждая в отдельности, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности были проверены, в том числе, иные документы - основания для возмещения упомянутых расходов, а именно приказы о направлении работников в командировку, командировочные удостоверения с отметками о прибытии к месту командировки и к месту постоянной работы, а также справки о минимальной стоимости билета для проезда к месту командировки и обратно.
Начальник МУ КФИ МО РФ по ЮВО в своих письменных возражениях требования заявителя не признал, указав, что порядок возмещение транспортных расходов лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регламентирован Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749, которое не предусматривает возможность возмещать транспортные расходы, связанные с проездом к месту командировки и обратно, на основании справок о стоимости проезда при отсутствии оправдательных документов. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 регламентирует порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, только военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.
В судебном заседании представитель начальника МУ КФИ МО РФ по ЮВО требования заявителя не признал, просил суд в удовлетворении заявления отказать, дал пояснения, соответствующие письменным возражениям.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из абзацев 5, 6 и 7 раздела «Другие расходы по бюджетной смете МО РФ и использование материальных средств» Акта следует, что в нарушение требований ст. 166 ТК РФ и п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749, гражданскому персоналу ВК РСО-А возмещались расходы по проезду к месту командировки и обратно на основании справок о стоимости проезда без предоставления проездных документов (билетов), подтверждающих произведенные расходы. Неположенные выплаты составили <...> рубль <...> копеек.
Статьей 166 ТК РФ установлено, что служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статьями 167 и 168 упомянутого кодекса определено, что при направлении работника в командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных с командировкой, в том числе расходов по проезду.
Пунктом «в» части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. «О размерах возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» установлено, что работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, возмещаются в размере минимальной стоимости проезда.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, входят в составы военных округов и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Из изложенного следует, что сотрудники военкомата, являясь работниками организации, финансируемой за счет средств федерального бюджета, при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы, имеют право на их возмещение в размере минимальной стоимости проезда.
Как видно из обжалуемых абзацев Акта, ВК РСО-А возмещение таких расходов производилось на основании справок о минимальной стоимости проезда, что полностью соответствует требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов. Наличие иных предусмотренных законом оснований для возмещения работникам Военкомата командировочных расходов МУ КФИ МО РФ по ЮВО под сомнение не ставилось. При таких обстоятельствах суд находит действия ВК РСО-А по возмещению работникам расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере минимальной стоимости проезда на основании справок (о минимальной стоимости проезда) правомерными.
При этом ссылки начальника МУ КФИ МО РФ по ЮВО на Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749 являются не состоятельными, поскольку данное положение определяет порядок направление работников в командировки, а не порядок возмещения расходов, связанных с командировками. Доводы начальника МУ КФИ МО РФ по ЮВО о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. «О размерах возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» не регламентирует размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не основаны на законе, в связи с чем суд их отвергает.
При таких обстоятельствах суд признает заявление ВК РСО-А обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Военного комиссара Республики Северная Осетия – Алания ФИО4 удовлетворить.
Действия начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу), связанные с включением раздел «Другие расходы по бюджетной смете МО РФ и использование материальных средств» Акта контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Республики Северная Осетия – Алания Министерства обороны Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. абзацев 5, 6 и 7 о незаконности оплаты расходов, связанных с возмещением гражданскому персоналу расходов по проезду к месту командировки и обратно без предоставления проездных документов (билетов), подтверждающих понесенные расходы, признать незаконными.
Обязать начальника Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) исключить из раздела «Другие расходы по бюджетной смете МО РФ и использование материальных средств» Акта контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Республики Северная Осетия – Алания Министерства обороны Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. абзацы 5, 6 и 7 о незаконности оплаты расходов, связанных с возмещением гражданскому персоналу расходов по проезду к месту командировки и обратно без предоставления проездных документов (билетов), подтверждающих понесенные расходы.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Д.А. Галкин