ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-299/2021 от 21.07.2021 Нагайбакского районного суда (Челябинская область)

УИД 74RS0033-01-2021-000414-91

Дело № 2-299/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз 21 июля 2021 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Трякиной Евгении Николаевны, Ройт Алены Сергеевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса о признании незаконными действий по начислению платы за оказание услуг по обращению с коммунальными отходами,

Установил:

Трякина Е.Н. и Ройт А.С. обратились в суд с требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью « Центр коммунального сервиса (далее по тексту (ООО «ЦКС») о признании незаконными действий по начислению платы за оказание услуг по обращению с коммунальными отходами.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы проживают на территории Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в домах частного сектора. С 2018 года с приходом регионального оператора ООО «ЦКС» стали приходить квитанции по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Начиная с 2018 года в населенном пункте контейнера установили только на прилегающей территории многоквартирных домов, при этом частный сектор не был обеспечен контейнерами для сбора мусора, не были оборудованы площадки для контейнеров. Вопрос о помешковом сборе для жителей частного сектора не был разрешен. С 2018 года ответчик стал начислять и присылать квитанции на оплату. Только в январе 2019 года началась установка контейнеров для сбора отходов. При обращении истца Трякиной Е.Н. в ООО «ЦКС» за перерасчетом, ей отказали, разъяснив, что до момента установки на территории поселения осуществлялся помешковый сбор. Однако, региональным оператором тара не предоставлялась с момента начисления оплаты, контейнера для сбора отходов отсутствовали. В 2019 году администрацией Нагайбакского муниципального района в адрес ООО «ЦКС» направлялось письмо об осуществлении перерасчета для владельцев частных домов. На снимках «Глонас» за 2018 год проезд автотранспорта на территорию частных домовладений не зафиксирован. Только в 2019 году в газете «Южноуральская панорама» п. Нагайбакский указан как объект образования отходов. Территориальная схема размещения отходов отсутствовала. Истцы, как жители частного сектора утверждают, что не имеют источников образования отходов, поскольку проживая в частном секторе, имеют подсобное хозяйство, где пищевые отходы направляются на корм домашним животным, бумага и дерево используются в качестве твердого топлива, стеклотара по типу многократного применения. Между сторонами не заключался договор на оказание услуг по обращению с отходами. Истцами не осуществлялось конклюдентных действий подтверждающих заключение договора в виде оплаты услуги. Полагают, требования ответчиков по начислению платы за обращение с отходами начиная с 2018 года по настоящее время необоснованны. Просят признать действия ООО «ЦКС» по начислению платы за оказание услуг по обращению с коммунальными отходами незаконными.

Истец Трякина Е.Н. в судебном заседании настаивала на требованиях, пояснив, что с 2019 года она обращалась и в администрацию района, и в ООО « ЦКС», и в Главное Управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» по поводу необоснованного начисления за услуги по вывозу ТКО, которые не оказывались, договора с ней никто не заключал, полагает требования о взыскании платы за ТКО с 2018 года по настоящее время незаконны и не обоснованны.

Истец Ройт А.С. в судебном заседании требования Трякиной Е.Н. поддержала. Пояснила, что с 2018 года по начало 2019 года у них не имелось вблизи контейнеров, помешковый сбор мусора не был организован. Только после установки контейнеров для сбора мусора в 2019 году в частном секторе, вблизи расположения её дома, она и её семья стали пользоваться мусорными контейнерами.

Ответчик ООО «ЦКС» о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Информация о дате и времени судебного заседания размещена на официальном сайте суда.

Администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрация Нагайбакского сельского поселения, привлеченные к участию в деле, в качестве третьих лиц, о слушании извещены, представители в судебное заседание не направлены.

Суд считает возможным рассмотреть материалы дела в отсутствии надлежаще извещенных лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Трякина Е.Н. проживает в <адрес>. Данное помещение принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ/ л.д.9/.

Ройт А.С. проживает в частном доме по <адрес>. Жилое помещение принадлежит ФИО5, на основании свидетельства о государственной регистрации права выданным ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 8/.

По данным администрации Нагайбакского сельского поселения Челябинской области, Ройт А.С. зарегистрирована и проживает по <адрес>. Совместно с ней зарегистрированы и проживают: ФИО6, дети ФИО5 и ФИО7, что следует из данных похозяйственной книги , лицевой счет /л.д. 78/.

По данным похозяйственной книги лицевой счет следует, что Трякина Е.Н., ФИО8 и дети ФИО9 и ФИО10 проживают в <адрес>, что следует из данных предоставленных администрацией Нагайбакского сельского поселения / л.д. 77/.

С ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЦКС» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области и производит начисление платы за указанные услуги. ООО «ЦКС» оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из пояснений, предоставленных ООО «ЦКС» / л.д.14,50-52, 61/.

В соответствии с ч. 1 п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правил, установленных ч. 3 ст. 169 настоящего кодекса.


В силу положений статьи 8 Федерального закона от 24 июня1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании положений ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.


Как указано в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

региональный оператор по обращению с ТКО- юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156.

Согласно п.3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области экологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п.4 Правил № 1156).

Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора, накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со схемой обращения с отходами (п.9 Правил № 1156).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (п. 10 правил № 1156).

Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п.15 Правил № 1156).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Министерства экологии Челябинской области № 1562 от 24 декабря 2018 года утверждена территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Челябинской области. Этот приказ опубликован в газете «Южноуральская панорама» от 24 января 2019 года №4/1 (3974/1) /л.д. 35-36/.

В соответствии с данным приказом в территориальную схему включен п. Нагайбакский Нагайбакского района Челябинской области /л.д.35/.

Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.


В соответствии с положениями указанного закона, администрацией Нагайбакского района определены места для размещения контейнерных площадок с которых ответчиками ООО «ЦКС» осуществляется вывоз ТКО.

По данным администрации Нагайбакского сельского поселения Челябинской области на территории поселения расположены 24 контейнера. Ближайший контейнер для домовладения Трякиной Е.Н., проживающей по <адрес>, расположен у домов по <адрес>. Для домовладения Ройт А.С. проживающей по <адрес>, ближайший контейнер находится по <адрес> / л.д.41, 56/.

По данным администрации Нагайбакского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ поселением было приобретено 20 контейнеров для сбора ТКО, что подтверждается товарной накладной / л.д. 87/.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в 2018 году мест размещения сбора бытовых отходов на территории частного сектора п. Нагайбакский. Это обстоятельство подтверждается и данными «Глонас» предоставленными ООО «ЦКС» администрации Нагайбакского сельского поселения» на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, по обращению главы администрации в адрес ООО «ЦКС» о производстве перерасчета жителям поселения за предоставленные услуги по вывозу ТКО в 2018 году / л.д.14-15/.

По данным «Глонас» за 2018 год вывоз ТКО не осуществлялся от территорий частного сектора в месте проживания Трякиной Е.Н и Ройт А.С., в связи с отсутствием контейнеров / л.д.16-29/.

Стороной ответчика не оспаривается тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ в зале заседания администрации Нагайбакского района Челябинской области состоялась встреча населения с представителями Центра коммунального сервиса. Итоги данной встречи освещены в газете «Всходы», выпускаемой в Нагайбакском районе. Во время встречи, заместителем директора ООО «ЦКС» было разъяснено, что если на улице жителя поселка нет контейнеров, мусор не вывозится, то платить за неоказанную услугу не надо.

Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что вывоз ТКО из частного сектора, в месте проживания Трякиной Е.Н. по <адрес> Ройт А.С. по месту проживания <адрес> 2018 году не осуществлялся.

Начиная с 2019 года ООО «ЦКС» услуга по вывозу ТКО оказывалась повсеместно в п. Нагайбакский, что подтверждается и пояснениями истца Ройт А.С. в судебном заседании, данными системы «Глонас» о прохождении всех точек схемы расположения контейнеров в п. Нагайбакский.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в части признания действий ООО «ЦКС» по начислению и взиманию платы начиная с января 2019 года у суда не имеется, поскольку доводы истцов основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Обсуждая доводы истцов об отсутствии письменного договора на оказание услуги потребителю, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пункт 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.


На основании п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.


Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.


В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).


В силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ).


В соответствии с п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.

Пунктами 4 и 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно п. 8.5-8.17 Правил обращения с ТКО, утвержденных 12 ноября 2016 года Постановлением №1156, договор оказания услуг с собственниками коммунальных отходов заключается на условиях типового договора. Публичный договор на обращение с ТКО был опубликован ООО «ЦКС» в газете «Советское село» от 03 июня 2017 года № 21 (8704). Данный договор также размещен на официальном сайте ООО «ЦКС»

Из содержания приведенных положений следует, что документом, свидетельствующим о заключении договора оказания услуг по вывозу бытовых отходов, может быть и квитанция, и талон, и иной документ.


В судебном заседании установлено, что в адрес Трякиной Е.Н. семьи Ройт А.С. ежемесячно направляются квитанции, где получателем платежа указан ООО « Центр коммунального сервиса », перечислены реквизиты юридического лица, вид платежа - услуга по обращению с ТКО, тарифы и нормативы потребления, услуга начисляется исходя из количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении.


Таким образом, отсутствие письменного договора, заключенного с каждым из потребителей коммунальной услуги не свидетельствует, в целом, об отсутствии договорных отношений.


Тот факт, что между истцом и ответчиком не бы заключен договор в письменной форме не освобождает истца от обязанности оплаты за фактически оказанную коммунальную услугу.

Что касается указаний истцом на то, что места установки контейнеров не соответствуют нормам санитарных правил, что приводит к разносу мусора и отходов на прилегающей территории и её засорению, растаскиванию отходов птицами и собаками, то суд в данном случае отмечает, что рассмотрение вопроса, о надлежащем оборудовании контейнерных площадок не входит в предъявленные требования истцов, выходит за рамки предъявленных исковых требований, в связи с чем, не подлежит рассмотрению.


На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 167, 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Трякиной Евгении Николаевны, Ройт Алены Сергеевны удовлетворить частично.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» по начислению платы за оказание услуг по обращению с коммунальными отходами за период 2018 года незаконными.

В удовлетворении остальной части исковых требований о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» по начислению платы за оказание услуг по обращению с коммунальными отходами за 2019 год по настоящее время отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Председательствующий.

Мотивированное решение составлено 27 июля 2021 года