Дело № 2-299/2022 (2-6938/2021;); №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2022г. город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Толмачевой И.И.,
При секретаре Кусаматовой Д.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Управления МВД России по г.Перми - ФИО2, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению МВД России по г.Перми о возложении обязанности поставить на государственный учет транспортных средств мотоцикл как транспортное средство,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению МВД России по г.Перми о возложении обязанности поставить на учёт мотоцикл как транспортное средство в государственный реестр транспортных средств. В обоснование требований истец указал, что является собственником мотоцикла модели ИЖ-49, 1954 года выпуска, № двигателя № с рамой №№ черного цвета, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО3 (продавцом). Однако документы на мотоцикл продавцом были утрачены, поэтому подтверждением права собственности истца как покупателя мотоцикла является этот договор купли-продажи. С момента покупки транспортного средства истец владел им, пользовался и распоряжался. Право собственности истца на мотоцикл никем не оспаривалось, продавец к истцу претензий не имел.
В целях постановки мотоцикла на учет в органах ГИБДД истец направил запросы в архивы: при правительстве Удмуртской Республики, в ОГИБДД ОМВД России по Соликамскому городскому округу, по , по Александровскому муниципальному округу, по Березниковскому городскому округу Пермского края и РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми с целью получения первичных и технических документов на мотоцикл. Истцу было сообщено, что мотоцикл с данными характеристиками на государственном учете не состоял, в реестрах регистрации транспортных средств не значился, информация о данном мотоцикле и владельцах отсутствует. Данные обстоятельства явились препятствием для регистрационных действий с мотоциклом в органах ГИБДД. В связи с чем истец заключил договор с ООО «Центр независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО», специалист которого ФИО4 по итогам исследований заключил, что мотоцикл ИЖ-49 технически исправен, повреждений аварийного характера не имеет, собран на заводе изготовителе и соответствует установленным требованиям по идентификации транспортных средств, их агрегатов, узлов и других элементов. Год выпуска, номер рамы, двигателя и цвет на мотоцикле «ИЖ-49» соответствует году выпуска, номеру рамы, двигателя и цвету указанному в договоре купли-продажи мотоцикла от ДД.ММ.ГГГГ. При условии регистрации, получения паспорта ТС, свидетельства регистрации ТС и обязательном страховании транспортного средства, мотоцикл ИЖ-49, номер двигателя Г62205 с рамой №№, черного цвета, может эксплуатироваться на дорогах общего пользования. В связи с чем истец имеет право зарегистрировать данное транспортное средство в государственном реестре транспортных средств, так как регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. Однако в регистрации названного мотоцикла органами ГИБДД истцу отказано.
Истец просит возложить на Управление МВД России по городу Перми обязанность поставить на государственный учет мотоцикл модели ИЖ-49, 1954 года выпуска, № двигателя № с рамой №№ черного цвета.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал, просил их удовлетворить, пояснил, что поддерживает первоначально заявленные требования, получить документы по страхованию не может, так как при техническом осмотре на станции технического осмотра при проверке электронной базы, в которой находятся сведения о ТС, зарегистрированных органами ГИБДД, а поскольку мотоцикл истца не зарегистрирован, провести технический осмотр с выдачей надлежащих документов не могут. В органах ГИБДД не регистрируют, так как документы завода-изготовителя не сохранились, ПТС на мотоцикл не выдавался, поэтому получается замкнутый круг. Также истец представил справку ООО «Станция технического контроля №» от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что мототранспортное средство (указанный судом ранее мотоцикл) исправно технически. Диагностическая карта не выдана и не занесена в систему ЕАИСТО по причине отсутствия регистрационных документов на мототранспортное средство.
Представитель ответчика УМВД России по г.Перми с требованиями не согласился, представил письменные возражения, в которых указал, что в административном регламенте по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. №, содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации ТС. ФИО1 не был соблюден заявительный порядок обращения для получения государственной услуги, в связи с чем требование истца о возложении обязанности по проведению регистрационных действий является необоснованным (л.д. 82-83). В дополнительных возражениях указал, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством РФ. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Согласно действующему правовому регулированию паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств (Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 18.05.1993г. №477 «О введении паспортов транспортных средств») (л.д. 132-133).
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.1, 2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 является собственником мотоцикла модели ИЖ-49, 1954 года выпуска, № двигателя № с рамой №Г62205 черного цвета, на основании договора купли-продажи от 08.06.2019г., заключенного с ФИО3 (продавцом) (л.д. 30).
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России поФИО3 ИДД.ММ.ГГГГ.р., место рождения , был зарегистрирован по адресу:, выписан ДД.ММ.ГГГГ., умер (л.д. 149).
В судебных заседаниях установлено, что при обращении истца в МРЭО ГИБДД для регистрации указанного мотоцикла, ему отказывают в этом, так как по данным инспекции отсутствуют документы, идентифицирующие ТС, отсутствует полис ОСАГО, в информационных базах ГИБДД отсутствует информация о регистрации данного ТС (л.д. 84-85, 97, 100-102, 104-107, 124).
В соответствии с ч.2 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Правовой основой государственной регистрации транспортных средств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №283-ФЗ от 03.08.2018г.).
Согласно п.23 Правил государственной регистрации транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 №1764, сведения о транспортных средствах, совершенных регистрационных действиях, сведения о владельцах транспортных средств и иные данные включаются в государственный реестр транспортных средств.
Государственный реестр транспортных средств – федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационные данные транспортных средств и иные данные. Форма, порядок ведения государственного реестра транспортных средств и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.9 ФЗ №283-ФЗ от 03.08.2018г.).
Следовательно, государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен содержать полную информацию о владельцах транспортных средств и документах на них во избежание получения заинтересованными лицами неполной и неточной информации.
Из материалов дела установлено, что в государственном реестре транспортных средств отсутствует информация о собственнике спорного ТС – мотоцикла, что подтверждается ответами на запросы истца (л.д. 51-54). В связи с чем истец заключил договор с ООО «Центр независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО», специалист которого ФИО4 по итогам исследований заключил, что мотоцикл ИЖ-49 технически исправен, повреждений аварийного характера не имеет, собран на заводе изготовителе и соответствует установленным требованиям по идентификации транспортных средств, их агрегатов, узлов и других элементов. Год выпуска, номер рамы, двигателя и цвет на мотоцикле «ИЖ-49» соответствует году выпуска, номеру рамы, двигателя и цвету указанному в договоре купли-продажи мотоцикла от 08.06.2019г. При условии регистрации, получения паспорта ТС, свидетельства регистрации ТС и обязательном страховании транспортного средства, мотоцикл ИЖ-49, номер двигателя Г62205 с рамой №Г62205, черного цвета, может эксплуатироваться на дорогах общего пользования (л.д. 55-75).
На запрос суда АО «Концерн «Калашников» (от 12.01.2022г. №7-4-5/3) предоставил следующую информацию: указанная модель транспортного средства выпускалась в период с 1951г. по 1958 годы Машиностроительным заводом №74, а затем Ижевским машиностроительным заводом (до октября 1954г. одновременно также «№74»). В результате организационно-правовых мероприятий по преобразованию с 2002г. указанное юридическое лицо именовалось ОАО «Ижевский механический завод». На основании определения Арбитражного суда УР от 16.06.2016г. по делу о несостоятельности (банкротстве) №А71-6485/2011 данное юридическое лицо ликвидировано, о чем 21.07.2016г. внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. АО «Концерн «Калашников», в адрес которого поступил запрос, создано как самостоятельное юридическое лицо на основании решения Государственной корпорации «Ростехнология» от 19.05.2011г. №РТ6800/7-72. Поэтому информация о продукции, изготовленной другим юридическим лицом, отсутствует (л.д.126, 151).
Также на запрос суда ГКУ «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №т-194 сообщил, что в документах объединенного архивного фонда ОАО «Ижевский машзавод» и его предшественников за 1953-1955гг сведения о выпуске мотоцикла ИЖ-49, 1954 г.в., с двигателем №№, рамой №№ черного цвета, не обнаружены.
В документах объединенного архивного фонда ОАО «Ижевский машзавод» и его предшественников, в приказе Министерствва вооружения СССР от 14.07.1951г. №155/к значится: «В 1950-1951 гг. заводом №74 совместно с 5 Главным управлением проведена большая работа по созданию и освоению в производстве нового мотоцикла ИЖ-49. В результате выпущен мотоцикл не уступающий лучшим образцам мотоциклов своего класса, а переход на его производство осуществлен параллельно с выпуском старого мотоцикла без перерыва производства. Высокие качества мотоцикла ИЖ-49 подтверждены проведенными соревнованиями на первенство марки Советского Союза, где команда завода на мотоциклах ИЖ-49 заняла 1 место и получила приз «Первенство марки 1951 г.».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению экспертов № АНО «Экспертный центр «Аналитика» ФИО5, ФИО6 на вопросы суда сделаны следующие выводы:
Имеются ли на представленном транспортном средстве «ИЖ-49» маркировочные обозначения, пригодны ли они для идентификации мотоцикла и соответствуют ли они заводскому исполнению?
Имеющаяся на представленном мотоцикле заводская табличка с маркировочными обозначениями, в том числе и с серийными номерами мотоцикла и двигателя (Г62205) соответствует заводскому исполнению, демонтажу и повторной установке не подвергалась и принадлежит данному ТС. Имеющийся на раме (съемной опорной дужке) серийный номер мотоцикла (Г62205) является первоначальным и изменению не подвергался. «Свежих» следов (каких-либо признаков) демонтажа и повторной установки с использованием нештатного инструмента экспертом, в условиях проведенного исследования, не выявлено. Маркируемая деталь принадлежит всей раме представленного мотоцикла. Серийный номер двигателя представленного мотоцикла (Г62205) является первоначальным и изменению не подвергался.
Является ли представленный мотоцикл транспортным средством «ИЖ-49», соответствует ли он требованиям безопасности, возможна ли его эксплуатация на дорогах общего пользования?
Представленный на экспертизу мотоцикл является транспортным средством: мотоциклом «ИЖ-49» производства Ижевского машиностроительного завода и выпущен в 1954 году. Данное транспортное средство соответствует требованиям эксплуатации на период его выпуска заводом-изготовителем и может эксплуатироваться на дорогах общего пользования при соблюдении следующих условий: регистрация в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, оформления полиса ОСАГО в соответствии с законодательством, техническая исправность транспортного средства.
Истцом представлена справка ООО «Станция технического контроля №» от ДД.ММ.ГГГГ. № о том, что мототранспортное средство мотоцикла модели ИЖ-49, 1954 года выпуска, № двигатель № с рамой №№ черного цвета исправно технически. Диагностическая карта не выдана и не занесена в систему ЕАИСТО по причине отсутствия регистрационных документов на мототранспортное средство.
Исследовав представленные доказательства, суд полагает возможным
удовлетворить заявленные исковые требования ФИО1, поскольку отсутствие/не сохранность документов завода-изготовителя на выпущенный с производства мотоцикл, а также отсутствие его государственного учета в государственном реестре транспортных средств, не может стать причиной не постановки мотоцикла на учет в целях надлежащей правовой информации о собственнике ТС, и его технических характеристиках.
Учитывая содержание государственного реестра в отношении ТС, принадлежащего истцу, права истца нарушаются отсутствием сведений о ТС в информационном ресурсе как о владельце ТС. В связи с чем, а также принимая во внимание абсолютный характер права собственности, поскольку собственнику в правоотношении противостоит неопределенный круг лиц, информация об истце как собственнике и как о владельце транспортного средства должна быть отражена в государственном реестре транспортных средств как информационном ресурсе публичного характера, выдача сведений и выписок из которого производится заинтересованным лицам (ч.4 ст.9 ФЗ №283-ФЗ от 03.08.2018г.). Поэтому на регистрирующий орган должна быть возложена обязанность внести сведения в государственный реестр транспортных средств об истце как владельце указанного мотоцикла. Данную обязанность следует возложить на регистрирующий орган, так как он является оператором государственного реестра транспортных средств в отношении транспортных средств. При этом доводы ответчика о том, что постановка транспортных средств на государственный учет осуществляется только при наличии ПТС или документов завода-изготовителя, судом не могут быть приняты, поскольку их отсутствие не может быть препятствием внесению сведений в реестр о транспортном средстве, его владельце как раскрытие полной информации о транспортном средстве, право на которую имеет не только истец, но и все заинтересованные в получении информации о транспортном средстве лица. Иначе механизм защиты права в сходных ситуациях не был бы обеспечен государством, учитывая, что ранее мотоциклы подобного года выпуска не регистрировались органами ГАИ. Представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается, что мотоцикл выпущен заводом-изготовителем, каких-либо конструктивных изменений не имеет, идентификационные номера завода-изготовителя сохранены и не подвергались изменению, поэтому данное транспортное средство должно быть поставлено на государственный учет как мотоцикл модели ИЖ-49, 1954 года выпуска, № двигателя Г62205 с рамой №Г62205 черного цвета.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению.
Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить на УМВД России по г.Перми обязанность поставить на государственный учет мотоцикл модели ИЖ-49, 1954 года выпуска, № двигателя № с рамой №№, черного цвета, в государственный реестр транспортных средств.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления в полном объеме.
Судья И.И.Толмачева
Решение в полном объеме изготовлено 08.07.2022г.