ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-29/20 от 27.02.2020 Агрызского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-29/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Агрыз РТ 27 февраля 2020 года

Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ризвановой Л.А.,

при секретаре Шамшуриной Н.В.,

с участием истца Муллахметова Р.Р.,

представителя ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан Лукшина П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муллахметова Рафиса Радиковича к муниципальному образованию «Агрызский муниципальный район» в лице Палаты имущественных и земельных отношений об обязании заключить договор о передаче в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Муллахметов Р.Р. обратился в суд с исковым заявлением к исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан в приведенной формулировке. В обосновании иска указал, что 30 января 2014 года он заключил с ответчиком договор № 071-011 аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 3 000 кв.м. Срок действия договора был определен сторонами до 29 января 2017 года. Данный земельный участок был предоставлен ему в аренду под ведение пчеловодства, в связи с чем на данном участке были произведены работы по размещению ульев, временных сооружений, необходимых для содержания пасеки (помещения для хранения оборудования и т.п.). Данный участок использовался истцом по прямому назначению весь период аренды и находится в его пользовании по настоящее время. До истечения срока действия договора 30 декабря 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о передаче указанного земельного участка в собственность. Аналогичное по своему содержанию заявление было подано истцом 10 апреля 2019 года. После чего ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия направлялись запросы о возможности передачи земельного участка истцу в собственность в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Ответом от 19 апреля 2019 года № 8 в предоставлении данного земельного участка ему было отказано без указания причин, послуживших основанием для отказа. Истец просит обязать ответчика заключить с ним договор о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м., расположенного в Кичкетанском сельском поселении Агрызского муниципального района Республики Татарстан.

Истец Муллахметов Р.Р. в судебном заседании иск поддержал по указанным в нем основаниям, пояснил, что хотел оформить земельный участок в свою собственность, чтобы держать на нем пасеку. Участок расположен примерно в 5 км от д. В.Омга в Кичкетанском сельском поселении. В настоящее время он пользуется данным земельным участком. Участок огорожен со всех сторон, однако через него имеется проход к реке. Леса рядом с участком нет. От земельного участка до ближайшего водного объекта – реки Иж более 200 метров. На земельном участке капитальных построек нет. Имеется 30 ульев, деревянные будки для зимовки пчел. Он хочет оформить земельный участок в собственность. В Палату имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района он обратился с заявлением о передаче указанного земельного участка в собственность до истечения срока аренды.

Представитель ответчика – Палаты имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района РТ (далее Палата) Лукшин П.А. в судебном заседании исковые требования не признал, обстоятельства, изложенные истцом подтвердил, пояснив, что в настоящее время спорный земельный участок находится в государственной собственности, госсобственность на который не разграничена, поэтому им вправе распоряжаться Агрызский муниципальный район. Подтвердил, что истец обратился в Палату с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако на период его обращения был предусмотрен порядок согласования Палатой решения о передаче земельного участка с указанными истцом государственными органами, которые в установленный срок решение не согласовали. Заключение о согласовании решения о передаче участка в собственность истца получено только от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Фактически препятствий для передачи участка в собственность истца не имеется, сведения о нарушении истцом целевого назначения использования участка отсутствуют.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Зарипов И.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства. В письменном отзыве на иск от Министра лесного хозяйства Республики Татарстан ФИО5 указано, что статьей 83 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Закона Республики Татарстан от 22 мая 2008 № 22-ЗРТ «Об использовании лесов в Республике Татарстан», Положением о Министерстве лесного хозяйства РТ, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 года № 38 Министерству лесного хозяйства передано осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Ст. 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, что получило дальнейшую реализацию в Лесном кодексе РФ (п. 1 ст. 8), регламентирующим, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. На основании ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения. При сопоставлении данного земельного участка на публичной кадастровой карте с материалами лесоустройства Агрызского лесничества наложений на лесной фонд не установлено.

Представитель третьего лица – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее – Территориальное управление Росимущества) Рустамова А.Ф. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве указала, что п.п. 1, 4, 5.8, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 № 432, Территориальное управление Росимущества является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в сфере управления имуществом Российской Федерации. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными организациями. Указанный в исковом заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Статья 39.16 Земельного кодекса РФ устанавливает основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Представитель третьего лица – Нижне-Волжского бассейнового водного управления – Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан (далее – Отдел) Рябова Р.Р. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя Отдела. В отзыве указала, что согласно Положению об Отделе, утвержденном приказом Нижне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 09 июля 2014 года № 110, в полномочия Отдела входят только функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральными имуществом в сфере водных ресурсов. Согласовательные действия в сфере земельно-имущественных отношений в компетенцию Отдела не входят, данный вид вопроса регулируется земельным законодательством. Вместе с тем сообщила, что земельный участок с кадастровым номером площадью 3 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, Кичкетанское сельское поселение находится в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Иж. В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно сведениям государственного водного реестра, ширина водоохранной зоны реки Иж составляет 200 м.

Представитель третьего лица – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Ханжина А.В. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии с п. 3.3.66 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года № 407 «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан» Минземимущество РТ оказывает практическую и методическую помощь органам местного самоуправления в вопросах управления, распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности муниципальных образований, а также полномочия по распоряжению которыми переданы муниципальным образованиям Республики Татарстан. Таким образом, между Минземимущством РТ и Агрызским районом было подписано «Соглашение о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Агрызским районом (далее – Соглашение). Цель Соглашения – эффективное распоряжение государственным и муниципальным имуществом, а также земельными ресурсами. Согласно данному Соглашению Минземимущество РТ обязуется оказывать МО «Агрызский район» РТ консультационную, организационную и методическую помощь по ряду вопросов, среди которых подготовка документов для оформления права собственности или аренды на земельные участки. В адрес Минземимущества РТ 21 февраля 2017 года и 22 февраля 2017 года поступили документы в рамках соглашения, подписанного между Минземимуществом РТ и Агрызским районом о рассмотрении документов по совершению сделки в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 3 000 кв.м с видом разрешенного использования «для с/х производства (для ведения пчеловодства)», расположенного на территории Кичкетанского сельского поселения. По представленному пакету документов Минземимуществом РТ были даны рекомендации, которые носят консультационный характер. Своими действиями Минземимущество РТ не ограничивает МО «Агрызский район Республики Татарстан» в распоряжении земельными участками. Полномочия сторон закреплены п. 3 Соглашения, согласно которому полномочия в сфере земельных и имущественных отношений, порядок и условия осуществления устанавливаются федеральными законами, законами Республики Татарстан, правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, органов местного самоуправления, а также Соглашением. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, несмотря на своевременное и надлежащее извещение в судебное заседание не явился, письменного отзыва, возражений на иск не представил.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

На основании п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пп 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ (абз.1 п.4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В силу ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Из материалов дела усматривается, что 30 января 2014 года между истцом Муллахметовым Р.Р. и Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 071-011, в соответствии с которым истцу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 3 000 кв.м., расположенный на территории Кичкетанского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства (для ведения пчеловодства)» (п. 1.1 договора). Срок аренды установлен с 30 января 2014 года до 29 января 2017 года (п.2.1 договора).

30 декабря 2016 года, то есть до истечения срока действия договора аренды земельного участка, истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность.

Информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании указанного земельного участка у ответчика не имелось и суду не представлено.

Вопреки позиции представителя Территориального управления Росимущества указанный земельный участок не изъят из оборота. Кроме того земельным законодательством не установлены ограничения в отношении выкупа земельных участков, в пределах которых расположены водоохранные зоны.

Суд также считает необходимым отметить, что в соответствии с Заключением по обследованию земельного участка, подготовленным Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 31 мая 2017 года №4614/14 часть спорного земельного участка находится в 200 метровой водоохраной зоне реки Иж (в 50 метрах от реки Иж), что не является препятствием для его передачи в собственность истца при соблюдении последним требований и ограничений, установленных Водным и Земельным кодексами РФ при использовании земельного участка. В связи с чем передача земельного участка в собственность истца была согласована Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан указанным заключением от 31 мая 2017 года №4614/14.

При этом земельный участок не находится в пределах береговой полосы, составляющей согласно ст. 6 Водного кодекса РФ 20 метров, то есть не преграждает доступа к водному объекту.

При таких обстоятельствах истец был вправе в течение срока действия договора аренды обратиться к ответчику с заявлением о продаже ему указанного земельного участка в собственность без проведения торгов, а у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в передаче в собственность истца земельного участка.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности иска и его удовлетворению, что не исключает соблюдения истцом требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Муллахметова Рафиса Радиковича удовлетворить.

Обязать Палату имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан заключить с Муллахметовым Рафисом Радиковичем договор о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 3 000 кв.м., расположенного в Кичкетанском сельском поселении Агрызского муниципального района Республики Татарстан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Агрызский районный суд Республики Татарстан.

Председательствующий судья Ризванова Л.А.