ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-29/2013 от 18.01.2013 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

  Дело № 2-29/2013

РЕШЕНИЕ    Именем Российской Федерации

 Усть-Куломский районный суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

 при секретаре Першиной Л.И.,

 с участием прокурора Скворцова А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 18 января 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Усть-Куломский»,

 установил:

 Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Усть-Куломский», в обоснование которого указал, что в силу положений статей 8, 56 и 57 Градостроительного Кодекса РФ на администрацию МР «Усть-Куломский» возложена обязанность по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), открытые и общедоступные сведения из которых должны предоставляться по запросам органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц. Ведение ИСОГД администрацией района не осуществляется должным образом, что является препятствием к обеспечению наличия максимального объема информации, необходимой для развития конкретной территории с целью осуществления градостроительной деятельности, в том числе, для подготовки проектной документации, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, для возможности производства инженерных изысканий. Такое бездействие является незаконным.

 Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.

 Представитель администрации МР «Усть-Куломский» по доверенности ФИО1 в целом с заявлением прокурора согласна. Однако пояснила, что ведение ИСОГД администрацией района ведется в бумажном варианте, а электронное документирование не ведется по причине отсутствия технической возможности. В настоящее время ведутся работы по устранению технических препятствий и установке программы, предусматривающей автоматизированное ведение ИСОГД в электронном виде.

 Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

 Согласно статьям 245 и 249 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления. Обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются на орган, совершивший оспариваемые действия (бездействие).

 В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1 и 13 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, в том числе местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения.

 На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность (пункт 13 Постановления Пленума).

 В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

 Данная деятельность также отнесена к вопросам местного значения муниципального района пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно положениям статей 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации ИСОГД представляют собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

 Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

 Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

 Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

 Орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения от органов государственной власти или органов местного самоуправления копий документов, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с Градостроительным кодексом РФ размещению в ИСОГД либо со дня принятия, утверждения или выдачи самим органом местного самоуправления муниципального района таких документов, размещает их в ИСОГД.

 Документирование сведений ИСОГД осуществляется на бумажных и электронных носителях.

 Органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения ИСОГД по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

 Перечень сведений, которые должны быть включены в ИСОГД, предусмотрен частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.

 Во исполнение положений Градостроительного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, определивший состав сведений, содержащихся в ИСОГД, с указанием разделов и документов, входящих в каждый из таких разделов.

 Данным положением предусмотрено, что входящие в ИСОГД документы, материалы, карты, схемы и чертежи должны быть актуализированными, то есть, должны размещаться в ИСОГД со всеми внесенными в них изменениями, состоявшимися на каждый определенный момент (пункт 4 Положения).

 Согласно пункту 17 Положения, технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения автоматизированной информационной системы должны обеспечивать: - обмен документированными сведениями, содержащимися в информационной системе, и сведениями, содержащимися в автоматизированной системе ведения государственного земельного кадастра, а также материалами и данными, содержащимися в государственном картографо-геодезическом фонде РФ; - поиск информации по адресу объекта капитального строительства, координатам земельного участка, кадастровому номеру земельного участка, наименованию и реквизитам документа; - хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в информационной системе; - актуализацию сведений, содержащихся в информационной системе, посредством регистрации и учета новых документов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими; - составление аналитических отчетов по запросам заинтересованных лиц; - ведение журнала операций, произведенных со сведениями информационной системы.

 Выполнение требований нормативного правового акта в этой части возможно путем использования органом местного самоуправления муниципального района, ответственным за ведение ИСОГД, специально разработанных программ для ЭВМ.

 Судом установлено, что постановлением главы МР «Усть-Куломский» от 04.05.2011 №565 утверждено Положение об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования МР «Усть-Куломский». Ведение ИСОГД осуществляется главным архитектором администрации района.

 Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, направленной администрацией района прокурору на его требование, в администрации района установлено программное обеспечение для ведения ИСОГД, однако техническая возможность по внесению информации в данную программу отсутствует. Исправление нарушения запланировано ДД.ММ.ГГГГ.

 Из объяснений представителя администрации района и письма главы района № от ДД.ММ.ГГГГ работа по ведению ИСОГД органом местного самоуправления ведется постоянно, но осуществляется только путем накопления предусмотренной законом информации на бумажных носителях, поскольку при установке на компьютер ответственного за ведение ИСОГД должностного лица (главного архитектора), приобретенного в <данные изъяты> программное обеспечение <данные изъяты> перестало работать. Оператором поставщика программного обеспечения осуществляется его переустановка и устранение возникших технических неполадок.

 Таким образом, на момент рассмотрения дела, указанные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № препятствия для осуществления администрацией района своих обязанностей по ведению ИСОГД не устранены. Предусмотренное законом документирование сведений ИСОГД на электронных носителях, не выполняется. Поэтому администрацией района совершено бездействие, выразившееся в неосуществлении деятельности по ведению ИСОГД в порядке, предусмотренном законодательством в области градостроительной деятельности. Такое бездействие влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций, имеющих право на беспрепятственный доступ к достоверным сведениям, содержащимся в ИСОГД и необходимым им для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

 В соответствии со статьей 206 ГПК РФ срок для исполнения решения суда следует установить в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным и обоснованным.

 На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, поэтому администрация МР «Усть-Куломский» подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

 Руководствуясь статьями 194, 198, 199 и 258 ГПК РФ, суд

 решил:

 Заявление прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Усть-Куломский», удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Усть-Куломский» в части невыполнения обязанности по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».

 Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».

 На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий