Дело № 2-29/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ардатов 12 февраля 2016 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Раскина Н.И.,
при секретаре Артюхиной Л.Ю.,
с участием:
истицы ФИО1,
представителя ответчика- юрисконсульта администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.04.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о восстановлении пенсионных прав,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что с 01.06.1998 г. она работала в должности главного бухгалтера Ардатовского райфинотдела. 28.02.2006 г. финансовый отдел администрации Ардатовского района Республики Мордовия был переименован в Управление финансов администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, где истица проработала в той же должности до 24.06.2008 г., уволена по собственному желанию. Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия, утвержденным Законом Республики Мордовия № 30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия»( далее по тексту Закон № 30-З), были закреплены должности, получившие статус муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия, к которым относится и должность главного бухгалтера местного самоуправления. В связи с чем истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Письмом от 25.05.2015 г. № - - в назначении указанной пенсии ей было отказано в виду отсутствия требуемого пятилетнего стажа работы на муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия, поскольку статус муниципального служащего истица получила в 2007 г., уже после внесения изменений в вышеназванный закон. Считает данный отказ необоснованным, поскольку должность главного бухгалтера органа местного самоуправления относится к муниципальной должности муниципальной службы, кроме того в указанной должности истица работала и до 01.01.2007 г., когда Ардатовский райфинотдел был переименован в Управления финансов администрации муниципального района Республики Мордовия. Просит суд обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет период ее работы в должности главного бухгалтера финансового отдела администрации Ардатовского района Республики Мордовия с 08.06.1999 г. по 01.01.2007 г., как период замещения муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия и назначить ей пенсию со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ФИО1 заявленные и уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что истице было отказано в назначении указанной пенсии в виду отсутствия требуемого пятилетнего стажа работы на муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия, поскольку статус муниципального служащего истица получила лишь в 2007 г., уже после внесения изменений в Закон Республики Мордовия № 30-З.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела ФИО1 (добрачная фамилия ФИО3) Т.П. 14.05.1979 г. была принята на работу на должность ревизора –инспектора по бюджету в Ардатовском райфинотделе, 20.10.1988 г. переведена на должность ревизора-инспектора по штатам, 16.07.1990 г. переведена на должность заместителя главного бухгалтера, 01.06.1998 г. назначена главным бухгалтером, 24.06.2000 г. истице присвоен квалификационный разряд советник муниципальной службы 1 класса, категория «В», 27.12.2004 г. присвоен квалификационный разряд старший советник муниципальной службы 1 класса, категория «В».
24.01.2006 г. администрация Ардатовского района Республики Мордовия переименована в администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. 28.02.2006 г. финансовый отдел администрации Ардатовского района переименован в Управление финансов администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. 24.06.2008 г. ФИО1 уволена с занимаемой должности по собственному желанию (п.3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации). Указанные обстоятельства отражены в трудовой книжке истицы (л.д. 2-4).
Факт работы ФИО1 в должности главного бухгалтера с 01.06.1998 г. подтверждается также выпиской из приказа № 10 от 01.06.1998 г. (л.д. 13).
Постановлением главы Ардатовского района № 212 от 22.06.2000 г. «Об утверждении результатов аттестации муниципальных служащих о присвоении квалификационных разрядов», работник финансового отдела ФИО1 признана соответствующей должности главного бухгалтера, присвоен квалификационный разряд – старший советник муниципальной службы 1 класса, категория «б» (л.д. 14).
Постановлением главы Ардатовского района № 266 от 25.11.2004 г. «Об итогах аттестации и присвоении квалификационных разрядов муниципальным служащим администрации Ардатовского района» заместителю начальника управления финансов ФИО1 присвоен квалификационный разряд – старший советник муниципальной службы 1 класса, категория «б» (л.д. 14).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2000 г., утвержденным главой района, в финансовом отделе предусмотрена 1 должность главного бухгалтера (заместителя начальника отдела) с должностным окладом -- - руб. и соответствующими надбавками (л.д. 17-20).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2001г., утвержденным главой района, в финансовом отделе предусмотрена 1 должность главного бухгалтера (заместителя начальника отдела) с должностным окладом -- - руб. и соответствующими надбавками (л.д. 21-24).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2002 г., утвержденным главой района, в финансовом отделе предусмотрена 1 должность главного бухгалтера (заместителя начальника отдела) с должностным окладом -- - руб. и соответствующими надбавками (л.д. 25).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2003 г., утвержденным главой района, в финансовом отделе предусмотрена 1 должность главного бухгалтера (заместителя начальника отдела) с должностным окладом -- - руб. и соответствующими надбавками (л.д. 26-29).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2004 г., утвержденным главой района, в финансовом управлении предусмотрена 1 должность заместителя начальника управления (главный бухгалтер) с должностным окладом -- - руб. и соответствующими надбавками (л.д. 30-33).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2005г., утвержденным главой района, в финансовом управлении предусмотрена 1 должность заместителя начальника управления (главный бухгалтер) с должностным окладом -- - руб. и соответствующими надбавками (л.д. 34-37).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2006 г., утвержденным главой района, в управлении финансов предусмотрена 1 должность заместителя начальника управления (главный бухгалтер) с должностным окладом -- - . и соответствующими надбавками (л.д. 38-41).
Согласно архивной справки № 290 от 15.12.2015 г., в документах архивного фонда администрации Ардатовского района Республики Мордовия в штатном расписании на 2006 и 2007 годы ФИО1 значится заместителем начальника управления (главный бухгалтер) (л.д. 16).
Штатным расписанием работников местного самоуправления Ардатовского района на 2008 г., утвержденным главой района, в управлении финансов предусмотрена 1 должность заместителя начальника управления (главный бухгалтер) с должностным окладом -- - . и соответствующими надбавками (л.д. 42-45).
Согласно удостоверения, выданного Управлением Пенсионного фонда в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия № - - , ФИО1, - - - года рождения, является получателем пенсии по старости с - - - г.(л.д. 15).
Как следует из пояснений истицы, полагая, что имеет право на доплату к пенсии, как муниципальный служащий она обратилась с заявлением в администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об установлении ей пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.
Письмом от 25.05.2015 г. № 725 администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в назначении пенсии за выслугу лет ФИО1 было отказано. В обоснование отказа ответчик указал, что для возникновения права на доплату к пенсии необходимо, чтобы были выдержаны одновременно два условия: первое – гражданин должен иметь не менее 15 лет стажа муниципальной службы и второе – замещать муниципальную должность муниципальной службы не менее 5 лет. Применительно к ФИО1 первое условие выдержано, ей установлен стаж муниципальной службы - - лет - - месяц - - дней. Второе же условие не выдержано, статус муниципального служащего ею был получен в 2007 г., то есть после внесения изменений в Закон № 30-З, соответственно стаж муниципальной службы на дату увольнения составил - - год - - месяцев 23 дня, вместо требуемых 5 лет (л.д. 7).
С вышеуказанными доводами ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям:
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии ст. 42 названного Федерального закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ранее действующему Закону РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" (утратил силу с 01.01.2009 в связи с принятием Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003) местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения (ч. 1 ст. 2 Закона).
В силу ч. 1 ст. 10 указанного Закона местными органами власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах являются соответствующие Советы народных депутатов или иные по наименованию представительные органы власти.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В силу ч. 2 ст. 2 названного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 08 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавшего до 01 июня 2007 года, то есть в период работы истицы, и статьей 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08 июня 1999 года № 30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» лица, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, исчисленный в соответствии с приложением № 3 к настоящему Закону, при условии замещения ими государственных должностей государственной службы Республики Мордовия и (или) муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Из изложенной нормы следует, что для установления пенсии за выслугу лет необходимо два условия: первое - наличие общего стажа муниципальной службы не менее 15 лет и второе - замещение муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия не менее 5 лет. Второе условие прямо указывает на то, что лицо, претендующее на пенсию за выслугу лет, должно замещать непосредственно муниципальные должности муниципальной службы в Республике Мордовия, установленные реестрами соответствующих должностей, то есть иметь в соответствии с законом статус муниципального служащего.
Аналогичные требования изложены и в Положении «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ардатовского муниципального района», утвержденном решением Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 177 от 24.02.2015 г.
Впервые реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия был утвержден Законом Республики Мордовия от 08 июня 1999 года № 30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» (приложение № 2 к Закону), утратил силу в связи с введением в действие Закона Республики Мордовия от 08 июня 2007 года № 48-3 «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы», которым установлена новая система муниципальных должностей (приложение № 1 к Закону).
Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия утвержденный Законом от 08 июня 1999 года № 30-З предусматривал должность главного бухгалтера органа местного самоуправления, которая относилась к ведущей должности муниципальной службы категории «Б», в дальнейшем, в редакции Законов Республики Мордовия от 17 апреля 2000 года № 15-З, от 29 мая 2001 года № 31-З, должность главного бухгалтера отнесена к муниципальным должностям категории «В», то есть к должностям, учреждаемым органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий.
Анализ вышеназванного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в периоды работы в должности главного бухгалтера финансового отдела администрации Ардатовского района Республики Мордовия, а также в должности заместителя начальника управления финансов (главного бухгалтера) администрации Ардатовского района Республики Мордовия ФИО1 работала в органах местного самоуправления, соответственно приобрела право на доплату к пенсии как муниципальный служащий.
Кроме того, по мнению суда, работа истицы в спорный период в органе местного самоуправления подтверждается и самим письмом администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 25.05.2015 г. из которого следует, что истице установлен стаж муниципальной службы согласно пункта 8 приложения № 3 к Закону № 30-З от 08.06.1999 г. – - - лет - - месяц - - дней.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд считает, что исследованные в судебном заседании доказательства подтвердили наличие всех условий, предусмотренных законодательством для назначения истице пенсии за выслугу лет, а именно: достигла пенсионного возраста и является получателем трудовой пенсии по старости с - - - г., имеет стаж муниципальной службы более 15 лет, в том числе стаж замещения муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия, главного бухгалтера органа местного самоуправления, более 5 лет (с 08.06.1999 г. по 01.01.2007 г.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия включить ФИО1 в стаж для назначения пенсии за выслугу лет период работы с 08 июня 1999 г. по 01 января 2007 г. в должности главного бухгалтера финансового отдела администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, как период замещения муниципальной должности муниципальной службы Республики Мордовия, и назначить пенсию за выслугу лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия течение месяца со дня его вынесения через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Н.И. Раскин