ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-29/2018 от 17.04.2018 Жарковского районного суда (Тверская область)

Дело № 2 – 29 / 2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Жарковский 17 апреля 2018 года

Жарковский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

с участием пом. прокурора Жарковского района Раковской А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жарковского района Тверской области об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Жарковского района Тверской области об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав граждан при предоставлении земельных участков, в т.ч. многодетным семьям, сельскохозяйственным товаропроизводителям, порядка оказания государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации Жарковского района.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования железнодорожным воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно - зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Во исполнение требований указанного федерального закона разработана и действует система нормативных документов, в том числе СНиП, обязывающих при строительстве и эксплуатации таких зданий обеспечить условия к их доступу маломобильным посетителям.

Согласно Своду правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, к числу которых отнесены:инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. Вышеуказанные положения направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидовк объектам социальной инфраструктуры и, в частности, предусматривают обязанность организаций, независимо от организационно-правовых форм и вида собственности, создать условияинвалидамдля беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, в здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В ходе проведения проверки 13.02.2018 проанализированы административные регламенты о предоставлении муниципальных услуг в области земельных отношений.

При изучении административного регламента «Заключение соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденный Постановлением администрации Жарковского района от 24.07.2017 № 194-па в подразделе 17 установлены требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, услуга предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг.

Пунктом «в» пункта 42 указанного подраздела установлено, что доступ в здание должен быть оборудован с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями, включая:

- возможность беспрепятственного входа в помещения и выхода из них;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в здание, в том числе с использованием кресла-коляски, с помощью сотрудников Уполномоченного органа;

- возможность самостоятельного передвижения по зданию и прилегающей территории в целях доступа к месту предоставления муниципальной услуги, передвижения с помощью сотрудников Уполномоченного органа, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

- допуск в здание и на прилегающую территорию собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

- обеспечение сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, по зданию и прилегающей территории сотрудниками Уполномоченного органа.

Вместе с тем, проверкой установлено, что при входе в здание Администрации Жарковского района отсутствуют приспособления предусмотренные для людей с ограниченными возможностями (отсутствует пандус, кнопка вызова).

Аналогичные требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, услуга предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг предусмотрены в административных регламентах: «Заключение соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 24.07.2017 № 194-па, «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 13.06.2017 № 155-па, «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 13.10.2017 № 264-па, «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 24.07.2017 № 195-па, «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 22.05.2017 № 138-па.

В связи с тем, что определить круг лиц, права которых нарушаются, не представляется возможным, прокурор обращается в защите неопределенного круга лиц – инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию Жарковского района Тверской области, расположенной по адресу: <...>, устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения при входе в нее специального приспособления (пандуса) в срок до 01.06.2018 года.

В судебном заседании пом. прокурора Жарковского района Раковская А.Е. иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика - администрации Жарковского района Тверской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.

Обязать администрацию Жарковского района Тверской области, расположенную по адресу: <...>, устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения при входе в нее специального приспособления (пандуса) в срок до 01 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Жарковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: А.П. Коршаков