Дело № 2-29/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2018 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А., при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы в районах Крайнего Севера,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Пинежском районе Архангельской области о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов его работы в районах Крайнего Севера с 01.01.1996 по 31.01.1996 в качестве директора ТОО «...» и с 01.01.1998 по 31.12.1998 и с 01.01.2002 по 30.11.2003 в качестве индивидуального предпринимателя.
В обоснование указал, что решением ответчика от 18.12.2017 ему отказано во включении данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера, ввиду отсутствия уплаты страховых взносов. Считает решение ГУ УПФР в Пинежском районе незаконным, поскольку он проживает в районе Крайнего Севера, в трудовой книжке указанные периоды отмечены временем работы в качестве директора ТОО «...» и индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в г.Северодвинске. При запросе УПФ РФ по г.Северодвинску получил ответ, что задолженности по уплатам нет, а документы сданы в архив. Работая в качестве индивидуального предпринимателя он привозил товары от производителей России и продавал их на уличной торговле в <адрес>, в магазине «...», где в дальнейшем построил свои магазины. В указанные периоды он осуществлял оплату за выдаваемые разрешения на торговлю МО «Карпогорское» и МО «Пинежкий район».
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела истец на судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Пинежском районе ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.31), возражала против удовлетворения исковых требований по включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периодов работы истца с 01.01.1996 по 31.01.1996 в качестве директора ООО «...» и с 01.01.1998 по 31.12.1998 и с 01.01.2002 по 30.11.2003 в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку отсутствует уплата страховых взносов. Суду пояснила, что на дату назначения истцу пенсии по пп. 6 п. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ (по достижении возраста 55 лет) стаж его работы в районах Крайнего Севера составил 17 лет 4 месяца 28 дней, что более требуемых 15 лет. В связи с этим, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии установлен истцу в повышенном размере, предусмотренном ч.4 ст.17 Закона №400-ФЗ.
С учетом надлежащего извещения истца о времени и месте рассмотрения дела, мнения представителя ответчика и предоставленных сторонами доказательств, неуважительной неявки истца, судом в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие истца. Ходатайство истца об отложении рассмотрения дела в связи с недостаточным истребованием документов, а также по причине незаконченного рассмотрения спора с ответчиком в Архангельском Арбитражном суде 27.02.2018, суд признал необоснованным и отклонил его.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 2 Закона №400-ФЗ, вступившего в законную силу 01.01.2015 года установлено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
Под страховом стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.3 Закона №400-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В соответствии с п.п.3,4 ст.36 Закона №400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего закона, Федеральный закон №173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В силу ч. 3 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2002 г.) периоды индивидуальной трудовой деятельности включались в общий трудовой стаж, при условии уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Согласно п.1, 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п.3 ст.14 Закона № 400-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 14 Закона № 400-ФЗ Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в ст.13 Закона №173-ФЗ.
При этом уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя) обязанность своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее- Правила), которые содержат аналогичные требования к подтверждению страхового стажа.
В подпункте «а» пункта 2 названных Правил указано, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и подтверждается выпиской из ИЛС застрахованного лица, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Пенсионный орган в Пинежском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Закона № 400.
Решением Управления от 19.12.2017 истцу с ДД.ММ.ГГГГ (по достижении возраста 55 лет) назначена страховая пенсия по старости (на основании п.6. ч.1 ст. 32 Закона №400-ФЗ).
При этом, решением ответчика №*** от 18.12.2017 истцу было отказано во включении в общий страховой стаж периода работы в качестве директора ТОО «...» с 01.01.1996 по 31.01.1996, а также периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1998 по 31.12.1998 и с 01.01.2002 по 30.11.2003 в виду отсутствия уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
Как указано в решении ответчика №*** от 18.12.2017 на основании ч.3 ст.13 Закона № 400 при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со ст. 237 КЗоТ от 19.12.1971 (в редакции Закона РФ от 25.05.1992 № 3543-1) неуплата работодателями взносов на государственное страхование не лишает наемных работников (в том числе частных предприятий) обеспечения за счет средств государственного страхования. Руководитель индивидуального частного предприятия к категории наемных работников не относится, следовательно, для включения периодов работы в качестве директора индивидуального частного предприятия в общий и страховой стаж, в обязательном порядке должна быть подтверждена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (с 01.01.1991 подтверждается документом территориального органа ПФ РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей). В трудовой книжке ФИО1, произведены записи: п.20 от 15.08.1994 принят на работу в ТОО «...» в качестве директора (пр. №*** от 15.08.1994); п.21 от 05.02.1996 уволен по собственному желанию (пр. 39 от 05.02.1996). Согласно информации ГПУ и ВС в Пинежском районе страховые взносы в ПФР перечислены за период с июля 1994 года по декабрь 1995 года, за февраль 1996 года.
Давая оценку правильности принятого Пенсионным органом решения, суд исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ ТОО «...» зарегистрировано в пенсионном органе в качестве страхователя по обязательному государственному пенсионному страхованию, регистрационный номер <...>.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 мая 2001 года ТОО «...» признано не состоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, а определением того же суда от 30.01.2002 конкурсное производство завершено.
Как следует из ответов ГБУ АО «Государственный архив Архангельской области» и архивного отдела администрации МО «Пинежский район» документы по личному составу (приказы, лицевые счета, личные карточки работников) на хранение в архив не поступали.
Согласно записям №*** и №***, содержащимся в трудовой книжке, ФИО1 работал директором ТОО «...» с 15.08.1994 по 05.02.1996.
Статьей 237 КЗоТ РФ (действовавшего на момент спорных правоотношений) предусмотрено, что взносы на социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями без каких либо вычетов из заработной платы рабочих и служащих. Неуплата предприятием, учреждением, организацией страховых взносов не лишает рабочих и служащих права на обеспечение государственному социальному страхованию.
Правовое положение товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) регулировалось нормами Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
В соответствии со ст. 11 названного Закона, ТОО представляло собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, уставный фонд которого образовывался только за счет вкладов (акций) учредителей.
ТОО «...» было создано на основании учредительного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между М. и А., путем объединения их вкладов для совместной хозяйственной деятельности и Постановлением Администрации Пинежского района от ДД.ММ.ГГГГ№*** зарегистрировано в качестве юридического лица.
Пунктом 3.1 Устава товарищества с ограниченной ответственностью было установлено, что ТОО «...» самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах полного хозяйственного расчета, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, за выполнение взятых на себя обязательств перед трудовым коллективом и партнерами по заключенным договорам, перед бюджетом Российской Федерации и банками согласно действующему законодательству.
Оплата труда работников товарищества производится за счет средств фонда оплаты труда. Порядок образования и использования указанного фонда определяется Положением об оплате труда, утвержденным директором предприятия по согласованию с Собранием участников (п.4.4 Устава).
Согласно ч.1 ст. 31 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника имущества предприятия и реализуется им непосредственно, а также через уполномоченные им органы, которым делегированы права по управлению предприятием.
Пунктом 5.7 Устава товарищества было предусмотрено, что директор осуществляет текущее руководство деятельности товарищества и назначается решением Собрания сроком на 1 год.
Как следует из трудовой книжки истца, на основании приказа Собрания учредителей от 15.08.1993 №***, ФИО1 назначен директором ТОО «...», который, в силу положений ч. 3 ст. 31 Закона о предприятиях вправе без доверенности действовать от имени предприятия, представлять его интересы, распоряжаться имуществом предприятия, заключать договоры, в том числе трудовые, выдавать доверенности, открывать в банках расчетный и другие счета, пользоваться правом распоряжения средствами, утверждать штаты, издавать приказы и давать указания, обязательные для всех работников предприятия. Т.е. является единоличным исполнительным органом товарищества, при этом Собрание участников является высшим органом управления, которое направляет и координирует деятельность товарищества (п.5.2 Устава).
Пунктом 4.1 Устава регламентировано, что финансовые ресурсы предприятия формируются за счет выручки от реализации продукции( работ, услуг), кредитов, средств, полученных от продажи ценных бумаг. Из выручки и иных поступлений возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, расходы на оплату труда, вносятся налоги, страховые платежи, плата за природные ресурсы, уплачиваются проценты по кредитам.
В период работы истца в ТОО «...» с 15.08.1994 по 05.02.1996 действовал Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2122-1.
Согласно п. п. 3, 4 названного Порядка страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения. Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.
Пунктом 2 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правления ПФР №258 от 11.11.1994, определено понятие плательщиков взносов в ПФР, к категории которых в частности отнесены работодатели - предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Согласно п.39 данной Инструкции, взносы начисляются плательщиками взносов на все виды вознаграждения за работу, службу (доходы) в денежном или натуральном выражении по всем основаниям, из которых в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» исчисляются пенсии работникам, включая штатных, внештатных, сезонных, временных, совместителей, а также работающих в артелях, по договорам подряда, поручения или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Из анализа изложенного выше, следует, что для достижения уставных целей, юридическое лицо ТОО «...» имело право использовать труд наемных работников, т.е. являлось работодателем, а ФИО1, исполняя обязанности директора, являлся законным представителем работодателя, который, в свою очередь, нёс ответственность как за результаты хозяйственной деятельности возглавляемого им Товарищества, так и за уплату страховых взносов, направляемых на государственное пенсионное обеспечение работников, в том числе в отношении себя лично.
Согласно сведениям, представленным из группы ПУ и ВС Пенсионного органа в Пинежском районе, ТОО «...» начислены страховые взносы на работающих лиц за периоды: с января 1996 по март 1996.
Страховые взносы уплачены в ПФР: за февраль 1996.
С учетом того, что страховые взносы за январь 1996 года работодателем ТОО «...» перечислены не были, указанный период Пенсионным органом правомерно не включен в общий страховой стаж ФИО1 В связи с этим требование истца о включении в его страховой стаж периода работы в должности директора ТОО «...» с 01.01.1996 по 31.01.1996 удовлетворению не подлежит.
По другим спорным периодам суд исходит из следующего.
Согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 в период с 09.04.1997 по 01.01.2005 осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ - в ГУ-УПФР в г. Северодвинске.
Также в период с 01.09.2000 по 31.05.2002 и с 30.12.2003 ФИО1, как плательщик по единому налогу на вмененный доход, был зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ-УПФР в Пинежском районе Архангельской области.
Согласно справке от 22.02.2017 №***, предоставленной ГУ-УПФР в г. Северодвинске, за период с 01.01.1998 по 31.12.2001 у ИП ФИО1 числится недоимка по страховым взносам на государственное пенсионное страхование в размере 28 000 рублей.
За период с 01.01.2002 по 31.12.2004 ИП ФИО1 были начислены страховые взносы в виде фиксированного платежа: за 2002 год - 1 200,00 руб.; за 2003 год - 1 200,00 руб.; за 2004 год - 1 200,00 руб., всего 3 600,00 руб. Сведения об уплате начисленных страховых взносов - отсутствуют.
Из служебной записки, представленной ПУ и ВС следует, что ФИО1 за период с 01.07.1999 по 31.12.2001 – уплачены страховые взносы по единому налогу на вмененный доход, что в силу требований пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, приравнивается к уплате страховых взносов. Поэтому указанный период Пенсионным органом правомерно включен в общий страховой стаж истца.
За период с 01.12.2003 по 31.12.2009 страховые взносы уплачены полностью.
Таким образом, за период с 09.04.1997 по 01.01.2005 у ИП ФИО1 отсутствуют сведения об уплате страховых взносов за 1998 год и с 01.01.2002 по 30.11.2003
Как следует из разъяснений, содержащихся абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (в частности индивидуальные предприниматели), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 04.12.2007 г. № 950-О-О законодатель, гарантируя права застрахованных лиц (работников) установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ РФ в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в частности на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
Учитывая изложенное, поскольку в спорный период трудовой деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя им не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, требования истца по включению в трудовой (страховой) стаж работы в районах Крайнего Севера с 01.01.1998 по 31.12.1998, с 01.01.2002 по 30.11.2003 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Доводы истца о том, что он в спорные периоды работал, никем не оспариваются. Вместе с тем основанием для включения в трудовой (страховой) стаж является не просто трудовая деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а уплата в спорные периоды страховых взносов в Пенсионный орган. Ссылка истца о том, что снимаясь с учета в качестве ИП в г. Северодвинске он не имел задолженности перед ПФР, является несостоятельной в силу исследованных выше документов. Более того, истец утратил статус предпринимателя с 1 января 2005 года, как не прошедший перерегистрацию в г. Северодвинске, в связи с чем и был снят с налогового учета на основании ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 №76-ФЗ.
С учетом того, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в трудовой (страховой) стаж, указанные периоды не могут быть включены и в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно подп. «н» п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 и 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным п. 6 настоящего Перечня, необходимы документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с подп. 22 п.2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, подтверждению подлежат периоды работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п.4 Порядка, когда необходимы данные, в том числе о выполнении работ в определенном месте (местности) для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
В качестве доказательств, которыми могут быть подтверждены периоды работы в местностях с особыми климатическими условиями, являются налоговые декларации, сведения об отчислении налогов, договоры поставки, а также иные допустимые доказательства.
Таким образом, поскольку в спорные периоды истцом страховые взносы в Пенсионный орган не уплачивались, данные периоды не включены в трудовой (страховой) стаж, они не могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области о включении в трудовой (страховой) стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов: с 01.01.1996 по 31.01.1996 в качестве директора ТОО «...», с 01.01.1998 по 31.12.1998 и с 01.01.2002 по 30.11.2003 в качестве индивидуального предпринимателя, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 05 марта 2018 года.
Судья С.А. Галкин