Дело № 2-29/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 05 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Лоскутовой Н.С.,
при секретаре Червяковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» к ФИО2 о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, пени,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «УТСК» обратилось в суд с иском к ФИО2, с учетом уточненных требований, о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, поставленную в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 384 328,58 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 170 571,20 руб., пени на сумму долга 2 384 328,58 руб. в порядке, предусмотренном п. 9.1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 059,78 руб.
В основание требований указано, что ФИО2 принадлежит сооружение (теплотрасса), протяженностью 930 м., расположенная по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник принял на себя бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Истец считает, что ФИО2, как владелец сетей, участвующих в процессе теплоснабжения при передаче по ним тепловой энергии, обязан нести определенные обременения, в том числе по оплате потребленной тепловой энергии, теплоносителя. Договорные отношения между истцом и ответчиком отсутствуют, что не освобождает его от исполнения предусмотренных законом обязанностей, в том числе по оплате потребленной тепловой энергии. То обстоятельство, что ответчик не является теплосетевой организацией, ему не установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, не освобождает его от оплаты стоимости тепловой энергии, потерянной в сетях. Расчет истцом произведен в соответствии с п. 75 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 17.03.2014 г. № 99/пр. (т. 1 л.д. 11-12; т. 3 л.д. 108).
Представитель АО «УТСК» ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении с учетом всех уточнений.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц МУП «ЧКТС», администрации г. Челябинска о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направили.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
При рассмотрении дела установлено, что приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «УТСК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Челябинске в зоне № 01 с источниками теплоснабжения: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, СЗК, ЮЗК, ВК Западная.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО2 признано право собственности на внеплощадные сети теплофикации от забора до бойлерной № п\п 83 инвентарный номер 208 м, расположенные по адресу: <адрес>
Указанным решением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Челябинский мясокомбинат» и ФИО2 заключен договор купли-продажи в внеплощадных сетей теплофикации от забора до бойлерной № п/п 83 инвентарный № м, расположенных по адресу: <адрес> При этом, право собственности за ОАО Челябинский мясокомбинат» на указанный объект не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на сооружение с кадастровым номером № (ранее инвентарный №, протяженностью 1 889 м. внеплощадные сети теплофикации, расположенные по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанные сооружения зарегистрированы за ФИО1 на основании договора купли-продажи.
ФИО2 является собственником сооружения (теплотрасса), протяженностью 930 м., расположенное по адресу: <адрес>, ш. Копейское, <адрес>П на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных указанным кодексом.
Так, решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия «Челябинские коммунальные тепловые сети» к ФИО2, ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, отказано.
Указанным решением так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КУИЗО г. Челябинска и МУП «ЧКТС» заключен договор, по условиям которого МУП «ЧКТС» передано имущество, в том числе и принадлежащее ФИО2 тепловые сети, на праве хозяйственного ведения. В соответствии с указанным договором МУП «ЧКТС» имел право владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом по своему усмотрению, выступать арендодателем недвижимого имущества, вносить в качестве вклада в хозяйственное общество, отдавать имущество в залог (п.п. 1,2.3). При этом, предприятие обязано было обеспечивать сохранность переданного имущества, эффективность его использования. Осуществлять его капитальный и текущий ремонт. При этом не подлежат со стороны Комитета возмещению какие-либо произведенные улучшения (п.п. 2 п. 2.4). В соответствии с п.п. 3.1 договора предприятие обязалось перечислять собственнику имущества часть средств от использования муниципального имущества в сроки и размере, предусмотренном действующим Положением «О порядке исчисления и уплаты части чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий города Челябинска за использование муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении». Часть чистой прибыли предприятия, оставшаяся после отчислений в бюджет, Комитету и пополнения фондов, поступает в распоряжение предприятия и используется им самостоятельно.
Данный договор не расторгнут, недействительным не признан. Доказательств того, что принадлежащее ФИО2 имущество в виде тепловых сетей было возвращено по акту приема-передачи КУИЗО г. Челябинска либо ФИО2, суду не представлено.
МУП «ЧКТС» приняли на себя обязательства по содержанию муниципального имущества по договору от ДД.ММ.ГГГГ, включая сооружения, принадлежащие ФИО2, без каких-либо оплат со стороны собственника на содержание переданного имущества, за счет прибыли, получаемой от использования муниципального имущества, то истец не вправе требовать взыскания неосновательного обогащения с собственника имущества, которым истец пользовался.
АО «УТСК» был привлечен к участию в рамках указанного дела в качестве третьего лица.
Таким образом, указанное выше решение суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного гражданского дела (том 3, л.д. 106-107).
В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст.545 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
В соответствии с п.5 ст.13 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона
Из смысла приведенных норм, под сетевыми организациями понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами сетевого хозяйства, с использованием которых они оказывают услуги по передаче энергии, которым в установленном законом порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии. Если тарифы на услуги по передаче энергии утверждены в установленном порядке, между участниками возникает обязательство из договора оказания услуг по передаче энергии. И, как следствие, при использовании котлового метода тарифообразования не допускается взыскание с гарантирующего поставщика (равно как и с потребителя) фактических потерь энергии, возникших в электросетях, ни при каких обстоятельствах.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», Основами ценообразования, Правилами регулирования цен «тарифов» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим полномочия исполнительно-распорядительного характера в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (продукцию, услуги), а также в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы устанавливаются на основании необходимой базовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 93 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитываются как сумма следующих составляющих:
а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);
б) удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии;
в) предусмотренные законодательством Российской Федерации расходы регулируемой организации по сомнительным долгам, определяемые в соответствии с подпунктом "а" пункта 47 настоящего документа, расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Таким образом, в состав расходов, формирующих тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «УТСК» потребителям на 2017-2018 г. учтены затраты на оплату услуг теплосетевых организаций по передаче тепловой энергии в объеме, утвержденной Схемой теплоснабжения, по регулируемым тарифам на передачу, установленным Министерством.
В свою очередь, при формировании указанных тарифов для сетевых организаций в НВВ по передаче учтены расходы на компенсацию потерь тепловой энергии в объеме нормативных потерь по соответствующему регулируемому тарифу, установленному для АО «УТСК».
Таким образом, при утверждении тарифов учитывается весь объем тепловой энергии, передаваемый по сетям в зоне теплоснабжения № 01, отраженный в Схеме теплоснабжения, в том числе с учетом потерь тепловой энергии.
На основании части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 57 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Пунктом 10 Основ N 109 предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 81 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.
В указанных ценах (тарифах) в порядке, определенном настоящим документом и методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, учитываются затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 4 статьи 15, пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Согласно п. 72 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы ЭСО на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно приложению № 4 к приказу ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 нормативные затраты и потери тепловой энергии с потерями теплоносителя и потерями тепловой энергии теплопередачей через теплоизоляционные конструкции трубопроводов и оборудование систем транспорта учитываются в тарифе.
Оснований для взыскания задолженности за тепловую энергию и теплоноситель у суда нет, поскольку решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в период с 2012 по июль 2019 переданное по договору хозяйственное ведения муниципальное имущество, которое включало, в том числе, сооружения, принадлежащие на праве собственности ФИО2 и ФИО1, находилось в пользовании МУП «ЧКТС».
Кроме того, суд руководствуется следующим. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 5 статьи 13 Закона «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения.
Исходя из анализа указанных норм права следует, что законодатель предусматривает возможность компенсации потерь тепловой энергии только ограниченным кругом субъектов теплоэнергетики: либо теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией, являющиеся профессиональными участниками рынка теплоэнергетики, которые на основе установленных регулирующим органом тарифов получают плату за поставку тепловой энергии и за услуги по передаче тепловой энергии соответственно.
Обязанность по оплате фактических потерь тепловой энергии по своей правовой природе является встречным исполнением обязательства по оплате услуг по передаче тепловой энергии. Следовательно, при оказанной услуге по передаче тепловой энергии у теплосетевой организации появляется право на получение с теплоснабжающей организации платы за такую услугу, и соответственно возникает обязанность по оплате фактических потерь в пользу теплоснабжающей организации.
В свою очередь, обязанность по оплате фактических потерь одной теплоснабжающей организации, которая перепродает тепловую энергию в пользу другой теплоснабжающей организации, которая производит тепловой ресурс, возникает в процессе перепродажи энергии.
Таким образом, взыскание теплоснабжающей организацией фактических потерь тепловой энергии с владельца тепловых сетей либо с собственника тепловых сетей, не обладающих статусом профессионального участника рынка теплоэнергетики (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией), которые не имеют право на получение платы за переток тепловой энергии по принадлежащим им тепловым сетям до конечных потребителей, фактически приведет к нарушению принципа соблюдения баланса экономических интересов участников гражданского оборота.
Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, то и производные требования о взыскании пени и возмещении судебных расходов так же не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований акционерного общества «УТСК» о взыскании с ФИО2 задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, поставленную в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 384 328,58 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 170 571,20 руб., пени на сумму долга 2 384 328,58 руб. в порядке, предусмотренном п. 9.1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга, расходов по оплате государственной пошлины в размере 21 059,78 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию Челябинского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Н.С. Лоскутова
Мотивированное решение составлено 13 мая 2021 года