ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-29/2021 от 26.01.2021 Туруханского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-29/2021

24RS 0052-01-2020-000416-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2021 года с. Туруханск Красноярского края

Туруханский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лаппо А.С.

с участием:

представителя истца помощника прокурора Туруханского района Монаховой О.В.

представителя ответчика администрации Туруханского района ФИО1,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика представителя Управления образования администрации Туруханского района ФИО2,

при секретаре Ивановой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Туруханская начальная школа №4», администрации Туруханского района о возложении обязанности по восстановлению целостности ограждения территории школы,

установил:

прокурор Туруханского района обратился в суд с иском к МКОУ «Туруханская начальная школа №4», администрации Туруханского района о возложении обязанности по восстановлению целостности ограждения территории школы, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории Туруханского района, установлено, что частично отсутствует целостность ограждения территории школы (по периметру со стороны улицы Свердлова), указанное обеспечивает свободный доступ посторонних на территорию и облегчает проникновение правонарушителей, а также нарушает п. 7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10. В период июня 2020 года прокуратурой Туруханского района в адрес ответчика по рассматриваемым нарушениям внесено представление. По результатам рассмотрения которого руководителем предоставлены документы и пояснения, что в срок до ноября 2020 года ограждение восстановят, что выполнено не было. Несоблюдение требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних приводит к негативным последствиям и нарушает их права в период нахождения в образовательном учреждении. Прокурор Туруханского района просит суд обязать МКОУ «Туруханская начальная школа №4» провести ремонтные работы по восстановлению целостности ограждения территории школы в срок до 01 июля 2021 года; обязать администрацию Туруханского района выделить необходимый объем денежных средств МКОУ «Туруханская начальная школа №4» для проведения вышеуказанного мероприятия.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Туруханского района Монахова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика МКОУ «Туруханская начальная школа №4» ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила суду заявление в котором пояснила, что учреждение является казенным, распорядителем денежных средств является администрация Туруханского района, финансирование не поступило. Просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика МКОУ «Туруханская средняя школа №1» ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила суду заявление в котором просила суд установить срок по восстановлению целостности ограждения территории образовательного учреждения до 01.09.2021 г., рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика администрации Туруханского района ФИО1 суду пояснила, что на основании решения Туруханского районного Совета депутатов №27-460 от 14.02.2020 г. из бюджета выделены средства в размере 910 000 рублей для восстановления целостности ограждения территории школы №4. Просила суд установить срок по восстановлению целостности ограждения территории образовательного учреждения до 01.09.2021 г.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управления образования администрации Туруханского района ФИО2 в судебном заседании пояснила, что на основании постановления администрации Туруханского района от 06.11.2019 г. № 896-п произведена реорганизация МКОУ «Туруханская средняя школа №1» путем присоединения МКОУ «Туруханская начальная школа №4» и МКОУ «Туруханская начальная школа №5». На основании решения Туруханского районного Совета депутатов №27-460 от 14.02.2020 г. из бюджета выделены средства в размере 910 000 рублей для восстановления целостности ограждения территории школы №4. Просила суд установить срок по восстановлению целостности ограждения территории образовательного учреждения до 01.09.2021 г.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

Суд, руководствуясь 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков - представителя МКОУ «Туруханская начальная школа №4» ФИО3, представителя МКОУ «Туруханская средняя школа №1» ФИО4

Выслушав представителя истца прокурора Туруханского района Монахову О.В., представителя ответчика администрации Туруханского района ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управления образования администрации Туруханского района ФИО2, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

В соответствии с п. 7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» к основным задачам противодействия терроризму относятся: выявление и устранение причин и условий, способствующий возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» к основным задачам противодействия терроризму относятся: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма в соответствии с п. 21 данной концепции относится: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.Пунктом 4 стать 3 названного выше закона закреплено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно требованию п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», территория общеобразовательного учреждения ограждается забором и полосой зеленых насаждений.

Как следует из содержания п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, помимо прочего относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 27ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, и содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, тем самым несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников организации.

Как установлено в судебном заседании прокурором Туруханского района Беликовым А.С. проведена проверка исполнения требований антитеррористической защищенности образовательного учреждения МКОУ «Туруханская начальная школа №4», в ходе которой установлено, что образовательным учреждением не в полной мере принимаются меры к выполнению обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии терроризму. Частично отсутствует (по периметру со стороны ул. Свердлова) ограждение территории школы, что предполагает свободный доступ посторонних лиц (л.д. 1112,13). 30.06.2020 г. прокурором Туруханского района в адрес директора МКОУ «Туруханская начальная школа №4» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 9-10).

Как следует из объяснения директора МКОУ «Туруханская начальная школа №4» ФИО5 от 06.07.2020 г. № 161 составлена сметно-расчетная документация, утверждена документация об электронном аукционе. Аукцион объявлен не состоявшимся. В виду временного приостановления финансирования повторное объявление аукциона планируется в августе 2020 г. Забор планируется к приобретению не позднее ноября 2020 года (л.д.15,16-21).

Согласно служебного письма и.о. директора школы ФИО6 составлена смета на установку ограждения, оформлена заявка на финансирование работ по установке ограждения территории школы. По факту выдачи финансирования нарушение федерального законодательства, направленное на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения будет устранено (л.д. 14).

Актом проверки помощника прокурора Туруханского района Монаховой О.В. от 04.12.2020 г. подтверждается, что территория указанного общеобразовательного учреждения в нарушение требований федерального законодательства (№35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006, № 273-ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012) частично не имеет ограждения. Нарушения не устранены, ограждение школы не установлено (л.д. 8).

На основании постановления администрации Туруханского района от 06.11.2019 г. № 896-п произведена реорганизация МКОУ «Туруханская средняя школа №1» путем присоединения МКОУ «Туруханская начальная школа №4» и МКОУ «Туруханская начальная школа №5».

Согласно выписки из ЕГРП от 26.01.2021 г. № КУВИ-002/2021-4085754 начальная школа №4, расположенная по адресу: <...>, на праве собственности принадлежит Муниципальному образования Туруханский район Красноярского края, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 24 ЕК 412478 от 06.12.2012 г.

В соответствии с п.п. 2 п.1.16 Устава МКОУ «Туруханская начальная школа №4» - школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода, содержания в соответствии с установленными нормами обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников школы.

Согласно пп. 4 п. 1.17 Устава – школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников школы.

В соответствии с п. 4.1. Устава – учредителем школы является муниципальное образование Туруханский район. Функции и полномочия Учредителя осуществляются администрацией Туруханского района.

Согласно п. 7.10 Устава – финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет бюджетных средств на основании бюджетной сметы, утвержденной Учредителем. Расходование бюджетных средств производится Школой в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Как следует из выписки из сводной бюджетной росписи МКОУ «ФИО7 №4» на основании решения Туруханского районного Совета депутатов №27-460 от 14.02.2020 г. из бюджета выделены средства в размере 910 000 рублей, при этом целевое назначение указанных средств не указано, в связи с чем суд не может согласиться с доводами представителя ответчика – представителя администрации Туруханского района ФИО1 о том, что указанные средства выделены именно для восстановления целостности ограждения территории школы.

Таким образом, доказательств выделения необходимого объема денежных средств МКОУ «Туруханская начальная школа №4» для проведения мероприятий по восстановлению целостности ограждения территории школы (по периметру со стороны улицы Свердлова) и проведение ремонтных работ по восстановлению целостности ограждения территории школы ответчиками не представлено.

Невыполнение требований об антитеррористической защищенности в деятельности МКОУ «Туруханская начальная школа №4» нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные законодательством и Конституцией Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Туруханская начальная школа №4», администрации Туруханского района о возложении обязанности по восстановлению целостности ограждения территории школы, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Туруханская начальная школа №4», администрации Туруханского района о возложении обязанности по восстановлению целостности ограждения территории школы, удовлетворить.

Обязать МКОУ «Туруханская начальная школа №4» провести ремонтные работы по восстановлению целостности ограждения территории школы в срок до 01 июля 2021 года.

Обязать администрацию Туруханского района выделить необходимый объем денежных средств МКОУ «Туруханская начальная школа №4» для проведения вышеуказанного мероприятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Туруханский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 29.01.2021г.

Председательствующий А.С. Лаппо