Дело №2-2/104/2019
УИД 43RS0026-02-2019-000331-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Афанасьево 24 сентября 2019 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Макаровой И.Л.,
с участием заместителя прокурора Афанасьевского района Кировской области Лузгарева С.С.,
при секретаре Сапегиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области в лице администрации Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области об обязании подать заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что по результатам проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении при использовании объектов недвижимости ЖКХ администрацией Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области (далее – администрация Ичетовкинского сельского поселения) установлено, что на территории <АДРЕС ИЗЪЯТ> имеется каптаж и водонапорная башня, посредством которых вода подается в жилые дома и МКОУ НОШ <АДРЕС ИЗЪЯТ>. При этом каптаж и водонапорная башня в реестре муниципального имущества не значатся, данных о том, что указанные объекты принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, не установлено. Таким образом, вышеуказанные объекты являются бесхозяйным имуществом, на балансе у какого-либо лица не состоят.
<ДАТА ИЗЪЯТА> прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление, которое было им рассмотрено <ДАТА ИЗЪЯТА>, однако конкретных мер к устранению выявленных нарушений предпринято не было.
Отсутствие собственника объектов и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, что обуславливает право прокурора обратиться в суд.
Прокурор просит обязать ответчика в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества – каптажа и водонапорной башни, расположенных в <АДРЕС ИЗЪЯТ>, - в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано о согласии с исковыми требованиями. В настоящее время администрация сельского поселения не располагает документами на вышеуказанные объекты, которые необходимы для обращения в орган государственной регистрации, а именно технической документации – технических планов, необходимых для постановки на кадастровый учет. На подготовку пакета документов для постановки объектов на учет необходимо время, срок изготовления технического плана составляет 60 дней. Также требуются немалые денежные затраты, на одно сооружение цена составляет *** руб. Просят предоставить им срок для исполнения требований прокурора 1 год. (л.д. 48)
В судебном заседании прокурор на иске настаивает, повторил доводы, изложенные в заявлении, определение срока исполнения решения оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика, глава администрации Ичетовкинского сельского поселения Белёв В.А., иск признал, просил установить срок исполнения решения 1 год.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 3 ст. 14 данного ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 №292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона, а также вопросы, указанные в пунктах 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст.17данного ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 данного ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 №931, согласно которому принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления, форма которого содержится в приложении к данному Порядку.
Из письменных материалов дела установлено, что по информации администрации Ичетовкинского сельского поселения от <ДАТА ИЗЪЯТА> на территории <АДРЕС ИЗЪЯТ> находится каптаж с водонапорной башней для подачи питьевой воды населению <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, а также школы и административных зданий. На данные объекты недвижимости проведено межевание земельных участков, их разрешенное использование: коммунальное обслуживание. Также на каптаж и водонапорную башню отсутствуют правоустанавливающие документы, в связи с чем, они не могут быть оформлены в муниципальную собственность. (л.д. 12)
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются межевыми планами на данные объекты недвижимости и кадастровыми паспортами на земельные участки под ними. (л.д. 13-28, 29-43, 44-45)
<ДАТА ИЗЪЯТА> в адрес главы администрации Ичетовкинского сельского поселения прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении при использовании объектов недвижимости ЖКХ. (л.д. 7-9)
В ответ на представление ответчиком указано, что большинство объектов ЖКХ в собственность администрацией сельского поселения не оформлены по причине отсутствия первоначальных документов, поэтому их необходимо поставить на учет как бесхозяйное имущество. Для этого требуется проведение межевания земельных участков, на которых они расположены и постановка на кадастровый учет. Данная процедура требует значительных затрат, так как на каждый объект должен быть изготовлен технический план. Бюджет поселения не позволяет сделать это сразу на все объекты, поэтому работа проводится поэтапно. В настоящее время ведется работа по подготовке документов для постановки на учет скважин, находящихся на территории поселения, а далее запланировано подготовка документов для постановки на учет каптажей и водонапорной башни в <АДРЕС ИЗЪЯТ>. Исходя из того, что срок нахождения объектов на учете бесхозяйного имущества составляет 1 год, требования прокурора ответчик обязуется исполнить в течение 2 лет. (л.д. 10)
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное образование Ичетовкинское сельское поселение Афанасьевского района Кировской области в лице администрации Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - каптажа, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, и водонапорной башни, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** в <АДРЕС ИЗЪЯТ>, - в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 25.09.2019.
Судья И.Л. Макарова