Дело № 2-2/109/2020 копия
УИД 43RS0034-02-2020-000088-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2020 года г. Белая Холуница Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Рыбакова Н.Ю.,
при секретаре Михалевой Л.Г.,
с участием процессуального истца старшего помощника Белохолуницкого районного прокурора Финогентова Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному унитарному предприятию «Полигон» (далее – МУП «Полигон»), поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства, регулирующего вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к МУП «Полигон» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства, регулирующего вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами. В обоснование заявления указано, что Кировской межрайоной прокуратурой проведена проверка хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты размещения отходов, в ходе которой в деятельности МУП «Полигон» выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами. МУП «Полигон» в рамках деятельности по обезвреживанию и размещению отходов осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в районе д. Пасегово Белохолуницкого района (код объекта размещения отходов в ГРОРО 43-00080-З-00461-200819). Предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-V классов опасности № (43)-8523 СР от 08.11.2019. В ходе проверки установлено, что МУП «Полигон» в нарушение требований законодательства до настоящего времени не оборудовало эксплуатируемый объект – полигон ТБО, расположенный в районе д. Пасегово Белохолуницкого района, средством измерения массы отходов. 30.01.2020 природоохранной прокуратурой в адрес директора МУП «Полигон» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которое рассмотрено, однако выявленные нарушения не устранены. Выявленные нарушения не позволяют ответчику надлежащим образом организовать учет массы поступающих и размещаемых на эксплуатируемом объекте твердых коммунальных отходов и, как следствие, предоставлять органам контроля достоверную информацию об объеме фактически размещенных отходов. Отсутствие такой информации при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушению прав неопределенного круга лиц – жителей близлежащих населенных пунктов в месте расположения полигона. Также превышение объема размещаемых на полигоне ТБО отходов, относительно объема установленного проектной документацией на объект размещения отходов, может повлечь причинение ущерба окружающей среде, что также создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Отсутствие средств измерения массы отходов влечет формирование недостоверных данных о массе размещаемых на полигоне ТБО отходах, которые впоследствии будут использованы при установлении тарифов на размещение отходов на данном объекте. Использование недостоверных сведений о массе размещенных на полигоне ТБО отходов при установлении тарифа на их захоронение затрагивает права неопределенного круга лиц на получение услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по экономически обоснованной цене. Бездействием ответчика нарушаются гарантируемые законом права граждан на благоприятную окружающую среду.
Кировский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на МУП «Полигон» обязанность оборудовать объект размещения отходов – полигон твердых бытовых отходов в районе д. Пасегово Белохолуницкого района средством измерения массы отходов в соответствии с требованиями п. 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
В судебном заседании старший помощник прокурора Белохолуницкого района Кировской области Финогентов Р.Н. иск поддержал, считал необходимым в установлении срока исполнения решения суда до 1 сентября 2020 года отказать.
Ответчик МУП «Полигон» в суд своего представителя не направило, представило письменный отзыв на иск просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, в также указало, что в настоящее время проведен аукцион в электронной форме на ЭТП «Регион», проводятся работы по заключению договора поставки с ООО «Ник Инвест», подана заявка в АО КБ «Хлынов» на инвестиционное кредитование (в связи с карантинными мероприятиями рассмотрение заявки откладывается на неопределенный срок). После заключения кредитного договора с банком и договора поставки с ООО «Ник Инвест» МУП «Полигон» сможет устранить нарушения выявленного законодательства. Просит, учитывая погодные условия в регионе, учитывая, что установка средств измерения (весов) невозможна до полного просыхания грунта на полигоне, установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2020.
Третье лицо – администрация Белохолуницкого муниципального района, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в суд своего представителя не направила.
Заслушав прокурора, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему:
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и условия проживания.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.10 указанного выше Федерального закона определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 10 указанны Правил владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Указанные Правила вступили в законную силу и применяются на территории РФ с 15.06.2016 (по истечении 7 дней со дня официального опубликования, опубликованы – на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.06.2016).
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.Согласно п. 5 Основ тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 18 Основ тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, что МУП «Полигон» зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет деятельность по сбору неопасных отходов (основной вид деятельности), сбору опасных отходов, обработке и утилизации не опасных отходов и пр., что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
МУП «Полигон» в рамках деятельности по обезвреживанию и размещению отходов осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного в районе д. Пасегово Белохолуницкого района, и в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 20.08.2019 № 461 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» имеет код размещения отходов в ГРОРО 43-00080-З-00461-200819, назначение объекта размещения отходов (далее - ОРО) – захоронение отходов, виды отходов - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).
Предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-V классов опасности № (43)-8523 СР от 08.11.2019.
Кировским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения МУП «Полигон» требований федерального законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства эксплуатируемый МУП «Полигон» полигон твердых бытовых отходов, расположенный в районе д. Пасегово Белохолуницкого района (код объекта размещения отходов в ГРОРО 43-00080-З-00461-200819), не оборудован средством измерения массы отходов.
30.01.2020 в адрес директора МУП «Полигон» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Из ответа МУП «Полигон» Кировскому межрайонному природоохранному прокурору от 28.02.2020 № 12 следует, что внесенное представление было рассмотрено, юридическим лицом выставлена заявка на проведение процедуры по закупке весов с установлением ПО, указано также, что к дисциплинарной ответственности привлечен рабочий по благоустройству с исполнением обязанностей мастера полигона ТКО. Из указанного ответа также следует, что в связи с погодными условиями и составом грунта на полигоне весовое оборудование будет смонтировано после установления благоприятных погодных условий.
До настоящего времени юридическим лицом нарушения требований законодательства, выявленные в ходе проверки, не устранены.
Таким образом, исходя из вышесказанного отсутствие на полигоне ТБО средств измерения массы отходов не позволяют ответчику надлежащим образом организовать учет массы поступающих и размещаемых на эксплуатируемом объекте твердых коммунальных отходов. Отсутствие информации об объеме фактически размещенных отходов при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде, а также нарушению прав неопределенного круга лиц.
Отсутствие контроля над объемами поступающих на полигон ТБО отходов может привести к превышению объема таких отходов, что может повлечь причинение ущерба окружающей среде, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Более того, отсутствие средств измерения массы отходов влечет формирование недостоверных данных о массе размещаемых на полигоне ТБО отходах, которые впоследствии будут использованы при установлении тарифов на размещение отходов на данном объекте. Использование недостоверных сведений о массе размещенных на полигоне ТБО отходов при установлении тарифа на их захоронение затрагивает права неопределенного круга лиц на получение услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по экономически обоснованной цене.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений – до 01.09.2020, с учетом объема подлежащих выполнению работ и необходимых для их выполнения летних погодных условий.
С ответчика на основании пп.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие Белохолуницкого муниципального района «Полигон» обязанность оборудовать объект размещения отходов – полигон твердых бытовых отходов в районе д. Пасегово Белохолуницкого района (код объекта размещения отходов в ГРОРО 43-00080-З-00461-200819), средством измерения массы отходов в соответствии с требованиями п. 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
Установить срок для исполнения решения суда в части оборудования объекта размещения отходов средством измерения массы отходов - до 01 сентября 2020 года.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Белохолуницкого муниципального района «Полигон» госпошлину в доход бюджета муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области (непосредственно или в г.Белая Холуница) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.Ю. Рыбаков
Копия верна.
Судья Н.Ю. Рыбаков
Решение в окончательной форме изготовлено 08 апреля 2020 года.