Д № 2-2/135/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Свеча 25 сентября 2012 года
Шабалинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Синцовой В.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Свечинского района Кировской области Целищева М.Г.,
представителя ответчика муниципального образования Свечинское городское поселение Свечинского района Кировской области в лице администрации Свечинского района Кировской области по доверенности Свиридова П.И.,
при секретаре Щепиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Свечинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Свечинское городское поселение Свечинского муниципального района Кировской области в лице администрации Свечинского района Кировской области о возложении обязанностей по выполнению мероприятий в сфере дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свечинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Свечинское городское поселение Свечинского муниципального района Кировской области в лице администрации Свечинского района Кировской области о возложении обязанностей по выполнению мероприятий в сфере дорожной деятельности, указав следующее. Прокуратурой Свечинского района Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах. Постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2008 года № 131/167 из муниципальной собственности Свечинского района в собственность поселений, в последующем вошедших в состав Свечинского городского поселения переданы автомобильные дороги общего пользования, пунктом 1 которого утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность городского поселения пгт. Свеча, в том числе, согласно прилагаемому перечню улично-дорожная сеть пгт. Свеча, а пунктом 5 - перечень имущества, передаваемого в собственность Свечинского сельского поселения, в том числе, согласно прилагаемому перечню улично-дорожная сеть д. Самоулки, д. Марьины, д. Огрызки, д. Мокрецы, д. Глушки, д. Юдинцы, д. Горюшки, д. Рогожники, д. Черпаки, х. Привольное, д. Рыбаковщина, д. Еременки, д. Адовщина, д. Немовщина, д. Шумихины, с. Ивановское, д. Никитенки, д. Глушковы, д. Малиновка, объездная дорога д. Самоулки.
Статьей 2 Закона Кировской области от 23.12.2010 № 595-ЗО «О преобразовании муниципальных образований в Свечинском районе Кировской области и о внесении изменений в отдельные законы Кировской области в связи с преобразованием муниципальных образований» Свечинское городское и Свечинское сельское поселения объединены в Свечинское городское поселение.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.6 ст.13, п.1,2,3 ст.17 ФЗ от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах поселения и иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения поселения. Ссылаясь на вышеуказанные положения ФЗ № 131-ФЗ от 6.10.2003, ФЗ № 257-ФЗ от 8.11.2007, ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пп.4 п.15 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», п.1.1, п.1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 5.02.1982 года, ст.210 ГК РФ указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лицами, являющимися собственниками дорог, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, техническому учету, а также на то, паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования, учет и паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Согласно п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В настоящее время органом местного самоуправления, осуществляющим от имени муниципального образования Свечинское городское поселение дорожную деятельность, является администрация Свечинского района на основании п.7 ч.1.2.1 ст.1 соглашения, утвержденного решением Свечинской районной Думы от 26.12.2011 года.
В нарушение указанных норм права технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования, переданные в собственность Свечинского городского поселения постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2008 № 131/167, администрацией района не оформлены.
Вопреки ст.131 ГК РФ, ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности на автомобильные дороги, переданные в собственность Свечинского городского поселения Постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2008 № 131/167, ответчиком не осуществлена.
Учитывая, что регистрация права собственности является обязательной, а технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, которая затрагивает интересы неопределенного круга граждан, просит обязать муниципальное образование Свечинское городское поселение Свечинского муниципального района Кировской области в лице администрации Свечинского района Кировской области в соответствии с требованиями нормативных правовых актов произвести паспортизацию, а также обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении автомобильных дорог общего пользования, проходящих по улицам следующих населенных пунктов: пгт. Свеча, д. Самоулки, д. Марьины, д. Огрызки, д. Мокрецы, д. Глушки, д. Юдинцы, д. Горюшки, д. Рогожники, д. Черпаки, х. Привольное, д. Рыбаковщина, д. Еременки, д. Адовщина, д. Немовщина, д. Шумихины, с. Ивановское, д. Никитенки, д. Глушковы, д. Малиновка, объездная дорога д. Самоулки.
Помощник прокурора Свечинского района Кировской области Целищев М.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, срок для выполнения требований считает возможным предоставить на усмотрение суда.
Представитель ответчика муниципального образования Свечинское городское поселение Свечинского муниципального района Кировской области в лице администрации Свечинского района по доверенности Свиридов П.И. в судебном заседании с иском согласился, просил установить срок исполнения решения суда до 01.04.2013 года.
Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам:
Согласно пп. 5 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании п.5 ст.8 Устава муниципального образования городского поселения пгт. Свеча Свечинского района Кировской области, принятого решением Свечинской поселковой Думы 07.12.2005 № 3/21, к вопросам местного значения относится, в том числе, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с Законом Кировской области «О преобразовании муниципальных образований в Свечинском районе Кировской области и о внесении изменений в отдельные законы Кировской области в связи с преобразованием муниципальных образований» № 595-ЗО от 23.12.2010 года Свечинское городское поселение и Свечинское сельское поселение объединены в Свечинское городское поселение с административным центром в поселке городского типа Свеча.
Решением Свечинской поселковой Думы Свечинского городского поселения Свечинского района от 31.10.2011 года №8/49 администрация городского поселения пгт Свеча Свечинского района Кировской области ликвидирована.
На основании ст. 32 Устава муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области администрация района исполняет полномочия администрации Свечинского городского поселения, определенные Уставом данного поселения.
Соглашением, утвержденным решением Свечинской районной Думы от 26.12.2011 года № 12/100 и решением Свечинской поселковой Думы Свечинского городского поселения Свечинского района от 26.12.2011 года №12/71, полномочия городского поселения по решению вопросов местного значения переданы администрации Свечинского района с 1.01.2012 года, в том числе, и полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них (п.7 ч.1.2.1 ст.1 Соглашения).
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 (в редакции от 19.07.2011) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильных дорог» раскрыто в п. 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 17 Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы Приказом Министерства транспорта РФ № 160 от 12.11.2007 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подп. 4 п. 15 Классификации работ определено, что в работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодром РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования в силу ст. 3 ГК РФ не является нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области безопасности дорожного движения. Указанная Инструкция была утверждена Минавтодром РСФСР в 1983 г., когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная выше Инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта России № 150 от 27.08.2009, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2008 года № 131/167 из муниципальной собственности Свечинского района в собственность поселений, в последующем вошедших в состав Свечинского городского поселения переданы автомобильные дороги общего пользования, пунктом 1 которого утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность городского поселения пгт. Свеча, в том числе, согласно прилагаемому перечню улично-дорожная сеть пгт. Свеча, а пунктом 5 - перечень имущества, передаваемого в собственность Свечинского сельского поселения, в том числе, согласно прилагаемому перечню улично-дорожная сеть д. Самоулки, д. Марьины, д. Огрызки, д. Мокрецы, д. Глушки, д. Юдинцы, д. Горюшки, д. Рогожники, д. Черпаки, х. Привольное, д. Рыбаковщина, д. Еременки, д. Адовщина, д. Немовщина, д. Шумихины, с. Ивановское, д. Никитенки, д. Глушковы, д. Малиновка, объездная дорога д. Самоулки.
Из анализа вышеуказанных норм во взаимосвязи со ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, суд приходит к выводу, что содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией Свечинского района.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования, переданные в собственность Свечинского городского поселения, отсутствуют, что подтверждается справкой помощника прокурора Свечинского района Кировской области от 13.08.2012 года.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанной нормы федерального законодательства ответчиком не предпринималось никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в реестре муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования, свидетельства о праве собственности установленного образца не получались, что ответчик не отрицает.
Учитывая, что безопасность дорожного движения на дорогах общего пользования затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами, обращение в суд прокурора в защиту неопределенного круга лиц с требованием об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении дорог общего пользования, является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Учитывая объем работ и количество автомобильных дорог, подлежащих паспортизации и государственной регистрации, а также мнение сторон, суд считает возможным установить срок до 01.04.2013 года.
В соответствии с п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, поэтому судебные издержки отнести на счет местного бюджета.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Свечинского района Кировской области удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Свечинское городское поселение Свечинского муниципального района Кировской области в лице администрации Свечинского района Кировской области в соответствии с требованиями нормативных правовых актов произвести паспортизацию, а также обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении автомобильных дорог общего пользования, проходящих по улицам следующих населенных пунктов: пгт. Свеча, д. Самоулки, д. Марьины, д. Огрызки, д. Мокрецы, д. Глушки, д. Юдинцы, д. Горюшки, д. Рогожники, д. Черпаки, х. Привольное, д. Рыбаковщина, д. Еременки, д. Адовщина, д. Немовщина, д. Шумихины, с. Ивановское, д. Никитенки, д. Глушковы, д. Малиновка, объездная дорога д. Самоулки в срок до 01.04.2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Кировский областной суд с подачей жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области.
Судья В.С. Синцова