ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/143/2021 от 05.10.2021 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело №2-2/143/2021

УИД 43RS0026-02-2021-000225-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Афанасьево 05 октября 2021 года

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

судьи Макаровой И.Л.,

при секретаре Сапегиной Т.Г.,

с участием прокурора Лузгарева С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц и РФ в лице министерства лесного хозяйства Кировской области к ИП ФИО1 об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Афанасьевского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском к ИП ФИО1, в обоснование которого указал, что ответчик имеет стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом инвентаризация данных источников не проведена, программа производственного экологического контроля не разработана, производственный контроль нормативов выбросов на источники выбросов инструментальным методом не проводится. Ответчиком не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, паспорта на отходы I-V класса опасности не оформлены.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района <ДАТА ИЗЪЯТА> в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако ответчиком конкретных мер направленных на устранение нарушений не принято.

Прокурор просит обязать ответчика устранить указанные нарушения природоохранного законодательства, а именно:

- провести инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

- разработать программу производственного экологического контроля;

- направить заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды от 23.12.2015 №554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, находящихся в здании цеха лесопиления, расположенного по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, и здания административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

- подготовить документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренные приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности» и направить их в территориальный орган Росприроднадзора.

В судебное заседание представители истца и третьего лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 40, 47)

От третьего лица, министерства охраны окружающей среды Кировской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме. (л.д. 40)

Суд с учётом мнения прокурора и ответчика считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и третьего лица.

Прокурор исковые требования поддержал, привёл доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик ИП ФИО1 иск признал, со сроком исполнения согласен, пояснил, что уже приступил к устранению выявленных нарушений: заключил договоры на инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ и подготовку материалов паспортизации, подал заявку в электронном виде о постановке на учёт объектов негативного воздействия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, т.к. оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Пунктом 1 ст. 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Согласно п. 5 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1027, юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Из письменных материалов дела установлено, что по поручению прокуратуры Афанасьевского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ИП ФИО1, в ходе которой выявлено следующее:

При осмотре производственных территорий установлено, что основным видом деятельности ответчика на промплощадках, расположенных по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ> на земельных участках с кадастровыми номерами *** является распиловка древесины.

ИП ФИО1 имеет стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно:

В цехе лесопиления, находящегося по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, установлен круглопильный станок МОЛОМА-1200, технологический процесс работы станка сопровождается пылеобразованием. Древесная пыль от станка пневмотранспортом отводится в бункер накопитель, газоочистные установки отсутствуют. Вредные (загрязняющие) вещества в виде древесной пыли выбрасываются в атмосферный воздух через проем, предназначенный для подачи сырья в цех лесопиления шириной 8 м. высотой 1,6м., который является стационарным неорганизованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проём для удаления древесного горбыля шириной 8 м. высотой 1,6 м., который является стационарным неорганизованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проём для удаления готовой продукции шириной 8 м. высотой 2 м., который является стационарным неорганизованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В цехе лесопиления установлен лафетный станок и многопильный станок марки ЦМ 150В, технологический процесс работы станков сопровождается пылеобразованием. Станки снабжены аспирационной системой с циклоном, который является стационарным организованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, техническая документация на циклон не представлена. Высота выхлопного патрубка 8,0 м. Диаметр выходного патрубка 0,30 м. Выделяемое загрязняющее вещество - пыль древесная.

В здании административно-бытового корпуса, находящегося по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, установлена металлическая дровяная печь. Используемое топливо - древесное. От сжигания древесного топлива выделяются загрязняющие вещества: Азот (IV) оксид (Азота диоксид), Азот (II) оксид (Азота оксид), Углерод черный (Сажа), Углерод оксид, Бенз/а/пирен (3, 4-Бензпирен), Взвешенные вещества. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется через асбестовую трубу), с диаметром устья 0,2 м, высотой 8 м, которая является стационарным организованным источником выброса.

Вместе с тем, инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ ИП ФИО1 не проведена, программа производственного экологического контроля не разработана, производственный контроль нормативов выбросов на источниках выбросов инструментальным методом не проводится, не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, паспорта на отходы I - V класса опасности не оформлены. (л.д. 15, 20-35)

По итогам прокурорской проверки ответчику ИП ФИО1 вынесено представление. (л.д. 10-11)

<ДАТА ИЗЪЯТА> ответчиком заключён договор оказания услуг с ООО «АРМ-Сервис» на разработку данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и актуализацию заявки о постановке на учёт в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду со сроком исполнения до <ДАТА ИЗЪЯТА>. (л.д. 13-14)

<ДАТА ИЗЪЯТА> ответчиком заключён договор оказания услуг с ООО «Фирма Ритм» на подготовку материалов паспортизации для 1 отхода. (л.д. )

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 01 октября 2022 года устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно:

- провести инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

- разработать программу производственного экологического контроля;

- направить заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды от 23.12.2015 №554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, находящихся в здании цеха лесопиления, расположенного по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, и здания административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

- подготовить документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренные приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности» и направить их в территориальный орган Росприроднадзора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 06.10.2021.

Судья И.Л. Макарова

Решение12.10.2021