РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №2-2/146/2022
УИД 43RS0026-02-2022-000214-57
20 сентября 2022 года пгт. Афанасьево
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Макаровой И.Л.,
при секретаре Сапегиной Т.Г.,
с участием прокурора Синцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Ичетовкинское сельское поселение в лице администрации Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области об обязании приведения автомобильной дороги в в соответствие с требованиями ГОСТ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд к администрации Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области с вышеозначенным иском, в обоснование которого указал, что в результате обследования автомобильной дороги в установлено, что от дома №*** до дома №*** отсутствует дорожное полотно (дорожная «одежда»), а между домами *** и *** отсутствует водосток через проезжую часть в результате разрушения лежнёвки, что является нарушением требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Выявленные нарушения препятствуют бесперебойному движению транспортных средств, особенно в весенне-летний и летне-осенний период, в связи тем, что на указанном участке автомобильной дороги в результате интенсивного снеготаяния и резкого подъема вод происходит перетекание воды через земляное полотно автодороги, вследствие чего потоками воды частично размывается покрытие дороги и, как следствие, дорога становится непроезжей.
Ответчик ссылается на отсутствие денежных средств на устранение выявленных нарушений.
Прокурор просит обязать ответчика привести автомобильную дорогу в на участке между домами *** и *** в соответствие с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно восстановить земляное полотно, обеспечить устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований песчано-щебеночной смеси и установить водопропускную трубу.
Ответчик, администрация Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала о согласии с требованиями прокурора.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность, которая включает в себя содержание, а также капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения.
Для исполнения данных мероприятий в бюджете поселения предусмотрен дорожный фонд, состоящий из дохода акцизов и собственных средств, к которым относятся доходы и субсидии (проекты инициативного бюджетирования). Доход от акцизов в составил *** руб. Сельскому поселению пришлось изыскать собственные средства еще порядка *** руб., но и их не хватает для проведения полноценных работ в сфере дорожного хозяйства. В на проведение всех мероприятий дорожного фонда предусмотрено *** руб., по состоянию на остаток составляет *** руб., этих средств не хватит для оплаты уже выставленных счетов и на зимнее содержание дорог в .
Примерная стоимость работ, указанных прокурором в иске, по предварительным расчётам составляет *** руб., необходимы дополнительные расходы, которые в бюджете отсутствуют.
В ближайшее время поселению предстоит оплата счётов на сумму *** руб. по договору поставки щебня и более *** руб. по договору летнего содержания дорог. Оставшихся денег, а это *** руб. не хватит на содержание дорог в зимнее время.
Ответчик просит предоставить ему срок для исполнения решения суда до . (л.д. 27)
В судебное заседание представитель ответчика, администрации Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом (л.д. 26), имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. (л.д. 27)
Суд с учётом мнения прокурора считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Прокурор исковые требования изменила в связи с допущенной ошибкой, просила обязать ответчика привести автомобильную дорогу в в соответствие с требованиями ГОСТ, а именно восстановить земляное полотно, обеспечить устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований песчано-щебеночной смеси на участке автодороги между домами *** и *** , установить водопропускную трубу на участке автодороги между домами *** и *** .
В обоснование своих требований привела доводы, изложенным в исковом заявлении, срок исполнения решения суда просила установить до .
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, при этом п. 6 ст. 3 указанного ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ)
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей (ч.1 ст.18 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Приказом Росстандарта N1245-ст от 26.09.2017 утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и введен в действие с 01.09.2018.
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Так, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А значений показателей), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Из материалов дела установлено, что земельный участок общего пользования площадью 6 560 кв.м., расположенный по адресу: , числится в собственности муниципального образования Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области. (л.д. 12-14)
В заявлении жителя Р.В.А., поступившего прокурору Афанасьевского района, содержится просьба об обеспечении проведения ремонта автомобильной дороги в между домами *** и *** (л.д. 15)
Согласно протоколу осмотра от , составленному старшим инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России «Омутнинский» Л.А.В., на участке дороги между домами *** и *** выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно необходимо уложить инженерное сооружение (водопропускную трубу) в теле насыпи автомобильной дроги (искусственной дамбы через лог) для пропуска водного потока в целях недопущения разрушения дорожного полотна и безопасности дорожного движения в период паводка, от дома №*** до дома №*** отсутствует дорожное полотно. (л.д. 10)
прокуратурой района в адрес главы администрации Ичетовинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в . (л.д. 16-17)
Согласно информации ответчика на преставление в необходимые денежные средства на ремонт дороги в в бюджете и дорожном фонде Ичетовкинского сельского поселения отсутствуют. (л.д. 11)
Как следует из представленных ответчиком выписок из бюджета поселения на , всего запланировано расходов по дорожному фонду в размере *** руб., по состоянию на остаток составляет *** руб. (л.д. 29); ответчик имеет обязательства по оплате работ по летнему содержанию дорожного полотна в размере *** руб. (л.д. 30-33) и услуг по доставке щебня в сумме *** руб. (л.д. 34-36)
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении срока исполнения решения суда следует учесть характер предстоящих дорожных работ и особенности погодных условий в весенне-летний период в данной части Кировской области, поэтому срок, предлагаемый прокурором, является нереальным. Суд отдаёт предпочтение сроку, предлагаемому ответчиком, который захватывает летний период, что позволит наиболее качественно провести ремонтные работы на автодороге.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное образование Ичетовкинское сельское поселение в лице администрации Ичетовкинского сельского поселения Афанасьевского района Кировской области в срок до обеспечить приведение дорожной части улицы в в соответствие с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно:
- восстановить земляное полотно, обеспечить устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований песчано-щебеночной смеси на автодороге в на участке между домами *** и ***;
- установить водопропускную трубу на автодороге в на участке между домами *** и ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено .
Судья И.Л. Макарова
Решение29.09.2022