Дело № 2-2/16/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Опарино Кировской области 28 марта 2016 года
Мурашинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Жемчуговой В. М.,
при секретаре Еременко Н. А.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя Опаринской районной Думы Комиссии по назначению доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Опаринского района по доверенности – ФИО3, представителя администрации Опаринского района ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Опаринской районной Думе МО Опаринский муниципальный район Кировской области Комиссии по назначению доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Опаринского района, администрации МО «Опаринский муниципальный район Кировской области» о признании права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Опаринской районной Думе, Комиссии по назначению доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Опаринского района, о признании права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что 14 декабря 2015 года истцу комиссией по назначению доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Опаринский район Кировской области было отказано в назначении и выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии, на основании того, что он замещал выборную должность только в течение 4 лет 3 месяцев 28 дней. С 29.11.2015 ФИО1, является получателем страховой пенсии по старости. Как следует из трудовой книжки 07.12.2006 истец был избран главой Опаринского района. 22.04.2011 уволен с занимаемой выборной муниципальной должности в связи с окончанием срока полномочий. ФИО1 вступил в должность 07.12.2006 и исполнял полномочия выборного должностного лица органа местного самоуправления в течение 4 лет 3 месяцев 28 дней до 22.04.2011, когда в должность вступил вновь избранный глава Опаринского района, то есть исполнял полномочия в течение 1 срока, на которой был избран в соответствии с действующим законодательством, что в соответствии с законом дает ему право на получение доплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% ежемесячного денежного содержания по замещаемой должности на момент увольнения. Стаж муниципальной службы составляет 17 лет 05 месяцев 22 дня, что дает ему право на получение доплаты к страховой пенсии в размере 30%. Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей и уплачена госпошлина в сумме <данные изъяты> рублей. Просит признать за ним право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в размере 30% как лицу, ранее замещавшему выборную должность лица местного самоуправления в Кировской области в течение 1 срока полномочий на день его обращения, то есть с 30 ноября 2015 года и взыскать с комиссии по назначению доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Опаринский муниципальный район Кировской области, понесенные им судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца ФИО2 исковые требования поддержали, дали аналогичные объяснения, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Опаринской районной Думы и Комиссии по назначению доплаты к пенсии по доверенности - ФИО3 с иском не согласилась. Суду пояснила, что 14.12.2015 года ФИО1 было отказано в назначении на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии, на основании того, что истец замещал выборную муниципальную должность 4 года 3 месяца 28 дней, т.е. менее одного срока полномочий. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Уставом муниципального образования Опаринский муниципальный район Кировской области, Положением о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденным решением Опаринской районной Думы Кировской области от 27.04.2011г. № 4/15 установлен срок полномочий выборного лица местного самоуправления – пять лет. В соответствии с Законом области от 08.07.2008 года № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования. В соответствии со ст. 4 Регламента Опаринской районной Думы МО Опаринский муниципальный район Кировской области глава района избирается на заседании районной Думы из числа депутатов тайным голосование с использованием бюллетеней, глава избирается на срок полномочий районной Думы одного созыва. В соответствии с Законом Кировской области от 01.12.2000 года № 228-ЗО «О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области», Положением о комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальных служащих Опаринского района, замещавших выборные муниципальные должности, утвержденные решением Опаринской районной Думы от 25.09.2012 года № 19/06 установление срока полномочий выборного должностного лица в задачи комиссии не входит. То есть комиссия срок полномочий установить не может, комиссия подтвердила стаж муниципальной службы на день увольнения истца, основными задачами комиссии является исчисление, установление, перерасчет стажа муниципальной службы, исчисление, установление и перерасчет на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Комиссия не имеет право устанавливать срок должностного лица, а уставом он установлен пять лет. В соответствии со ст. 20,23,29 Устава Опаринского района, ст. 3 Положения о статусе депутата, комиссия вынесла решение об отказе ФИО1 в связи с неполным сроком полномочий при необходимых пяти годах.
Представитель соответчика - администрация МО «Опаринский муниципальный район Кировской области» по доверенности, привлеченная к делу на основании определения суда, - ФИО4 в судебном заседании пояснила, что комиссия по назначению доплаты к пенсии образована при Опаринской районной Думе, которая является органом местного самоуправления. Районная Дума обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, имеет печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в соответствии с федеральным законодательство. Финансирование деятельности районной Думы отражается отдельной строкой в местном бюджете. ФИО1 являлся главой Опаринского района. В период своей работы в правоотношениях с администрацией Опаринского района не состоял. Администрация района не имеет права воздействовать на решение комиссии по назначению доплаты к пенсии и информацией, связанной с назначением доплаты к пенсии в соответствии с решением комиссии назначению доплаты к пенсии не обладает. Выплаты гражданам, замешавшим ранее муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Опаринского района в виде доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет, осуществляется сектором бухгалтерского учета управления делами администрации Опаринского района на основании решения комиссии по назначению доплаты к пенсии либо комиссии по назначению пенсии за выслугу лет, которые образованы в органах местного самоуправления района. Опаринский район является дотационным, а бюджет района дефицитным. Поэтому в удовлетворении иска истцу просит отказать.
Заслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В суде установлено, что с 29.11.2015 истец является получателем страховой пенсии по старости.
Как, следует из трудовой книжки, 07.12.2006 истец был избран главой Опаринского района, 22.04.2011 уволен с занимаемой выборной муниципальной должности в связи с окончанием срока полномочий, что подтверждается решением Опаринской районной Думы № 12/05 от 28.11.2006 (л.д.14), распоряжением главы Опаринского района № 36 от 21.04.2011(л.д.17).
Истец имеет стаж муниципальной службы - 17 лет 05 месяцев 22 дня, данный стаж ответчиком не оспаривается.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Статьей 20 Устава муниципального образования Опаринский муниципальный район Кировской области, ст.4 Положения о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденным решением Опаринской районной Думы Кировской области от 27.04.2011г. № 4/15 установлен срок полномочий выборного лица местного самоуправления – пять лет.
Согласно ст.29 Устава глава района избирается районной Думой из своего состава на срок её полномочий, которые прекращаются со дня вступления в должность вновь избранного главы района.
В соответствии с Законом области от 08.07.2008 года № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования.
Учитывая, что Уставом Опаринской районной думы и Положением о статусе депутатов срок полномочий выборного лица местного самоуправления установлен пять лет, а истец ФИО1 осуществлял свои полномочия в качестве главы района лишь 4 года 3 месяца 28 дней, суд считает решение Комиссии по назначению пенсии об отказе в признании его права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, правомерным и обоснованным.
Доводы истца и его представителя о несоответствии Уставов и Положений, действовавших на момент его работы и после прекращения его полномочий, суд находит несостоятельными, т.к. каких-либо разногласий в их текстах суд не усматривает.
Кроме того, в соответствии с п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
По своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячных доплат к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Кировской области от 08.07.2008 года N 257-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" под лицами, замещающими муниципальные должности Кировской области, понимаются выборные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
В силу ст. 5 вышеуказанного закона лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости.
В п. 5 ст. 23 Устава МО "Опаринский муниципальный район Кировской области" установлено, что статус депутатов районной Думы, их социальные гарантии определяются Положением о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утверждаемым решением районной Думы, в соответствии с областным законодательством.
27.04.2011года за N 4/15 решением Опаринской районной Думы утверждено Положение о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В ст. 19 указанного Положения указано, что финансирование социальных гарантий, денежного содержания, возмещение расходов по найму жилого помещения и расходов на осуществление полномочий выборного лица местного самоуправления предусматривается за счет местного бюджета.
Согласно ч.9 ст.34, ч.2 ст.53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования
Суд считает, что поскольку финансирование ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости муниципальному служащему осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе изменять порядок и условия выплаты такой доплаты, а также принимать решение и об отказе в ее назначении.
Таким образом, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, принимая во внимание, что решение вопроса о назначении или об отказе в доплате к пенсии является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Опаринской районной Думе МО Опаринский муниципальный район Кировской области Комиссии по назначению доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Опаринского района, администрации МО «Опаринский муниципальный район Кировской области» о признании права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в размере 30%, как лицу, ранее замещавшему выборную должность лица, местного самоуправления Кировской области в течение одного срока полномочий и о взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, т. е. с 31 марта 2016 года, с подачей апелляционной жалобы через Мурашинский районный суд Кировской области пгт. Опарино.
Судья: Жемчугова В.М.