ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/18 от 11.01.2018 Кизеловского городского суда (Пермский край)

Дело №2-2/2018

Кизеловского городского суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кизел 11 января 2018 года

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коваль А.А.,

при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,

с участием прокурора Семухиной С.В.,

представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 ФИО1,

представителя ответчика администрации Кизеловского муниципального района ФИО2,

представителя третьего лица Управления образования администрации Кизеловского муниципального района ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кизеловского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению финансирования по бесплатному двухразовому питанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1, и к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1 о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

установил:

Прокурор города Кизела обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1 о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

05.12.2017 года прокурор города Кизела изменил исковые требования и просит возложить на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанность по обеспечению финансирования по бесплатному двухразовому питанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, и к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1 о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В обоснование заявленных требований указал, что в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ СОШ №1) обучается 83 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Из 83 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ СОШ №1, бесплатным двухразовым питанием обеспечены лишь 29 учеников, имеющих различные социальные льготы. Учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ №1 является муниципальное образование Кизеловский муниципальный район. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Кизеловского муниципального района Пермского края. Исходя из системного толкования положений п. 7 ч.1 ст. 9, ч.8 ст. 34, ст.37, ч.7 ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ бесплатное двухразовое питание всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ СОШ №1, должно быть организовано образовательной организацией, а финансирование на эти цели должна осуществлять администрация Кизеловского муниципального района, как учредитель муниципальной образовательной организации.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Семухина С.В. на удовлетворении заявленных требований настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Уточнила иск и просит возложить на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела (за исключением проживающих в указанной организации, находящихся на полном государственном обеспечении). Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела (за исключением проживающих в указанной организации, находящихся на полном государственном обеспечении). Вопрос о сроках исполнения ответчиками обязанностями оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика администрации Кизеловского муниципального района ФИО2, с исковыми требованиями не согласна по доводам письменного отзыва о том, что обеспечение бесплатным питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относится к мерам социальной поддержки, которая является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Представитель ответчика МБОУ СОШ №1 ФИО1 в судебном заседании с иском согласна, пояснила, что не обеспечение питанием детей с ограниченными возможностями здоровья связано с отсутствием финансирования. Учредителем учреждения является администрация Кизеловского муниципального района. В 2016 году администрация школы обращалась в управление образования администрации Кизеловского муниципального района по вопросу предоставления финансирования обеспечения бесплатным питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что положительного результата не дало.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Кизеловского муниципального района ФИО3, против удовлетворения исковых требований не возражает. Пояснила, что денежные средства для организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья бюджетом Кизеловского муниципального района не предусмотрены.

Привлеченное по инициативе суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерство образования и науки Пермского края в письменном отзыве поддержала иск прокурора по приведенным в нем доводам. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя Министерства образования и науки Пермского края в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, выслушав пояснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Пунктами 15,16 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ установлено, что обучающийся – это физическое лицо, осваивающее образовательную программу; под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об образовании в РФ" предусматривает, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 37 указанного Закона обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.7 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В силу ч.1 ст.37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В п. 7 ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Судом установлено, что в МБОУ СОШ №1 на 01 сентября 2017 года обучается 83 человека с ограниченными возможностями здоровья (л.д.7).

Проживание в МБОУ СОШ №1, указанной категории обучающихся, не предусмотрено.

Ответчиками не оспаривается, что в МБОУ СОШ №1 не соблюдаются требования Федерального закона «Об образовании» в части обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п.1.1 Устава МБОУ СОШ №1, утвержденного постановлением администрации Кизеловского муниципального района от 28.12.2015 №465, является муниципальным бюджетным учреждением. В п.1.4 Устава указано, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Кизеловский муниципальный район. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Кизеловского муниципального района Пермского края. (л.д.13-25).

Таким образом, администрация Кизеловского муниципального района, осуществляя полномочия учредителя МБОУ СОШ №1, обладая полномочиями по финансированию указанного муниципального учреждения, обязана нести бремя по финансированию организации в данном учреждении бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Исходя из требований ст.206 ГПК РФ, учитывая характер подлежащих совершению действий, принимая во внимание, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены питанием в соответствии с законом, суд приходит к выводу о возможности установить срок исполнения состоявшегося решения суда к администрации Кизеловского муниципального района и МБОУ СОШ №1 в течение 30 и 60 дней, соответственно, со дня вступления решения суда в законную силу.

Предлагаемый прокурором срок является разумным.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

Иск прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кизеловского муниципального района и к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1, удовлетворить.

Возложить на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанность, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела, в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу, организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г.Кизела.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 16 января 2018 года.

Судья