Дело № 2-2/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос.Чертково 26 февраля 2018года.
Чертковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего Кадурина С.А.,
при секретаре Вербицкой Е.Б.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО "РЖД" в лице ДКРС-Юг к ФИО2 о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд и встречному иску ФИО2 к ОАО "РЖД" в лице ДКРС-Юг о взыскании денежных средств, прекращении права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Истец ОАО "РЖД" в лице ДКРС-Юг обратилось в Чертковский районный суд Ростовской области с иском к ФИО2 о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд. В обоснование требований истец указал, что ОАО «РЖД» в лице дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Ростовская группа заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта (далее ДКРС-Юг ОАО «РЖД») осуществляет реализацию проекта «Новая железнодорожная линия на направлении Журавка - Миллерово» в рамках строительства железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск» в составе проекта «Организация скоростного движения на участке железных дорог «Москва-Адлер» на основании Указа президента Российской Федерации от 17.0242015 № 196 и распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее Росжелдор) от 30.08.2016 № ВЧ-89-р «Об изъятии земельных участков путём выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Новая железнодорожная линия на направлении Журавка-Миллерово» в рамках строительства железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск в составе проекта «Организация скоростного движения на участке железных дорог Москва-Адлер». Земельные участки, подлежащие изъятию в Чертковском районе Ростовской области указаны в приложении № 4 к Распоряжению. При этом по Распоряжению истец должен обеспечить проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. В соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта №ВЧ-89-р от 30.08.2016 (приложение № 4) подлежит изъятию для нужд Российской Федерации, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, местоположением: <адрес> Земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО2. В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.03.2017 № зарегистрированы сведения о наличии решения Росжелдора об изъятии. На исходном земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют. Вместо исходного земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами №№№. Подлежащие изъятию земельные участки имеют следующие характеристики: 1) кадастровый номер №, адрес (местоположение) <адрес> категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование железнодорожный транспорт, площадью 82424 кв.м. Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.09.2016 № 2) кадастровый номер № адрес (местоположение) <адрес> категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешённое использование – железнодорожный транспорт, площадь 24933 кв.м. Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.09.2016 №. В соответствии с требованиями законодательства 07.09.2016 года Росжелдором направлено письмо в адрес Главы Муниципального образования «Шептуховское сельское поселение» Чертковского района Ростовской области с просьбой официального опубликования решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом сельского поселения. По итогам проведённой работы по информированию собственников земельных участков о принятом Росжелдором решении об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в местной газете «Вести Чертковские» от 09.09.2016 № 106-108 на стр. 10 было опубликовано решение об изъятии от 30.08.2016 № кроме того, указанное решение размещено на сайте Администрации Чертковского района РО и информационном щите Администрации Шептуховского сельского поселения. В порядке, предусмотренном ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации представитель истца нарочно вручил ответчику сопроводительное письмо, проект соглашения об изъятии указанного земельного участка и отчёт об оценке от 14.11.2016 года и кадастровыми паспортами. Ответчик получил указанные документы 09.01.2017г., поставив подпись и дату на сопроводительном письме.
Согласно отчёту об оценке стоимости возмещения ООО «Южный Региональный центр Оценки – ВЕАКОН» от 14.11.2016 размер возмещения за изымаемые участки составляет 813561 рублей, который включает в себя рыночную стоимость 622670 рублей, размер убытков 190891 рубль, из них: убытки, связанные с приобретением нового земельного участка и регистрацией прав на него 49435 рублей, убытки, связанные с переоформлением прав на оставшуюся часть земельного участка 23364 рубля, упущенная выгода, связанная с невозможностью производства сельхозпродукции – 118092 рубля.
Организацией, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, является ДКРС ОАО «РЖД», срок принудительного изъятия наступил 10.04.2017 (с 09.01.2017 по 09.04.2017 – 90 дней). Указывают, что при подаче настоящего иска соблюдён досудебный порядок. Ссылаясь на положения ст. 282 ГК РФ просили суд: изъять у ФИО2 для государственных нужд Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами №, общей площадью 82424 кв.м, и №, общей площадью 24933 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> с предоставлением возмещения за изымаемые земельные участки в размере 813561 (восемьсот тридцать тысяч пятьсот шестьдесят один) рубль.
В ходе судебного разбирательства от ответчика ФИО2 потупило встречное исковое заявление о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд. В котором ФИО2 в обоснование иска указал, что ОАО «РЖД» в лице ДКРС-ЮГ подало исковое заявление о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд от имени ОАО «Российские железные дороги», с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащих на праве собственности ФИО2. Вышеуказанные земельные участки были образованы путём раздела земельного участка с кадастровым номером №. В результате раздела было образовано три самостоятельных земельных участка, имевших категорию земли сельскохозяйственного назначения с разрешённым использованием для сельскохозяйственного производства. Земельный участок с кадастровым номером № использовался для выращивания сельскохозяйственных культур. ОАО «РЖД» в лице ДКРС-ЮГ раздел земельного участка провело самостоятельно без согласования с собственником, действуя в своих интересах. Разделив земельный участок на три участка с кадастровыми номерами №, №, № ОАО «РЖД» в лице ДКРС-ЮГ произвело строительство двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка-Миллерово на двух земельных участках с кадастровыми номерами №, №. В результате раздела и строительства железной дороги, образованный многоконтурный земельный участок с кадастровым номером №, стал непригоден для сельскохозяйственного производства. Потерял свою ценность. В ходе судебного разбирательства по делу №2-2/2018 была назначена судебная экспертиза № от 28 ноября 2017 года, результатом которой стало заключение о невозможности дальнейшего использования земельного участка с кадастровым номером № по целевому назначению для сельскохозяйственного производства. В связи с этим у ФИО2 возникли убытки. Была назначена судом оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № Из ответа независимого оценщика следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составила 485000 рублей. Соглашаясь с результатами оценки изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами №, № просил суд взыскать с ОАО «Российские железные дороги» денежные средства в сумме 813561 рубль за изымаемые для государственных нужд земельные участки с кадастровыми номерами №, № Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» денежные средства в сумме 485000 рублей за изымаемый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером №. Прекратить право собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № в связи с изъятием для государственных нужд. Обязать ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировать право государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № в течение десяти дней после вступления в силу решения суда.
В ходе судебного разбирательства от ОАО «РЖД» в лице ДКРС-Юг поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором истец указал, что требование об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков с кадастровым номером №, площадью 82424 кв.м и кадастровым номером № площадью 24933 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> с предоставлением возмещения за изымаемые участки в размере 813561 рубль 00 копеек, подлежит дополнению - прекратив право собственности на данный земельный участок. Просили суд изъять у ФИО2 для государственных нужд Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 82424 кв.м и кадастровый номер №, площадью 24933 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> прекратив его право собственности на данные земельные участки, с предоставлением возмещения за изымаемые земельные участки в размере 813561 рубль 00 копеек.
В ходе судебного разбирательства от ОАО «РЖД» в лице ДКРС-Юг поступили возражения на встречные исковые требования, в которых указано, что во встречном исковом заявлении представитель истца ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером № использовался для выращивания сельскохозяйственных культур. В ходе изъятия земельных участков для государственных нужд, в соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта № от 30.08.2016 из данного участка были образованы следующие участки: №, №, №, ОАО «РЖД» произвело строительство железной дороги в двух участках – № и № В результате раздела образованный земельный участок с кадастровым номером № стал непригоден для сельскохозяйственного производства. В ходе проведённой судебной экспертизы было установлено, что вышеуказанный участок невозможно использовать для сельскохозяйственного производства. Согласно заключению судебной экспертизы была установлена рыночная стоимость земельного участка №, которая составила 485000 рублей. Считает, что доводы, изложенные во встречном исковом заявлении, подлежат отклонению и в удовлетворении встречных исковых требований необходимо отказать по следующим основаниям. Как следует из п.1 ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случае изъятия земельных участок для государственных нужд Российской Федерации, в том числе для размещения объектов федерального значения оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Согласно п.2 ст.11.2 ЗК РФ – земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В 4 ст.11.2 ЗК РФ гласит – образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: 1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд. На основании вышеизложенных норм законодательства следует, что у истца по встречному иску отсутствует право требования изъятия для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 61:42:0600008:213 и получения за него возмещения. В соответствии с п.1 ст.56.3 ЗК РФ – изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утверждёнными документами территориального планирования и утверждёнными проектами планировки территории. В соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта № от 30.08.2016 (приложение №4) подлежит изъятию для нужд Российской Федерации, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, адрес (местонахождение) земельного участка: <адрес>, площадь 123000 кв.м. Вместо исходного земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № Подлежащие изъятию земельные участки имеют следующие характеристики: 1) кадастровый номер №, адрес (местоположение) – <адрес>; категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешённое использование – железнодорожный транспорт, площадь 82424 кв.м. Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.09.2016 № 2) кадастровый номер №, адрес (местоположение) – <адрес> категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – железнодорожный транспорт, площадь 24933 кв.м. Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.09.2016 №. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № не включён в перечень земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд. У собственника земельного участка отсутствует право требования изъятия вышеуказанного участка для государственных нужд и предоставления за него возмещения, в связи с чем в удовлетворении встречных исковых требований необходимо отказать, так как нормами действующего законодательства не предусмотрено изъятие земельных участков по основаниям указанным во встречном исковом заявлении.
Истец ОАО «РЖД» в лице ДКРС-ЮГ о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя ФИО1, действующего на основании доверенности, который в судебном заседании исковые требования ОАО «РЖД» в лице ДКРС-ЮГ признал, встречные исковые требования ФИО2 поддержал и просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные во встречном исковом заявлении, дополнив следующим. В связи с выделением именно истцом из основного земельного участка с кадастровым номером №, земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № истец не имеет возможности использовать земельный участок с кадастровым номером № в его контурах по целевому назначению, не имеет возможности его обработать, поддерживать в пригодном для сельскохозяйственного производства состоянии, что приведёт к ухудшению качества земли, а следовательно, для истца повлечёт административную ответственность, предусмотренную ст.8.8 КоАП РФ, за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, а также административную ответственность, предусмотренную ст. 8.7 КоАП РФ, за невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению земель, предотвращению процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также дополнительные расходы по оплате земельного налога, что нарушает права истца. Просил суд взыскать с ОАО «Российские железные дороги» денежные средства в сумме 813561 рубль за изымаемые для государственных нужд земельные участки с кадастровыми номерами №, №. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» денежные средства в сумме 485000 рублей за изымаемый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером № Прекратить право собственности ФИО2, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № в связи с изъятием для государственных нужд. Обязать ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировать право государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № в течение десяти дней после вступления в силу решения суда.
Гражданским кодексом РФ, а именно статьями 284 и 285, предусмотрено изъятие земельного участка если он не используется по целевому назначению, либо используется не по целевому назначению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются реальный ущерб, а также упущенная выгода.
Аналогичное положение закреплено статьёй 62 Земельного кодекса РФ, согласно которой убытки, причинённые нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объёме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 282 ГК РФ предусмотрено, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со: строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 281 ГК Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причинённые изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 №442 в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для федеральных нужд, входят организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения обеспечивающих деятельность этих организаций объектов федерального значения, в том числе инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 №435-г «О включении (исключении) организаций в (из) реестра субъектов естественных монополий на транспорте» - ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.
Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям о зарегистрированных правах на объект недвижимости, изложенным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости № от 10.03.2017 года, ФИО2 принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешённое использование "для сельскохозяйственного производства", общей площадью 123000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 34-36).
Истец, осуществляет реализацию проекта «Новая железнодорожная линия на направлении Журавка-Миллерово» в рамках строительства железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск» в составе проекта «организация скоростного движения на участке железных дорог «Москва-Адлер» на основании Указа президента Российской Федерации от 17.04.2015 № и распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 30.08.2016 № «Об изъятии земельных участков путём выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Новая железнодорожная линия на направлении Журавка-Миллерово» в рамках строительства железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск в составе проекта «Организация скоростного движения на участке железных дорог Москва-Адлер».
В соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта № от 30.08.2016 (приложение № 4 подлежит изъятию для нужд Российской Федерации, в том числе часть земельного участка, принадлежащего ответчику, с кадастровым номером №, площадью 8242 кв.м и 24933 кв.м, местоположением: <адрес> (л.д. 66-71). При этом, вместо исходного земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №№. Изъятию подлежат земельные участки с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, местоположением <адрес> (л.д. 30-33).
Росжелдором 07.09.2016 направлены письма в адрес Главы муниципального образования «Чертковский район» и в адрес Главы Муниципального образования «Шептуховское сельское поселение» Чертковского района РО с просьбой официального опубликования решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом муниципальных образований (л.д. 47-48).
В местной газете «Вести Чертковские» от 09.09.2016 № на стр. 10 было опубликовано решение об изъятии от 30.08.2016 № ВЧ-89-р, кроме того указанное решение размещено на сайте Администрации Чертковского района РО и информационном щите Администрации Шептуховского сельского поселения (л.д. 49).
В порядке, предусмотренном ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации ответчику 09.01.2017 вручено сопроводительное письмо, проект соглашения об изъятии указанного земельного участка, копия отчёта об оценке от 14.11.2016 года и копии кадастровых паспортов на земельные участки. Указанные обстоятельством ответчиком не оспаривались.
Согласно отчёту об определении стоимости объектов оценки составленной ООО «Южный Региональный Центр Оценки – ВЕАКОН» от 14.11.2016 года, размер возмещения составляет 813561 рубль, который включает в себя рыночную стоимость 622670 рублей, размер убытков 190891 рубль, из них: убытки, связанные с приобретением нового земельного участка и регистрацией прав на него 49435 рублей, убытки, связанные с переоформлением прав на оставшуюся часть земельного участка 23364 рубля, упущенная выгода, связанная с невозможностью производства сельхозпродукции – 118092 рубля.
Принимая решение по делу, суд приходит к выводу, что процедура изъятия земельного участка, предусмотренная законом, соблюдена.
Определяя выкупную стоимость земельного участка ответчика, суд оценил в установленном ст. 67 ГПК РФ порядке представленные сторонами доказательства и находит необходимым положить в основу решения представленный истцом отчет об оценке, составленный ООО «Южный Региональный Центр Оценки – ВЕАКОН» 14.11.2016 года.
С представленным отчётом ответчик ознакомлен, о его недопустимости не заявлял, результаты оценки не оспаривал.
Указанное заключение содержит подробное описание произведённых исследований и сделанные по его результатам выводы, которые суд признаёт достоверным и использовал в качестве доказательства стоимости изымаемого участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и подтверждены представленными доказательствами.
При распределении судебных расходов между сторонами по первоначальному иску, суд руководствуется ст. 98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При подаче первоначального иска в суд, по ходатайству истца уплата госпошлины отсрочена до рассмотрения дела по существу, которая в связи с удовлетворением исковых требований подлежит взысканию с ответчика, как физического лица, в доход местного бюджета в размере 300 рублей
Рассматривая встречные требования ФИО2 к ОАО «РЖД» в лице ДКРС-ЮГ о взыскании денежных средств за изымаемые земельные участки для государственных нужд, прекращении права собственности на земельные участки и регистрации права государственной собственности на земельные участки суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 281 ГК Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причинённые изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 №442 в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для федеральных нужд, входят организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения обеспечивающих деятельность этих организаций объектов федерального значения, в том числе инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 №435-г «О включении (исключении) организаций в (из) реестра субъектов естественных монополий на транспорте» - ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.
Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям о зарегистрированных правах на объект недвижимости, изложенным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости № от 10.03.2017 года, ФИО2 принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешённое использование "для сельскохозяйственного производства", общей площадью 123000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 34-36).
Истец, осуществляет реализацию проекта «Новая железнодорожная линия на направлении Журавка-Миллерово» в рамках строительства железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск» в составе проекта «организация скоростного движения на участке железных дорог «Москва-Адлер» на основании Указа президента Российской Федерации от 17.04.2015 № 196 и распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 30.08.2016 № ВЧ-89-р «Об изъятии земельных участков путём выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Новая железнодорожная линия на направлении Журавка-Миллерово» в рамках строительства железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск в составе проекта «Организация скоростного движения на участке железных дорог Москва-Адлер».
В соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта № от 30.08.2016 (приложение № 4 подлежит изъятию для нужд Российской Федерации, в том числе часть земельного участка, принадлежащего ответчику, с кадастровым номером №, площадью 8242 кв.м и 24933 кв.м, местоположением: <адрес> (л.д. 66-71).
При этом, вместо исходного земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами №№№, изъятию подлежат земельные участки с кадастровым номером № и с кадастровым номером № местоположением <адрес> (л.д. 30-33).
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя истца по встречному иску ФИО1 судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Из заключения о результатах судебной строительно-технической экспертизы № от 28 ноября 2017 года Ростовского центра судебных экспертиз следует, что земельный участок с кадастровым номером № является многоконтурным и образован из трёх земельных участков, по данным проведённого анализа местоположения земельного участка отсутствует выезд/въезд на/с территорию многоконтурного земельного участка и использование земельного участка, исходя из его целевого назначения, невозможно.
Заключение эксперта № от 28 ноября 2017 года является допустимым доказательством, составленным в соответствии с требования закона, заключение содержит подробное описание произведённых исследований и сделанные по его результатам выводы, которое суд признаёт достоверным, ответчиком по встречному иску ОАО «РЖД», оно не оспаривалось.
Также, в ходе судебного разбирательства от истца по встречному иску ФИО2 судом назначена судебная оценочная экспертиза, согласно заключению эксперта № от 22 декабря 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 484933 рубля, заключение эксперта истцом ОАО «РЖД» также не оспаривалось. Доказательств, подтверждающих иную стоимость земельного участка, ответчиком по встречному иску ОАО «РЖД» не представлено, доказательства, представленные другой стороной, не опровергнуты.
В соответствии со статьёй 281 ГК РФ подлежит возмещению рыночная стоимость земельного участка, в которую включаются все убытки, понесённые собственником земельного участка, связанные с его изъятием для государственных нужд.
Владение на праве собственности земельным участком с кадастровым номером № при отсутствии возможности его использования по назначению повлечёт ухудшение качественного состояния земель, а следовательно нарушение ФИО2 административного законодательства в области землепользования, в частности предусмотренного статьями 8.8 и 8.7 КоАП РФ, а также несение им дополнительных расходов по оплате земельного налога, что нарушает права истца, вызванные действиями ОАО «РЖД» по разделу земельного участка с кадастровым номером № на три земельных участка с кадастровыми номерами №, №, №.
При этом, суд учитывает, что ОАО «РЖД» не представлены в суд доказательства о необходимости раздела исходного земельного участка с кадастровым номером № именно на три земельных участка с кадастровыми номерами №, №№ в установленных ОАО «РЖД» границах, необходимости использования земельных участков с кадастровыми номерами №, № для строительства двухпутной электрифицированной железной дороги именно в установленных ОАО «РЖД» границах, и о невозможности раздела исходного земельного участка с кадастровым номером №, на три земельных участка с кадастровыми номерами №, №, № в иных контурах, позволяющих ФИО2 использовать оставшийся в его пользовании земельный участок с кадастровым номером № по его целевому назначению.
Отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причинённых фактическим лишением имущества.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования ФИО2 о взыскании с ОАО «РЖД» в его пользу рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 484933 рубля, а также требования о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости.
Требования ФИО2 о взыскании с ОАО «РЖД» денежных средств в сумме 813561 рублей за изымаемые для государственных нужд земельные участки с кадастровыми номерами № и №, а также требования о прекращении права собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами № и №, не подлежат удовлетворению, поскольку указанные требования указаны в первоначальном иске ОАО «РЖД» к ФИО2 и заявлении об уточнении исковых требований и удовлетворяются судом. Хотя и требования в части взыскания стоимости земельных участков звучат по иному (с предоставлением ответчику ФИО2 возмещения за изымаемые земельные участки в размере 813561 руль), но фактически сводятся к выплате истцом ОАО РЖД» в пользу ответчика ФИО2 стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № и № в размере 813561 рубль.
Требования ФИО2 о возложении обязанности на ОАО «РЖД» зарегистрировать право государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, №№ в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда, не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие регистрации права собственности ОАО «РЖД» на указанные земельные участки не затрагивают прав ФИО2, поскольку судом удовлетворяются требования ОАО «РЖД» о прекращении права собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами № и № и требования ФИО2 о прекращении его права собственности на земельный участок с кадастровым номером № с прекращением права собственности прекращаются все его обязательства по отношению к указанным земельным участкам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197, 198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ОАО "Российские железные дороги" в лице ДКРС-Юг к ФИО2, о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок, удовлетворить.
Изъять у ФИО2 для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером № площадью 82424 кв.м и земельный участок с кадастровым номером № площадью 24933 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, прекратив право собственности ФИО2 на данные земельные участки, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, с предоставлением возмещения ФИО2 в размере 813561 (восемьсот тринадцать тысяч пятьсот шестьдесят один) рубль.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Встречные исковые требования ФИО2 к ОАО «РЖД» удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ФИО2 рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 484933 (четыреста восемьдесят четыре тысячи девятьсот тридцать три) рубля.
Прекратить право собственности ФИО2, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 15643 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В остальной части встречного иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Чертковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 марта 2018 года.
Председательствующий: